Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Пенсионная реформа 2010 г. предусматривает решение конкретных задач по становлению страховых механизмов и должна рассматриваться как долгосрочная целевая программа, которая реализуется в несколько достаточно самостоятельных этапов.
Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития российской пенсионной системы:
- эквивалентность пенсионных обязательств пенсионным правам застрахованных лиц;
- государственная гарантия минимального уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров;
- финансовая самостоятельность и долгосрочная сбалансированность бюджета ПФР.

Оглавление

Введение
1 Современное состояние пенсионной системы России………….…………….………. 3
1.1 Общая характеристика пенсионной системы России……………….…………. 3
1.2 Результаты и проблемы пенсионной реформы………………………………… 5
2 Тенденции развития пенсионной системы в России………………………………….. 6
2.1 Направления совершенствования пенсионного законодательства…………… 9
2.2 Перспективы реформирования пенсионного законодательства…………….. 13
Заключение……………………………………………………………………………….. 18
Список используемых источников…………………………………………………….... 19

Файлы: 1 файл

Право соц о.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Право социального  обеспечения»

 

Пенсионная система  РФ: современное состояние

 

 

 

 

 

 

 

     Преподаватель               ____________________ 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1 Современное состояние пенсионной системы России………….…………….………. 3

        1.1 Общая характеристика пенсионной системы России……………….…………. 3

        1.2 Результаты и проблемы пенсионной реформы………………………………… 5

2 Тенденции развития пенсионной системы в России………………………………….. 6

        2.1 Направления совершенствования пенсионного законодательства…………… 9

        2.2 Перспективы реформирования пенсионного законодательства…………….. 13

Заключение……………………………………………………………………………….. 18

Список используемых источников…………………………………………………….... 19

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Пенсионная реформа 2010 г. предусматривает  решение конкретных задач по становлению  страховых механизмов и должна рассматриваться  как долгосрочная целевая программа, которая реализуется в несколько достаточно самостоятельных этапов.

Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития российской пенсионной системы:

- эквивалентность пенсионных обязательств  пенсионным правам застрахованных  лиц;

- государственная гарантия минимального  уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров;

- финансовая самостоятельность  и долгосрочная сбалансированность  бюджета ПФР.

Однако полностью реализовать указанные базовые страховые принципы не удалось по объективным причинам.

Очередной этап реализации страховых  принципов начался в 2010 г., когда был восстановлен страховой порядок администрирования пенсионных отчислений, включая повышение тарифа страховых взносов и увеличение его доли, учитываемой в пенсионных правах застрахованных лиц, проведена валоризация (переоценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002) в прямой зависимости от продолжительности трудового стажа и др.

На данном этапе  пенсионной реформы не ставится задача решения всех проблем, накопившихся в современной пенсионной системе, а предполагается решить только часть из них, которые признаны приоритетными на период до конца текущего десятилетия. Весь комплекс приоритетных мероприятий конкретизирован в правительственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность  темы связана с тем, что она  касается  одной  из  наименее  социально   защищённых   групп   – престарелых граждан, тем или  иным образом влияющая на  жизнь  каждого  члена общества,  пенсионная  реформа  должна  проводиться  государством  с  особой тщательностью, ибо цена неудачи  очень  высока. 

 При  всей  важности  морального  аспекта   стоит  отметить,  что   и  экономическое состояние общества  зависит от  эффективности   функционирования системы пенсионного   обеспечения.  Вопросы  пенсионной  реформы  затрагивают финансы  предприятий  и  организаций,  доходы  населения,  бюджетную  сферу, инвестиционные  процессы.  В  настоящее  время   реформирование   пенсионной  системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы  всей  экономики  и финансов России.

