Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Политология как наука.
Социальные группы как субъекты политики.
Структура политической системы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

  Данная  структура прослеживается в политической системе любого общества, однако в  конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются  и функционируют в различных  формах. 

  
  1. Функции политической системы.
 

Функции политической системы:

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
 

  Ещё одна трактовка: 

  В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом
 
  
  1. Особенности партийной системы в современной России.
 

  Партийная система является тем институтом политического пространства, который  связывает общество и власть, непосредственно  содействует развитию политического  участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом  гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной  системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки  действующих в стране политических сил. С помощью взаимосвязанных  и взаимодействующих политических партий обретают легитимность представительные органы власти, институт президентства.

  Любая партийная система в России малоэффективна потому, что Конституция ставит не политическую партию, не правительство, а президента в привилегированное  положение. При неудаче президент  легко выйдет из положения, отправив правительство или какого-либо министра в отставку.

  В.Я. Гельман разделяет точку зрения А. Рябова о том, что российскому  президенту выгодно находиться вне  какой-либо политической партии и быть свободным от партийного контроля. «Для президента подобная зависимость  объективно не выгодна, и потому попытки  создания «партии власти» (ДВР, НДР  и др.) регулярно проваливаются».

  Серьезные попытки осмысления общественных факторов становления партийной системы  в России, поиска закономерностей  этого процесса сделаны С.Н. Пшизовой в публикации «Какую партийную модель воспримет наше общество?». Автор  указанной статьи рассматривает  не только специфические особенности  постсоветского общества, но и современные  тенденции развития западных партий, отмечая и отличия, и сходства проявления этих тенденций.

  Современная партийная система России, может  быть охарактеризована как многопартийная, находящаяся в состоянии перехода от поляризованной партийной системы  к системе ограниченного плюрализма, с элементами мнимой и искусственной  многопартийности, политически фрагментированная.

  Можем заключить, что развитие партийной  системы идёт по пути постепенного перерастания поляризованной партийной  системы в систему ограниченного  плюрализма. Число реально действующих  партий сокращается (хотя формально  они продолжают существовать, чаще всего они примыкают к какой-либо сильной партии, стоящей на сходных  идеологических позициях).

  Низкая  стабильность партийной системы  связана с, во-первых, социальной структурой общества, а именно, отсутствием  четких социальных групп (отсутствием  среднего класса как основы политического  центра, гаранта стабильности, во-вторых, отсутствием консенсуса в обществе по вопросам о путях развития и  сути реформ, в-третьих, отсутствием  в обществе определенного взгляда  на территориально-государственной  устройство) - эти расколы в обществе приводят к фрагментации и низкой стабильности партийной системы.

  Однако, необходимо отметить, что наличествуют и постоянные участники избирательных  кампаний, которые получают места  в Государственной Думе и формируют  собственные депутатские объединения. Наличие такого элемента как «партия  власти» показывает, что российская партийная система не является институтом сформировавшимся, принявшим конкретные формы, функционирующим по определенным правилам. 

  
  1. Понятие «группы  интересов».
 

  Понятие “группы интересов” характеризует  совокупность политических институтов, опосредующих отношения граждан  с государством. Теоретически место  и роль групп интересов были обоснованы в XIX – начале XX вв. в трудах английских философов и экономистов, которые  рассматривали группу как специфическую  единицу общества. Американский ученый А. Бентли в книге “Процесс управления” (1908) уточнил эти представления, трактуя  группы интересов уже как определенные объединения, “количество которых  ограничено только одним показателем  – интересами, ради которых они  созданы и действуют”. Тем самым  группы интересов стали рассматриваться  в контексте системы принятия решений, процесса формирования государственной  политики.

     В настоящее время в научной  мысли группы интересов все  же изредка отождествляются с  социальными общностями и трактуются, по мнению Ж. Мейно, как объединения  граждан, занимающие такое место  в обществе, которое затрагивает  интересы других субъектов со  сходными требованиями. Но все  же большинство ученых проводит  различия между социальными группами  и ассоциациями индивидов, которые  ставят своей целью оказание  влияния на правительство способами,  наиболее отвечающими интересам  этого объединения (Р. Доуз).

