Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

1.1 Сущность и назначение выборов. Основные принципы демократических выборов
1.2 Современные избирательные системы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 31.42 Кб (Скачать)

1. Дать развернутый ответ  на следующие вопросы

1.1 Сущность и назначение выборов.  Основные принципы демократических  выборов

В современном  цивилизованном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, тем реальным механизмом, который  обеспечивает ее существование и  функционирование. Демократия невозможна без участия членов общества в  ее осуществлении. Основными формами  участия в политической жизни  общества являются: выборы, избирательные  кампании. Одним из важнейших элементов  современных политических систем является институт всеобщих выборов.

Выборы представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан.

В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Выделяют две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности.

Демократические принципы избирательного права включают:

1. Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

В странах  Запада длительное время существовал  имущественный и целый ряд  других цензов, не допускавших к  выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции  этот ценз отменен в 1944 г., Италии и  Японии - 1945, Греции - 1956, Швейцарии - 1971, Португалии - в 1974 г.), негров (в США  последние ограничения на их участие  в выборах сняты в законах 50-х - 70-х гг.). Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохе "массовой политики", привело к складыванию партийных и политических систем современного типа.

2. Равенство  - каждый избиратель имеет только  один голос, который оценивается  одинаково, независимо от его  принадлежности тому или иному  человеку. При этом ни имущественное  положение, ни должность, ни  какие-либо другие статусные или  личные качества не должны  влиять на положение гражданина  как избирателя. Равенство избирательных  прав предполагает также примерное  равенство избирательных округов,  которое необходимо, чтобы голоса  избирателей имели приблизительно  одинаковый вес при избрании  депутата. На практике постоянно  обеспечивать точное равенство  избирательных округов достаточно  сложно и дорого, поэтому некоторые  отклонения от этого принципа  допускаются. Так, по избирательному  закону ФРГ избирательные округа  могут отличаться по численности  населения на одну треть. 

3. Тайна  выборов - решение конкретного  избирателя не должно быть  кому-либо известно. Этот принцип  обеспечивает свободу выбора, предохраняет  граждан от возможных преследований,  а также подкупа. Он действует  применительно лишь к пассивному  избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование - избиратель  принимает решение непосредственно  о конкретном кандидате на  выборную должность, голосует  за реального человека. Между  избирателями и кандидатами нет  каких-либо инстанций, опосредующих  их волеизъявление и непосредственно  определяющих персональный состав  депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

Процедура выборов регламентируется избирательным  правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке  выдвижения кандидатов, требования к  кандидатам, процедура голосования  и подсчета голосов, возможности  пользоваться услугами СМИ и источниками  финансирования. На базе демократических  избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса:

1. Свобода  выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления - расправы с противниками, с активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного - угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших «организовать» победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата и т.п.; социально-экономического - подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий и т.п., обещания льгот и привилегий для отдельных регионов и т.п., психологического - запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента; информационного - систематическая односторонняя и (или) искаженная подача информации. Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно, в рамках закона с некоторыми этическими и иными ограничениями предвыборной агитации;

2. Наличие  выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает  отбор из различных предложений.  В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. Конечно, на практике, особенно в странах с еще не сложившейся многопартийностью, иногда создается ситуация, когда из-за высокого авторитета, мощной организационной и материальной поддержки национального политического лидера оппозиционные силы, не имея сколько-нибудь реальных шансов на успех, не решаются выставлять своих кандидатов. В таком случае демократический потенциал выборов существенно ограничивается. В условиях же политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов - важный показатель демократизма выборов.

3.Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов. Известно, что истина рождается в споре. И в этом смысле «политическая истина» - наиболее приемлемые для большинства граждан программы, партии и кандидаты - обычно определяется в электоральном споре за властные позиции в государстве. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.п.;

4.Периодичность  и регулярность выборов. Выборы  способны выполнять конструктивные  функции, служить инструментом  демократии при условии, что  носители мандатов избираются  на определенный, не слишком большой  срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать  своих представителей, предотвращать  злоупотребления властью и корректировать  политический курс правительства. 

5.Равенство  возможностей политических партий  и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др. В некоторых странах, рассматривающих выборы как «государственно-политическое» дело, существует государственное финансирование избирательных кампаний. Так, в ФРГ каждой партии, получившей на выборах в бундестаг и в Европарламент не менее 0,5 % голосов, выделяется из государственного бюджета по 5 марок за каждый голос. Кроме того, слабые в финансовом отношении партии получают от государства немалые средства для «выравнивания шансов». В других же странах, например, в США, финансирование выборов - частное дело. Реализация на практике равенства возможностей - пожалуй, наиболее часто нарушаемый на выборах принцип, что в большей или меньшей степени искажает их результаты и демократический характер.

Принято различать активное и пассивное  избирательное право. Активное избирательное право предполагает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представительной власти. В свою очередь оно может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают непосредственное избрание гражданами депутатов. При косвенных выборах граждане сначала избирают выборщиков, которые затем завершают избирательный процесс. Путем двуступенчатых выборов избираются, в частности, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Пассивное избирательное право - это право быть избранным в различные органы власти. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования к претендентам на избрание, связанные с возрастом, гражданством, проживанием на территории страны и т.д.

1.2 Современные избирательные системы

Избирательная система - совокупность правовых норм, правил, традиций и процедур, обеспечивающая и регулирующая легитимное формирование государственных органов власти.

Избирательная система - составная часть политической системы, но и она сама подобно  любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых  в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) - компонент практически-организационный.

Система выборов как одна из главных черт демократического общества в современных демократиях весьма многообразна. Можно выделить два основных типа избирательных систем современности, имеющих различные модификации в разных странах в зависимости от конкретно-исторических условий. Это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

Мажоритарная система (от фр. большинство) - порядок определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат (или список кандидатов), получивший большинство голосов в округе. Различают два вида мажоритарных систем - абсолютного и относительного большинства. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Мажоритарная система абсолютного  большинства - для избрания необходимо получить простое большинство голосов избирателей, т.е. 50 % голосов + 1 голос.

Мажоритарная система относительного большинства - достаточно собрать большее по сравнению с другими кандидатами число голосов (даже если это большинство меньше половины). Применяется в США, Англии, Индии.

Пропорциональная  система - наиболее распространенная избирательная  система в мире. Она имеет две  разновидности. Пропорциональная избирательная  система на общегосударственном  уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются. Пропорциональная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов.

При пропорциональной системе создаются большие избирательные  округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Для определения  результатов голосования устанавливается  минимум голосов, необходимых для  получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены  в списке. Такая система наиболее демократична, т.к. органы, избранные  на ее основе, имеют более представительный характер. Применяется данная система в Италии, Финляндии, Швейцарии, Австралии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"