Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Политология как наука.
Социальные группы как субъекты политики.
Структура политической системы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

  б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также  объекты воздействия;

  в) политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии; г) взаимодействие субъектов в форме  борьбы и сотрудничества. 

  
  1. Структура и основные типы политических процессов.
 

  Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  • политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.
  • политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.
  • социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.
  • политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.
  • политическая практика, состоящая из политической деятельности.

  Структура — важнейшее свойство системы, поскольку  указывает на способ организации  и соотношение её элементов.

  На мой  взгляд, можно выделить четыре основных типа политических процессов:

  • Экономико-политические;
  • Структурообразующие - следствие образования определенных институтов и систем норм, моделирующих способ продолжительности жизни базисных социальных структур;
  • Идеологически-политические – следствие создания и поддержки идеологических систем;
  • Формирование общественного мнения.

  Отечественный политолог Л. С. Мамут выделяет следующие  типы политических процессов:

  • Формирование органов политической системы (институционализация);
  • Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:
  • Принятие и исполнение политических решений.

  По сфере  действия политические процессы разделяются  на внутриполитические и внешнеполитические. В зависимости от сроков протекания выделяют продолжительные процессы (например, переход к демократическим  формам правления); непродолжительные (например, избирательные кампании). В соответствии с критерием значимости для общества политические процессы можно разделить на базовые и  периферийные. По мнению А. И. Соловьева, «базовые процессы основаны на изменении  системных свойств политической жизни (например, процесс формирования властных структур государственного уровня), а периферийные – на изменении  менее существенных свойств, которые  не оказывают принципиального влияния  на доминирующие формы и способы  отправления власти».

  А. Ю. Шутов  выделяет два идеальных типа политических процессов:

  • политический процесс технократического типа;
  • политический процесс идеократического типа.

  Первому типу присуще преобладание «технологического  подхода в качестве единственно  возможного типа политического изменения», ориентация на легитимное использование  политических процедур. Для него неприемлема  радикальная структурная ломка  политической системы и ее составляющих.

  Второй  тип политического процесса наблюдается, как правило, в традиционных или  в переживающих начальную стадию модернизации обществах. Он основан  не на приоритете процедуры изменений, а на консенсусе в отношении определенной идеологии.

  На основе критерия эволюционной стадии развития общества А. Ю. Шутов выделяет политический процесс в традиционном обществе и обществе, переживающем модернизацию. Для первого типа характерны патриархальность политической жизни, низкий уровень  участия в ней населения, отсутствие у него ярко выраженных политических интересов. В целом политический процесс носит экстенсивный характер, а принятие и судьба политических решений всецело зависит от воли правящей группировки. Политический процесс  в странах, переживающих модернизационную стадию, характеризуется его интенсификацией, вовлечением в политическую жизнь  населения, созданием институтов, позволяющих  оказывать влияние на процесс  принятия политических решений. 

  
  1. Оппозиция и ее роль в политической жизни  общества.
 

      Об  оппозиции можно говорить в узком  и широком смыслах. В узком  смысле - это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским  меньшинством, но могущее прийти к  власти на следующих выборах.

      В 1966 г. Р.Даль, анализируя основные параметры политической оппозиции в западных демократиях, выделил четыре основные модели: «британскую», «континентальную», «скандинавскую» и «американо-швейцарскую».

      Первая  модель, которую можно назвать  классической, или «вестминстерской», характеризуется наличием двух достаточно хорошо организованных главных партий, поэтому оппозиция сосредоточена  в одной партии. Эти партии строго соревновательные в парламенте и  на выборах. Оппозиция столь резко  отличима, что ее можно идентифицировать однозначно. Основное противоборство между оппозицией и правительством происходит на парламентских выборах и в национальном парламенте, причем парламент является рутинным, каждодневным местом противоборства. Было бы правильнее даже назвать парламент форумом, используемым для победы на следующих выборах, ведь парламентские дебаты имеют целью повлиять не столько на депутатов, сколько на публику - и на будущие выборы.

      В ряде государств континентальной Западной Европы оппозиция представлена несколькими  партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов с целью формирования исполнительной власти. Соответственно и стратегия оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства,. Что невозможно в данных условиях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.