     Учитывая доминирующие в политической  науке подходы, группы интересов  можно определить как по преимуществу  добровольные объединения, приспособленные  или специально созданные людьми  для выражения и отстаивания  своих властно значимых интересов  в отношениях с государством, а также другими политическими  институтами. Эти политические  ассоциации, будучи посредниками  в отношениях государства с  населением, представляют интересы  социальных, национальных, региональных  и прочих человеческих общностей  и служат формой коллективных  действий их членов.

     Группы интересов являются одним  из основных каналов политической  активности граждан. Чем шире  представительство социальных потребностей  группами интересов, тем разностороннее  связь между обществом и государством, тем гибче властные институты  реагируют на социальные запросы  населения, а люди обладают  большим влиянием на политические  решения.

     Многообразные группы интересов  обладают широким набором ресурсов  для воздействия на власть, для  доведения нужд и запросов  населения до лиц и органов,  принимающих политические решения.  В качестве таких ресурсов  могут выступать их экономические  и финансовые возможности, информация  или опыт политического участия  их членов, организационные структуры и т.д. В зависимости от характера той или иной политической системы группы интересов, последние обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений. Те же группы интересов, которые, используя свои ресурсы, имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органической частью механизма управления обществом. В противоположность этому “заявки” на власть от групп интересов, транслирующих радикальные и экстремистские требования, обладают разрушительным действием для системы политического управления обществом.

     В целом же действие разнообразных  групп интересов способствует  усложнению строения политической  системы. Их деятельность стимулирует  возникновение партий (особенно  мелких) и нарастание фракционности  в этих политических институтах; дифференциацию функций органов  государственного управления и  рационализацию их организационного  строения; обогащение системы международных  отношений и т.д. Как указывал  крупный американский ученый  Д. Трумэн, по мере специализации  различных общественных сфер  в социуме автоматически возникают  новые группы интересов. В свою  очередь, их существование стимулирует  возникновение “контргрупп”, а  их взаимные контакты и связи  способствуют балансировке общественных  отношений. Так что сужение  поля действия групп интересов,  создание препятствий для граждан  при образовании этих ассоциаций  ужесточают режим правления, изолируют  правящую элиту от населения  и создают предпосылки для  снижения эффективности государственного  управления и дестабилизации  политических порядков.

     Соответственно занимаемому ими  месту в политической сфере  группы интересов выполняют функции  артикуляции и агрегирования  социальных интересов. В процессе  их осуществления группы интересов  доносят до органов власти  сведения о состоянии той или  иной проблемы в общественной  жизни, транслируя во власть  общественные настроения и мнения  общественности. Выражая точку зрения  какой-то части населения на  определенную проблему, группа интересов  дает государственным органам  возможность проводить более  эффективный политический курс, отвечающий реальным потребностям  граждан и изменяющийся в соответствии  с ситуацией.

     Выдвигая политические требования  и поддерживая конкретных деятелей  в правительственных и иных  структурах, группы интересов обладают  определенной возможностью предлагать  своих членов для работы в  государственных органах, влиять  на отбор кадров, участвующих  в процессе принятия решений.  Тем самым они выполняют и  функцию формирования политических  элит, властных структур общества. 

  
  1. Понятие и  содержание политического процесса.
 

  Слово “процесс” (processus) означает определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие “политический  процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение  во времени и пространстве ее состояний. Короче говоря, это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В этом плане  политический процесс предстает  как многообразная деятельность “завязанных” в определенную структуру  политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих  целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих  методов, принципов и процедур.

  Движущей  силой политического процесса выступают  противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социально-политических сил – участников политического  процесса. Именно субъекты-участники  своими действиями производят изменения  в отношениях власти, передвижения в персональном составе органов, принимают политические решения, нормативно упорядочивают общественную жизнь  и ведут борьбу за наиболее благоприятные  политические условия реализации своих  интересов.

  Сущность  политического процесса заключаются  в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов  политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического  властвования и политического участия, политической культуры и норм, а  с другой стороны, производство посредством  политической системы определенного  социального порядка и социальных изменений.

  Содержание  политического процесса включает в  себя:

  а) социально-политические условия возникновения  и функционирования политического  процесса;

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"