Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Политология как наука.
Социальные группы как субъекты политики.
Структура политической системы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 
 

  
  1. Политология как наука.
 

  Политология-наука  о политике, то есть об особой сфере  жизнедеятельности людей, связанной  с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими  институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между  людьми, обществом и государством.

  В первую очередь Объектом изучения политологии  как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение  основ её легитимности, выяснение  механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.

  Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов  по поводу политической власти.

  Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

  В представлении многих учёных политология  представляет собой междисциплинарную  науку, предметом изучения которой  являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые  отражают реальный процесс включения  субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для  открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто  сторонники поиска политических законов  не учитывают главного — то, что  один теоретик рассматривает как  «прогресс», для другого оказывается  регрессом.

  Проблемы, которыми занимается политология, можно  разделить на три крупных блока:

  • философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  • политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  • политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.
 
  
  1. Политология и другие общественные науки. Политология  и право.
 

  Тесная  связь характерна для политологии  и философии. Философия, являясь  общеметодологической основой любой  науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое  осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства  и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального  и духовного, рационального и  иррационального в политике. Философское  обоснование политики используется политологией для определения методологии  и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и  процессов.

  Важное  значение для политологии имеют  те разделы философского знания, которые  касаются человека, проблем ценностей, в частности, этики и эстетики. Вырабатываемые ими нормы и образцы  поведения становятся существенным фактором, влияющим на политику.

  Наиболее  тесно политология связана с  социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения объекта  и методов исследования политология  и политическая социология часто  отождествляются, однако различия в  предмете их исследования существуют. Как уже показано, политология  изучает политическую жизнь общества во всех ее проявлениях, начиная с  сущности власти, ее природы и завершая конкретными формами ее проявления и институционального воплощения.

  Политическая  социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она  показывает, как социальная структура  общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь. Политология в своих исследованиях  опирается на получаемые социологией  эмпирические данные о социальной структуре  общества и ее динамике, активно  использует методы и методики социологических  исследований (опросы, анкетирование  и т.п.).

  Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

  Политология тесно соприкасается и с правовыми  науками, так как политические и  правовые отношения неразрывно связаны  между собой. Правовые нормы и  отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может  нормально функционировать без  правового оформления. Политология  по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время  политологическое исследование будет  неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций.

  Смежными  науками являются политология и  политическая история, исследующая  процессы развития политической жизни  общества, становление государственных  институтов, партий, движений. По словам английского историка Э.Фримена, история  – это прошлая политика, а политика – теперешняя история. История дает политологу обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого. Все это необходимо для анализа  современных политических процессов  и политического прогнозирования. В свою очередь, политическая наука  разрабатывает теоретико-методологическую базу исторических исследований, придает  им определенную мировоззренческую  направленность.

  Очевидна  связь политологии с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического  поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных  типов политических лидеров. Стили  политического руководства также  имеют важное значение в политике. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная  научная дисциплина – политическая психология.

  Определенная  взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы  оказывают существенное воздействие  на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких  научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих  отношения между политикой и географией.

  Современная политическая наука проявляет интерес  и к таким наукам, как антропология, биология, демография, этнография и  др., достижения которых оказываются  полезными при анализе многих политических проблем, например, проблем  политического поведения, политического  лидерства, конфликтологии, теории управления и др.

  Необходимо  взаимодействие политологии с целым  рядом так называемых формальных наук – логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем. Эти науки  дают общее представление об уровнях  и формах связи в мире; предлагают методы обработки эмпирических данных; учат построению моделей любых, в  том числе и политических явлений. 

  
  1. Социальные  группы как субъекты политики.
 

  Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом  понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и  по приобретаемым в процессе жизни  признакам. При этом, обладая одинаковыми  чертами и качествами с другими  людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам (например, в одно и то же время является отцом семейства, членом определенной профессиональной, а также национальной группы, жителем  того или иного города и т.д.). В  то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая  принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к  жизни.

  Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения  с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды  на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая  различия между людьми по тем или  иным признакам, фиксируют тот уровень  общественной дифференциации, которая  сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи  и взаимоотношения оказывают  существенное воздействие на содержание политических процессов.

  Однако  не все конфликтные отношения  между группами могут проявляться  в политической сфере и оказывать  влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения  своих проблем, предпочитая строить  свои отношения с оппонентами  на идеях сотрудничества, взаимопонимания  или заключения различного рода договоров  и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.

  Таким образом, социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный  субъект отношений в сфере  государственной власти. Становление  ее реальным, действующим субъектом  политических отношений, практически  использующим свои ресурсы в целях  изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и  сложный процесс, который зависит  от многих внутренних и внешних для  группы причин.

  Процессы  политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу  публичной власти, обусловливающие  формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство в  целях соответствующего общеколлективным потребностям перераспределения социальных статусов и ресурсов, составляют содержание системы социального представительства.

  Основными элементами такой системы являются: источники и причины политического  участия; процесс групповой самоорганизации; формирование представительных структур и их взаимодействие с властью. 

  
  1. Структура политической системы.
 

  Политическая  система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а  также их взаимодействий, в которых  реализуется политическая власть и  осуществляется политическое влияние.

  В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи  четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и  политико-идеологическая. 

                         Политическая система общества 
 
 

  Институциональная  Регулирующая  Коммуникативная Политико - идиологическая 
 

  
  • Институциональная подсистема включает политические институты  и, прежде всего, формы политического  правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную  систему и др. Этой подсистеме принадлежит  ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности  и границы функционирования всей политической системы.
  • Регулирующая подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование, и деятельность политических  институтов и функционирование политической системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.
  • Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются, политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
  • Политико-идеологическая подсистема включает, политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"