      Выделение третьей модели - скандинавской - может  представляться несколько искусственным; здесь также большую роль играет политический торг, но существенное отличие состоит в том, что рамки его существенно расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно больший круг участников, чем в предыдущей модели, включая крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и т.п. Таким образом эта модель оппозиции предполагает включение механизмов социального партнерства.

      Наконец, оппозиция в четвертой модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутренним единством и децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся к этой модели, является то, что в них вообще отсутствует решающее место противоборства между оппозицией и правительством. Разделительная линия между оппозицией и правительством проходит не между партиями, а внутри них.

      Исследования  политической оппозиции в незападных демократиях, в особенности в  странах, где существует партийная  система с доминирующей партией (Индийский национальный конгресс, Либерально-демократическая партия Японии), также показали, что среди  форм и проявлений оппозиции весьма важную роль приобретают фракции  внутри господствующей партии. Фактически подобные партии становятся механизмом агрегирования и согласования различных  интересов, управления конфликтами, возникающими из множества расколов.

      Таким образом, приведенное выше определение  оппозиции в узком смысле удовлетворяет  условиям лишь первой и отчасти второй из рассматриваемых моделей.

      Р. Даль предложил объяснение понятия  «оппозиция», которое можно отнести  к числу «широких»: «Предположим, что А определяет курс правительства в определенной политической системе по тому или иному вопросу в течение некоторого промежутка времени. Предположим, что в течение этого промежутка времени Б не может определять поведение правительства, и что Б противостоит тому курсу правительства, что определяется А. Тогда Б является тем, что мы называем «оппозицией». Заметим, что в течение некоторого другого промежутка времени предопределять курс правительства может Б, и тогда в оппозиции окажется А.

Изучение  политической оппозиции не относится  к числу направлений, находящихся  в фокусе современной политической науки. Существующие типологии оппозиций  либо созданы для конкретного  случая, либо так нагружены «измерениями», что теряют свою объяснительную силу. Политическую оппозицию в «гибридных»  политических режимах, в частности - российском, удобнее всего рассматривать  при помощи концептуальной карты.

Среди институциональных факторов наибольшее влияние на характеристики оппозиции оказывает традиционное различение между парламентскими и президентскими системами (и отдельными их подвидами). Президентские и президентско-парламентские системы, устроенные по принципу «победитель получает все», создают почву для развития принципиальной оппозиции. В свою очередь, парламентские режимы поощряют утверждение коалиционных и корпоратистских стратегий «торга» оппозиции с правящими группами. На снижение потенциала принципиальной оппозиции работают и пропорциональные избирательные системы, децентрализация и федерализм. 

  1. Политическое  сознание: понятие, структура, функции.
 

      Политическое  сознание как сфера общественного  сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и  использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это  результат одновременно и отражения  субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к  отражаемым политическим событиям. Что  же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и  реализации, к политическим силам  различной направленности и методам  их деятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего  как осознанное, осмысленное через  призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

      Политическое  сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов  политических отношений.

      Политическое  сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

      Политизация общественного и индивидуального  сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда  возникают социальные неравенства, формируются институты социального  управления и публичной власти.

      При этом следует заметить, что генезис  политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного  сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

      Рассматривая  структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости  от специфики процессов и форм политического отражения в нем  выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами  являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

      Структура политического сознания может рассматриваться  и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные”  показатели, те, что построены на одновременном учете различных  признаков содержания, организации, функционирования. С этой точки зрения структура, например, политического  сознания в США, по мнению наших исследователей Ю.Замошкина и Э.Баталова, включала следующие его типы:

      1) либерально-технократический,

      2) либерально-реформистский, 

      3) либеральный, 

      4) традиционалистский,

      5) неоконсервативный, 

      6) радикально-либеральный, 

      7) радикально-этатистский, 

      8) правопозитивистский, 

      9) радикально-демократический, 

      10) радикально-бунтарский,

      11) радикально-романтический, 

      12) радикально-социалистический и др.

      Политическое  сознание классифицируется и по качественно-содержательным параметрам. У различных его носителей  оно может быть более или менее  развитым, доминировать в структуре  общественного и индивидуального  сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия. 

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"