Контрольная работа по политологии

Автор: Юлия Бес, 27 Сентября 2010 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Термин «Политология» образовался от гречесих слов «politike» (государственные или общественные дела) и «logos» (слова, учение), что буквально означает «политическая наука» или «наука о политике». Предметом политологии является комплекс понятий, идей, закономерностей, отображающий политическую жизнь общества. Ключевой термин – «политическое». Он означает всё (идеи, отношения, деятельность), что имеет отношение к разработке и реализации стратегии целостных общественных изменений и общественного устройства.
Политология ищет ответы на такие вопросы как: что такое политика и политическая власть, зачем обществу государство, каковы типы государства и в чем их плюсы и минусы, в чем различие политических партий, кто становится политическим лидером, как складываются международные отношения?
Политология исследует политическую жизнь общества в самых различных ее проявлениях. Она, в частности, изучает: проблемы политической власти, ее сущность, ресурсы., легитимность, эффективность и в/о людей; их политические интересы, взгляды и позиции; деятельность политических институтов (государство и партии); политическое лидерство, политическую элиту, то есть субъекты политической власти, ее носители; внешнюю политику государств, роль международных организаций; политическую культуру общества, ее формирование и развитие и т.д.
Политология — единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом;
— общая политическая наука о государстве и демократии (государствоведение);
— система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;
— отрасль научных знаний, изучающая политическую власть, политические отношения и политические системы;
— учение, изучающее политическую систему общества, закономерности политического поведения;
— относительно самостоятельная область гуманитарного знания, весь комплекс знаний о политике, вырабатываемых всеми общественными науками.
Точного определения этой науки нет в связи с чрезвычайной многозначностью термина "политика" и дискуссионностью представлений о предмете политологии.
Предметом политологии являются:
политическая сфера общества, все происходящие в ней политические явления и процессы;
политика как целостное общественное явление, как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям и реализующийся на практике в соответствии с определенными принципами (стратегией и тактикой);
политическая власть, механизмы ее распределения и осуществления в обществе.

Оглавление

Политология как наука………………………………………………………..3
Структура и функции политики…………….………………………………...5
Характеристика институциональной подсистемы политической системы общества………………………………………………………………………..6
Особенности партийной системы в современной России…………………..7
Структура и основные типы политических процессов……….……………10
Политическая культура: сущность, структура, функции. ………………...13
Политическая ответственность: сущность, типы и проблемы формирования……………………………………………………………...…14
Понятие, предпосылки и черты тоталитаризма…………………………….17
Понятие политической элиты……………………………………………….19
Экономические, социальные, политические и правовые основы гражданского общества………………………………………………….......20
Понятие национального интереса. Национальный интерес и национальная безопасность………………………………………………………………….22
Современное геополитическое положение России: состояние и особенности…………………………………………………………………..26
13. Итоговый тест………………………………………………………………..28
14. Список используемой литературы………………………………………….33

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

  С точки зрения основания и условий  приобретения партийного членства выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии.

    Кадровые отличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Такие партии сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарные круги, что предопределяет свободное членство в партийные организации. Как правило, кадровые партии активизируют свою деятельность во время выборов, ориентируясь на организацию поддержки электората.

  Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Эти партии более организованны и дисциплинированны. Хотя здесь также важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается идеологии и общности взглядов.

  Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей. Это прежде всего коммунистические и фашистские партии.

  Существуют и другие типологии партий:

По принципу преследуемых целей: патронажные ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, и идеологические отстаивающие свою идейную чистоту. По принципу доминирующих целей и средств: консервативные (традиционалистские) и революционные. По принципу целей и политических ориентаций: коммунистические, социал-демократические и либеральные. По принципу взаимосвязи партии со своей социальной базой: авангардные (нового типа), парламентские и лейбористские. По принципу отношения к правящему режиму: легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; правящие монопольные и правящие в составе коалиции.

   Партийные системы выражают устойчивые связи  и отношения партий между собой, а также государством и другими политическими институтами. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность и многопартийность.

   За  последние годы в России происходит переход от однопартийной системы к многопартийности.

   К настоящему времени сложилось два  главных типа избирательной системы  – мажоритарная и пропорциональная. Сущность мажоритарной избирательной  системы заключается в том, что  депутатские места в каждом округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов.  Все остальные партии, кандидаты которых остались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система бывает различных видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон: относительного или абсолютного. Недостатки этой системы в том, что она не дает представления о реальной расстановке сил в стране и создает предпосылки для доминирования в деятельности депутатов групповых и региональных интересов в ущерб общенациональным.

   При пропорциональной системе выборов  каждая партия выдвигает свой список кандидатов. При этом распределение  мандатов между партиями производится в соответствии с количеством  полученных ими голосов избирателей. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата.

   Одним из недостатков пропорциональной системы  является неизбежное создание многопартийных политических компромиссов.

          В Российской Федерации функционируют обе избирательные системы. 

  1. Структура и основные типы политических процессов.

    Политика  по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом.

    Политический  процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

    В узком смысле – это деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

    Политический  процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе  раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

    Основные  стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

    Процесс выработки политических решений  дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные  звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
  2. Выработка и принятие политических решений;
  3. Реализация политических решений.

    Политическому процессу присущи:

  1. переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал;
  2. сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
  3. восходящих и нисходящих тенденций развития.

