Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:26, контрольная работа
Пенсионная реформа 2010 г. предусматривает решение конкретных задач по становлению страховых механизмов и должна рассматриваться как долгосрочная целевая программа, которая реализуется в несколько достаточно самостоятельных этапов.
Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития российской пенсионной системы:
- эквивалентность пенсионных обязательств пенсионным правам застрахованных лиц;
- государственная гарантия минимального уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров;
- финансовая самостоятельность и долгосрочная сбалансированность бюджета ПФР.
Введение
1 Современное состояние пенсионной системы России………….…………….………. 3
1.1 Общая характеристика пенсионной системы России……………….…………. 3
1.2 Результаты и проблемы пенсионной реформы………………………………… 5
2 Тенденции развития пенсионной системы в России………………………………….. 6
2.1 Направления совершенствования пенсионного законодательства…………… 9
2.2 Перспективы реформирования пенсионного законодательства…………….. 13
Заключение……………………………………………………………………………….. 18
Список используемых источников…………………………………………………….... 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пенсионная система РФ: современное состояние
Преподаватель ____________________
Содержание
Введение
1 Современное состояние пенсионной системы России………….…………….………. 3
1.1 Общая характеристика пенсионной системы России……………….…………. 3
1.2 Результаты и проблемы пенсионной реформы………………………………… 5
2 Тенденции развития пенсионной системы в России………………………………….. 6
2.1 Направления совершенствования пенсионного законодательства…………… 9
2.2 Перспективы реформирования пенсионного законодательства…………….. 13
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………………
Введение
Пенсионная реформа 2010 г. предусматривает решение конкретных задач по становлению страховых механизмов и должна рассматриваться как долгосрочная целевая программа, которая реализуется в несколько достаточно самостоятельных этапов.
Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития российской пенсионной системы:
- эквивалентность пенсионных
- государственная гарантия
- финансовая самостоятельность
и долгосрочная
Однако полностью реализовать указанные базовые страховые принципы не удалось по объективным причинам.
Очередной этап реализации страховых принципов начался в 2010 г., когда был восстановлен страховой порядок администрирования пенсионных отчислений, включая повышение тарифа страховых взносов и увеличение его доли, учитываемой в пенсионных правах застрахованных лиц, проведена валоризация (переоценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002) в прямой зависимости от продолжительности трудового стажа и др.
На данном этапе пенсионной реформы не ставится задача решения всех проблем, накопившихся в современной пенсионной системе, а предполагается решить только часть из них, которые признаны приоритетными на период до конца текущего десятилетия. Весь комплекс приоритетных мероприятий конкретизирован в правительственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Актуальность темы связана с тем, что она касается одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока.
При всей
важности морального аспекта
стоит отметить, что и
экономическое состояние
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Цель работы:
рассмотреть современное
1 Современное состояние пенсионной системы России
1.1 Общая характеристика пенсионной системы России
Большинство пенсионеров в Российской Федерации получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.
С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.
Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи [1].
Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.
Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой пенсии производится бюджетная доплата.
Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.
Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.
Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны.
В недалёком прошлом в
течение десятилетий нашим
соотечественникам навязывался
постулат в том, что
1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы
В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе пенсионного обеспечения:
1) базовая часть формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;
3) накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии[2].
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.
Трёхуровневая система позволяет осуществлять переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.
Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:
1) практически сформирована
пенсионного обеспечения;
2) создан Общественный совет по
инвестированию средств
накоплений, который провёл первые заседания;
3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и
спецдепозитария;
4) заключены договоры между
компаниями на управление накопительной частью пенсии;
5) проведена рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г.
средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора
управляющей компании;
6) подписаны соглашения об
выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками и
Пенсионным фондом РФ[3].
В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1) технические проблемы в
привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки
рассылки писем на три месяца целый год оказался во многом потерян для
пенсионной реформы;
2) отсутствие информационной
тому, что большая часть населения не очень хорошо знает, как можно
распорядиться накопительной частью своей пенсии;
3) сложность подачи заявления о выборе управляющей компании сокращает
число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными
накоплениями;
4) отсутствие механизма раскрытия информации о деятельности частных и
государственных управляющих компаний, а также самого Пенсионного фонда РФ
приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее