Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Основными задачами преподавания политологии в юридическом вузе являются:
дать студентам всесторонние и глубокие политологические знания; изучить ценности и демократическую практику мирового политического опыта;
вооружить знанием политических механизмов решения социальных проблем перехода к демократическому правовому государству;
способствовать формированию политологической составляющей мировоззрения на основе принципов демократии и ценностей конституционного общественного строя в России;

Оглавление

Политология в системе подготовки и практической деятельности юридических кадров.
Нормативная подсистема в политической системе общества: понятие, содержание, функции.
Типы партий и систем.
Понятие и содержание политического процесса.
Политическое сознание: понятие, структура, функции.
Особенности современной российской политической культуры.
Политические ценности демократии и проблемы их реализации в России.
Принципы политического плюрализма.
Понятие и содержание гражданского общества.
Основные тенденции в развитии международных отношений.
Содержание и особенности внешней политики Российского государства в современных условиях.
Политическая безопасность Российской Федерации: понятие, содержание, основные пути обеспечения.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.docx

— 77.58 Кб (Скачать)

5. Политическое сознание: понятие, структура, функции

Политическое сознание — это система взглядов, понятий, представлений установок и чувств, выражающих субъективное отношение человека к действующим или желаемым политике и политическим явлениям.

По глубине отражения  действительности выделяют следующие  уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными  группами на основе целенаправленного  исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность  к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается  в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта  людей и обладает такими чертами, как противоречивость,поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры  с помощью идей, представлений,  убеждений и т.п. относительно  политического участия);

2) оценочная (способствует  выработке отношений к политической  жизни, к конкретным политическим  событиям);

3) интегрирующая (содействует  объединению социальных групп  общества на основе общих ценностей,  идей, установок);

4) познавательная (помогает  людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую  действительность);

5) прогностическая (создает  основу для предвидения содержания  и характера развития политического  процесса, позволяет получить информацию  о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает  людей к политически ориентированному  поведению, к участию в общественно-политической  жизни ради отстаивания своих  интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

     В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

 —массовым (выражает  общественное мнение, настроение и действие масс);

 — групповым (обобщает  установки и мотивы политического  поведения конкретных классов, слоев, элит);

 —индивидуальным (содержит  систему информационных, мотивационных  и ценностных компонентов, обеспечивающих  познание личностью политики  и участие в ней).

 

            6. Особенности современной российской политической культуры

Политическая  культура – часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими  институтами и политическими  процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.

Самые разумные законы и  реформы без учета человеческого  фактора исторически сложившегося социума обречены. Политическую культуру определенной страны можно понять лишь в том случае, если рассматривать  ее как часть общенациональной культуры. Поэтому в современной политологии  утвердилась классификация политических  культур по цивилизационному признаку – в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна. Таких типов выделяют пять:

- конфуцианско-буддийская

- индо-буддийская

- исламская

- западная

- православно-славянская

Политическая культура выполняет  в обществе целый ряд важных функций:

Когнитивная (накапливает  политические знания).

Эмоциональная (формирует  политические чувства).

Оценочная (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок).

Регулятивная (регулирует политическое поведение).

Коммуникативная (культура лежит в основе политического  общения).

Интегративная (объединяет людей через систему ценностей).

Политическая культура оказывает  влияние  на формы, функционирование и развитие государства и политических институтов, задает направление политическому  процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Культура политическая сосуществует с экономической  и религиозной культурой.

Основные элементы политической культуры:

Политические традиции;

Идеи, концепции и убеждения  о взаимоотношении различных  общественно-политических институтов;

Ориентации и установки  людей в отношении существующей политической системы в целом.

То есть политическая культура является ценностно-нормативной системой, которую разделяет большинство  населения. В системе ценностей  и установок политической культуры центральное место занимают те, которые  способствуют формированию и сохранению политической системы.

Связующими элементами политической культуры являются национально-государственные  символы и идеалы. Символ – это  художественный образ, воплощающий  в себе какую-либо идею. К ним относятся  флаги, гербы, гимны, конституции, праздники, денежные знаки.

Приобщенность к политике – важнейшая характеристика политической культуры современного российского  общества. В России сегодня остро  стоит вопрос о совершенствовании  системы управления всеми сферами  жизнедеятельности людей, и политической в частности.

 

7. Политические ценности демократии и проблемы их реализации в России

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание  этого принципа означает, что  народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.  Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления  могут быть изменены при всеобщем  согласии народа и по установленным,  закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность  основных органов власти позволяет  обеспечить четкий легитимный  механизм преемственности власти. Государственная власть рождается  из честных выборов, а не  посредством военных переворотов  и заговоров. Власть выбирается  на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование.  Демократические выборы предполагают  реальную соревновательность различных  кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин  - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав  человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода.

5. Гражданские права. Этими  правами люди пользуются как  частные лица, и они защищают  граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство  всех граждан перед законом,  право на частную жизнь, право  не подвергаться пыткам, наказанию  без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Политические права  дают гражданину возможность  участвовать в процессе управления  и влиять на принятие решений  законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические  права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения  политического равенства. Связано  это с тем, что провозглашение  политического равенства не устраняет  сложившейся практики, когда отдельные  граждане в силу своего общественного  статуса и благосостояния располагают  большими возможностями влиять  на власть, используя для этого  СМИ, непосредственные контакты  с правительственными чиновниками, дружеские связи.

Одной из стран, находящихся  на пути перехода от одного политического  режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла  по пути быстрой политической и экономической  реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных  для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко  отличалось от западных демократий почти  тотальной милитаризацией, суперцентрализацией  и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием  массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

Российская демократия весьма далека от образцов демократии вестминстерской  и пока что отнюдь не является гарантией  дальнейшего движения вперед. Ее социальная база крайне узка, и возвращение  к авторитарным формам правления  никак не может быть исключено  из числа возможных альтернатив. В ближайшие годы альтернативы исторического  пути в России кроются внутри самой  внутренне нестабильной "номенклатурной демократии", в том, какое из начал  в ней возобладает и будет  укрепляться - номенклатурное или демократическое.

 

8. Принципы политического плюрализма

Политический плюрализм  — это принцип, содействующий  существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах  государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии  между сторонниками различных точек  зрения.

Демократическое общество, утверждая принцип политического  плюрализма, позволяет гражданам  свободно реализовывать своё право  на защиту собственных интересов, отстаивать свои политические ценности, создавать  с этой целью различные организации. Однако этот процесс, если не будет  никаких сдерживающих факторов, может  привести к острым конфликтам между  организациями, к хаосу и даже расколу общества. Вот почему принцип  политического плюрализма наряду с  предоставлением гражданам права  на создание организаций предполагает также, во-первых, запрещение деятельности организаций, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; во-вторых, создание норм, регламентирующих деятельность всех общественно-политических организаций, выработку общих правил, позволяющих организациям конкурировать между собой, но при этом не допускающих возникновение между ними открытой вражды, конфликтного противостояния.

 

9. Понятие и  содержание гражданского общества

          Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими другими.

         Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

  Структура гражданского общества:

 — негосударственные  социально-экономические отношения  и институты (собственность, труд, предпринимательство);

 — совокупность не  зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

 — общественные объединения и организации;

 — политические партии и движения;

 — сфера воспитания  и негосударственного образования;

 — система негосударственных средств массовой информации;

 — семья;

 — церковь и т.п.

 Признаки гражданского общества:

 — наиболее полное  обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

 — самоуправляемость;

 — конкуренция образующих его структур и различных групп

 людей;

 — свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

 — всеобщая информированность  и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

 — жизнедеятельность  в нем базируется на принципе  координации (в отличие от государственного  аппарата, который построен на основе принципа субординации);

 — многоукладность  экономики;

 — легитимность и  демократический характер власти;

 — правовое государство;

 — сильная социальная  политика государства, обеспечивающая  достойный уровень жизни людей,  и другие.

 

          10. Основные тенденции в развитии международных отношений

Международные отношения  – это сфера межгосударственного  и межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: социальные, культурные, информационные.

Современные тенденции международных  отношений:

— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"