    Индивиды  и социальные группы, находящиеся  внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в  политический процесс. Некоторые безразличны  к политике, другие участвуют в  ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

    Можно выделить по степени возрастания  активности участия в политическом процессе следующие группы:

     1) аполитичная группа,

    2) голосующие на выборах,

     3) участвующие в деятельности  политических партий и других  политических организаций и проводимых  ими кампаниях,

     4) искатели политической карьеры  и политические лидеры.

    В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

    На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические.

    С точки зрения системных качеств  организации политической власти они  различаются на два крупных класса:

    Демократические – где сочетаются  различные формы прямого и представительного народовластия; 

    Недемократические – внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.

    С точки зрения публичности осуществления  элитой и электоратом своих функций можно выделить:

  1. открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.
  2. скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.
 
  1. Политическая  культура: сущность, структура, функции.

     Дифференциация  политической культуры осуществляется в соответствии с тем или иным критерием.

     Один  из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

     Другим  критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа политической культуры:

      Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса.

      Элитарная полит культура. Базовая политическая ценность - власть или властные структуры (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которое ставит политическая элита.

      Архаическая политическая культура. Главная ценность - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

     В качестве еще одного критерия выступает  ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы (рынок, государство). Приоритетное использование того или иного механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической. 

  1. Политическая  ответственность: сущность, типы и проблемы формирования.

     Политическая  ответственность:1) один из видов международно-правовой ответственности. Выражается в форме сатисфакций, репрессалий, а также коллективных санкций, которые согласно Уставу ООН могут предприниматься только по решению Совета Безопасности ООН по поводу государств, действия которых угрожают миру или нарушают его. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических связей, работы коммуникаций (транспорта и связи), в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН); 2) один из видов конституционной ответственности (например - ответственность правительства перед парламентом).

     Политическая  ответственность - стремление политиков к совпадению их идеологии и политической практики в развертывании политического процесса, соблюдение представителями власти законности. Понятие ответственности в политологии разработано слабо. Для России проблема политической ответственности имеет особую актуальность.   В структуре политической ответственности можно выделить несколько уровней. Ответственность предполагает совпадение обещаний политиков, в первую очередь элиты, с их реальной деятельностью. В мировой политической практике возникло понятие популизма. К нему примыкают такие определения, как политическая риторика, демагогия, шельмование, обман и другие. Все они в той или иной мере отражают безответственность политиков, которые обещают одно, а делают другое. Также следует выделить проблему соответствия между реальными проблемами в обществе и их осознанием политиками, которые берутся за процессы реформирования. Заблуждение субъектов власти может быть самым искренним, но, пытаясь разрешить политические и иные кризисы, элита автоматически возлагает на себя ответственность. Данная форма политической ответственности призвана гарантировать обществу достаточную защищенность от субъективизма руководства. Ведь неадекватные действия элиты могут привести общество к серьезнейшим потрясениям.     Важным моментом политической ответственности выступает содержание и формы деятельности политической оппозиции. Ее усилия всегда направлены на деструкцию существующей общественно-политической ситуации. Неадекватность действий разрушительного характера может нанести громадный вред обществу, увести его с конструктивного пути. Спекулятивная, формальная оппозиция безответственна не меньше, чем спекулятивная элита. Особенно вредна безответственная оппозиция в кризисных ситуациях.     Далее следует отметить значимость ответственности народа, электората. Это ответственность за свою Отчизну, за сохранение общества. Политическое пространство складывается в результате взаимодействия политических институтов и населения. Столкновение интересов и их реализация в ходе политического взаимодействия и борьбы различных сил структурируют политику. Реакция населения на неадекватные действия политиков приводит к корректировке ситуации. Тоталитарный режим в СССР практически уничтожил, раздавил легальное противостояние населения власти. Население в России покорилось власти. Подобная ситуация привела к возможности бесконтрольного действия политиков. Эта бесконтрольность, фактическая дезоппозиционность политического процесса повлекла большое число политических просчетов власти в ходе реформирования. Кроме просчетов власть, бесконтрольно со стороны населения реализует свои индивидуальные и корпоративные интересы, совершая массу уголовных и иных преступлений. До тех пор, пока россияне не воспримут активистскую политическую культуру и не начнут бороться за соблюдение законности субъектами власти, порядка в стране не будет. Политическую ответственность имеет смысл проследить как у депутата-партийца, представляющего интересы народа, придерживаясь при этом политической программы партии, так и у депутата - одномандатника, ориентирующегося в представительной и законодательной деятельности на реализацию своих локальных программных утверждений. При этом следует иметь в виду, что политическая ответственность, в первую очередь, нацелена на стратегическое планирование и решение стратегических задач (поиск системного решения общезначимой, общечеловеческой, общегосударственной, общерегиональной, общегородской, нравственной проблемы). О том, ответственен депутат или нет, можно будет говорить по прошествии определенного периода времени, каковой должен равняться хотя бы одному году. Ради текущего контроля за выполнением представителем народа своих обязанностей следует обращать внимание на то, в каких комиссиях он работает, в каких законотворческих инициативах принимает участие, чьи интересы лоббирует, насколько последовательно отстаивает то, что планировал в своих политических программах. Политическая ответственность - это ответственность депутата перед своими избирателями. Власть в развитых государствах действует в соответствии с «общественным договором». В правовых государствах действуют законы, функционируют общественные и государственные институты, приняты специальные процедуры, целью которых является привлечение к политической ответственности власти на всех уровнях. К механизмам реализации ответственности власти относятся роспуск парламентов, отзыв парламентариев, отставка правительств, право на критику. 
 

Информация о работе Контрольная работа по политологии