Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Политология как наука.
Социальные группы как субъекты политики.
Структура политической системы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 66.29 Кб (Скачать)
  1. Понятие субкультуры.
 

      В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и  менталитет ее носителей. То есть субкультура  — это подкультура или культура в культуре.

      Следует различать традиционалистские и  инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся  профессиональные субкультуры, возникающие  как позитивная реакция на потребности  общества. Появление инновационно-авангардных  субкультур связано с отрицанием "базовой" культуры общества. Для  обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным  принципам "базовой" культуры, используется термин "контркультура" (например, некоторые молодежные субкультуры).

      Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической  группы; выделяются также субкультуры  основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.

      К субкультурам относятся также маргинальные культуры. Маргинальность — понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами. Первоначально этот термин использовался  для обозначения социально-психологических  последствий неполной адаптации  мигрантов из сельских районов к  требованиям городского образа жизни. Впоследствии термин приобрел более  широкое значение. К маргинальным, например, относят "культурные гибриды", оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей  их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию (например, "бомжи"). 

  
  1. Политическая  ответственность: сущность, типы и проблемы формирования.
  2. Политические ценности демократии и проблемы их реализации в России.
 
  
  1. Принципы  политического плюрализма.

  Понятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог  английского лейборизма Г. Ласки, который  и ввел в 1915 году его в научный  оборот. Политический плюрализм  - один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения  своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Плюралисты исходят из аристотелева определения, что "люди по природе  своей социальные существа" и  им свойственно создавать организации  и группы для выражения своих  требований, поддержки либо протеста. Они считают, что ни одна из групп  интересов не может доминировать в политическом процессе, так как  не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого  гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо  враждебные группировки.

  Политический  плюрализм является признаком либерализма: при нем никакой институт и  тем более личность не могут оказаться  сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом  социального партнерства и согласия. Культура политического плюрализма стала утверждаться в западных странах  со времен установления конституционализма, парламентаризма, многопартийности. В  основе правил политического плюрализма лежит признание сохранения мира в обществе как абсолютной ценности: все позиции, интересы признаются правомерными, если они не направлены против общепринятых нравственных, экономических, политических устоев общества, не аппелируют к насилию.

  В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе  человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений. В течение долгого  времени концепция политического  плюрализма составляла основу теории так называемой плюралистической демократии, в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия. Цель демократии заключалась в этом случае в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов.

  Политический  плюрализм - осуществление власти при  взаимодействии нескольких или множества  субъектов политических отношений. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек  обычно состоит. Индивид обычно активен  политически не сам по себе, а  как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов  человек может иметь, но может  и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным. Поэтому  мало оснований опасаться тирании  большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам  политического плюрализма, колебания  такого рода рассматриваются как  условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию  настроений значительной части общества.

  Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность  групп интересов (или давления) свободно выражать суои взгляды, - устанавливает  надежную связь между управляющими и управляемыми. Несмотря на известную  удаленность этой модели властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она  обеспечивает достаточный уровень  ответственности для того, чтобы  именоваться демократической. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно  выражать свое мнение: за них это  сделают группы интересов, причем намного  эффективнее, а нужное представительство  будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели граждане как  бы дважды представлены - выборными  лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить  требования групп интересов в  надежде на получение еще большей  поддержки электората.

  Модель  плюралистической демократии сводит к  минимуму вероятность тирании со стороны элиты и народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество  взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший  в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма  в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество. Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие. 

  
  1. Типология и функции политического лидерства.
 

      Большинство в политических элитах составляют те, кто занимая лидирующие позиции, имеют сторонников, последователей, соратников. Политическое лидерство, опирающееся  на широкую социальную основу —  это одна из целей деятельности каждого  входящего в элитарные группы, их основная забота, важнейший критерий в выявлении ценности любого в  элитарной иерархии.

        С одной стороны, политические  лидеры выполняют функцию интеграции  деятельности масс в сфере  политики; они объединяют, направляют  политические действия своих  последователей и соратников, играя  роль своеобразных инструментов  их объединения. С другой стороны,  важная роль сторонников, последователей  состоит в том, что они концентрируются  вокруг политических лидеров,  как бы выбирая их в соответствии  со своими представлениями об  идеальных политиках, вождях, лидерах,  руководителях в конкретной исторической  обстановке. Последние «превращаются»  в орудие формальных или неформальных  объединений этих сторонников.  Именно поэтому все политические  лидеры характеризуются как «избранные»  по политическим предпочтениям.

      Жан Блонде́ль (26 октября 1929, Тулон) — французский  политолог, специализирующийся на сравнительной  политологии:

        Политическое лидерство  — это «власть,  осуществляемая одним  или несколькими  индивидами с тем,  чтобы побудить  членов нации к  действиям».

        Политическое лидерство воздействует  на большие массы людей, ставящие  перед собой масштабные цели  и испытывающие к тому же  постоянное противодействие со  стороны оппозиционных сил.

      Политический  лидер — это и центр власти, и «мозг», и «визитная карточка»  тех сил, которые его выдвигают  на элитарные лидирующие позиции  и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

      Типологически политическое лидерство подразделяется на:

    • рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур (например, президент Ширак, канцлер Шредер и др.);
    • харизматическое, которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования (президенты Рузвельт, Кеннеди и др.);
    • традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.);
    • авторитарное, преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти (генерал Пиночет и др.);
    • диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание («вожди народа» Гитлер, Сталини др.).

      Политических лидеров также делят на:

    • прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных виновных в развале государственных и общественных структур;
    • реформаторов, содействующих социальным изменениям;
    • консерваторов, препятствующих всему новому;
    • независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи;
    • марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

        Функции политического лидерства  варьируются в зависимости от  его типологических особенностей  и от сущностных характеристик  политических режимов, в которых  оно реализуется.

        При характеристике основных  этапов деятельности лидера можно  выделить три общие функции:

    • Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
    • Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
    • Мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей;

        Что касается более конкретной, содержательной характеристики  функций лидера, то к ним можно  отнести следующее:

    1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
    2. Нахождение и принятие оптимальных решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
    3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
    4. Коммуникация власти и масс, упрочнение каналов политической и , особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрокра­тизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий поли­тические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
    5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.
    6. Легитимация(«узаконивание») строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, ко­торые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.
    7. Крайняя, максимально завышенная оценка функций и эффективности политического лидера проявляется в культе личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например во Франции во времена президента Ш. де Голля.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"