Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 19:02, контрольная работа
Основными задачами преподавания политологии в юридическом вузе являются:
дать студентам всесторонние и глубокие политологические знания; изучить ценности и демократическую практику мирового политического опыта;
вооружить знанием политических механизмов решения социальных проблем перехода к демократическому правовому государству;
способствовать формированию политологической составляющей мировоззрения на основе принципов демократии и ценностей конституционного общественного строя в России;
Политология в системе подготовки и практической деятельности юридических кадров.
Нормативная подсистема в политической системе общества: понятие, содержание, функции.
Типы партий и систем.
Понятие и содержание политического процесса.
Политическое сознание: понятие, структура, функции.
Особенности современной российской политической культуры.
Политические ценности демократии и проблемы их реализации в России.
Принципы политического плюрализма.
Понятие и содержание гражданского общества.
Основные тенденции в развитии международных отношений.
Содержание и особенности внешней политики Российского государства в современных условиях.
Политическая безопасность Российской Федерации: понятие, содержание, основные пути обеспечения.
|
Министерство образования и науки РФФедеральное государственное
бюджетное образовательное |
«Московский государственный университет технологий и управленияим. К.Г. Разумовского»Филиал в г. Смоленске | |
214011, Россия, г. Смоленск, ул. Губенко,
д.26, Тел.: (4812) 41-01-08, 44-46-94E-mail: smolmgutu@ |
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: Политология
Вариант №5
Работу выполнил студент:
Швед А.Е.
Курса 4
Оценка работы
Оглавление
1.Политология в системе подготовки и практической деятельности юридических кадров
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве – забота всего современного общества, важное условие его благополучия.
Основными задачами преподавания политологии в юридическом вузе являются:
дать студентам всесторонние
и глубокие политологические
знания; изучить ценности и
вооружить знанием
политических механизмов
способствовать формированию
политологической составляющей
мировоззрения на основе
оказать помощь в
развитии научного стиля
дать глубокие знания
о внутренней и внешней
разъяснить взаимосвязь политической и правовой сфер жизнедеятельности общества;
способствовать формированию
прочных демократических
Таким образом, с одной стороны, политология – это одна из важнейших социальных наук, роль которой в решении задач обновления всех сфер российского общества возрастает. Она отвечает на многие политические вопросы, поставленные практикой современного развития нашего государства и всего мирового сообщества. С другой стороны, – это наука «технологии» политических процессов. Она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыки равноправного участника политической жизни.
2. Нормативная подсистема политической системы общества: структура и функции.
Целям регулирования характера, содержания и взаимодействия составных частей политической системы служит нормативная подсистема.
Нормативная подсистема политической системы общества – это политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
Основу ее составляют нормы-законы
и принципы, которые определяют процесс
законотворчества, устанавливают определенные
права и обязанности политических организаций
и движений, а также нормы-привычки: нравственные
нормы, политические традиции, этикет
политического поведения, этикет политического
общения, деловые политические этикеты.
Нормы регулируют политические отношения,
придавая им упорядоченность, определяя
желательное и нежелательное, дозволенное
и недозволенное для сохранения политической
системы и успешной деятельности ее участников.
В каждом обществе могут быть и такие социальные
силы, которые придерживаются иных принципов
и норм. Они встречают противодействие
со стороны властвующих субъектов. Если
успех сопутствует оппозиции, политическая
система дестабилизируется или меняется
ее характер функционирования, субъектный
состав властвования.
Через политические
принципы и нормы получают признание в
обществе и стране социальные интересы
тех или иных субъектов, основы самой политической
системы. Политико-властные структуры
стремятся довести принципы и нормы до
сведения граждан, соотносят их со своими
целями, определяют желаемую модель поведения
участников политической жизни, закрепляя
в нормах и правилах необходимые ограничения,
осуществляют согласование интересов
и поощрение инициативы. Властвующие субъекты
политической системы оказывают регулирующее
воздействие на политические отношения,
а с их помощью - на другие виды общественных
отношений. Происходит целенаправленное
формирование политического сознания,
поведения и общения субъектов политической
жизни, выработка у них общих установок,
соответствующих целям и принципам политической
системы.
3. Типы партий и систем
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.
С точки зрения основания и условий приобретения партийного членства выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии. Кадровые отличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет.
Массовые партии представляют
собой централизованные организации
с уставным членством. Эти партии
более организованны и
Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей.
Существуют и другие типологии партий:
- по принципу преследуемых целей – патронажные, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, и идеологические, отстаивающие свою идейную чистоту
- по принципу доминирующих целей и средств – консервативные (традиционалистские) и революционные
- по принципу целей и политических ориентаций – коммунистические, социал-демократические и либеральные
- по принципу взаимосвязи партии со своей социальной базой – авангардные (нового типа), парламентские и лейбористские
- по принципу отношения к правящему режиму – легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; правящие монопольные и правящие в составе коалиции.
Типы партийных систем:
1) в зависимости от
характера политического
2) в зависимости от
количества партий, борющихся за
власть или влияющих на нее:
однопартийные (в которых
3) в зависимости от
соотношения партий с
4) в зависимости от
устойчивости партийной
5) в зависимости от
характера межпартийных
4. Понятие и
содержание политического
Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Основные виды политических процессов:
— формирование органов
политической системы (
— воспроизведение
компонентов и признаков
— принятие и исполнение
политических решений,
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.
Поскольку политические процессы затрагивают, причем весьма существенно, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Крайними позициями в отношении к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что его адепты видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.