Регулирование   государством   пенсионного   обеспечения   защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики  в неустойчивое  время,  привлекает другие формы пенсионного обеспечения  через имеющиеся ресурсы  предприятий  и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему  взаимоотношений  между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

Цель работы: рассмотреть современное законодательство и литературу экономистов в области  пенсионного обеспечения граждан и сделать соответствующие выводы о современном состоянии пенсионной системы в России.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1 Современное состояние пенсионной системы России

       1.1 Общая характеристика пенсионной системы России

 

         Большинство пенсионеров в Российской Федерации получают «страховую» пенсию. Пенсия  почти  для  всех  из них является основным,  а  зачастую  и  единственным  источником  средств  к существованию.  Всё  это  предопределяет  повышенную  значимость пенсионной системы.

         С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела  кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.

         Новая пенсионная  система состоит из  двух  подсистем:  страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от  тех источников,  за  счёт которых выплачиваются пенсии.  Первая  из  них   финансируется   за   счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её  действия  находятся главным образом наёмные работники  и  некоторые  другие  категории занятого населения, охваченные обязательным  пенсионным страхованием,  и  их  семьи [1].

        Вторая финансируется за счёт бюджета  страны,  ею  охватываются  в  основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные  и  некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по  каким-либо  причинам  не заработали  пенсию  своим  трудом,  службой.  Бюджетная  пенсионная  система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей:  одна  часть – «возвышается» над всеми, она для тех,  кто  служит  власти,  другая  часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

       Иногда  эти  две  подсистемы  переплетаются  –  к  страховой   пенсии производится бюджетная доплата.

   Обновление пенсионного законодательства  началось  в  конце  1990  г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР,  был  принят  Закон «О государственных  пенсиях  в  РСФСР».  Этим  законом  вводилась  подлинная система  пенсионного  обеспечения  на   основе   обязательного   пенсионного страхования наёмных работников.

       Что побудило тогда Россию приступить к формированию  своей  пенсионной системы,  с  собственной  независимой  финансовой  базой,  обособленной   от государственного  бюджета,  -  с  российским  пенсионном  страховым  фондом? Причин было  несколько.  Отмечу  две  главные,  не  потерявшие  до  сих  пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.

       Первая  причина  состояла  в  объективной   потребности   пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы  обязательного  пенсионного страхования  трудящихся,  возродить  и,  главное,  реализовать  на  практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время  постепенно, хотя  и   медленно,   складывалась   многоукладная   система   экономических отношений, менялось представление властных структур  о  целях  общественного производства  и  распределении  богатства, создаваемого  трудом  народа,  в частности   наметилась   тенденция   к   паритетному   смягчению    военного противостояния   двух   мировых   политических   систем   и    использованию высвобождаемых  ресурсов,  в  прошлом  пожираемых   гонкой   вооружений,   в интересах населения страны.

      В недалёком прошлом  в   течение  десятилетий  нашим   соотечественникам навязывался  постулат в том, что государственное   социальное  страхование  (а пенсионное  –  часть  его) осуществляется  якобы   за   счёт   государства.  Внедрённая в  сознание  людей,  эта идея  использовалась  при формировании управленческих решений и получила даже законодательное  выражение.  Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически  для  всех работников,  изымая  львиную  долю  того,   что   создавалось   их   трудом, государство вместе с тем декларировало  полное  освобождение  трудящихся  от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из  величайших завоеваний.  Средства  социального   страхования   практически   слились   с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете  вместе  с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких  страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё  это приводило к искажению реальной стоимости рабочей  силы,  создавало  иллюзию, что пенсионеров содержит государство,  а  не  те,  кто  трудится  и  создаёт богатства общества.

               

             1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы

     

В настоящее  время происходит переход к трёхуровневой системе пенсионного обеспечения:

1) базовая часть  формируется за счёт 14% от фонда  оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;

2) страховая  часть пенсии (11-14% от фонда оплаты  труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;

3) накопительная  часть пенсии (2-6% от фонда оплаты  труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии[2].

 Кроме того, работник (или работодатель) могут  добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

Трёхуровневая система позволяет осуществлять переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.

  Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:

      1) практически сформирована нормативная  база для трёхуровневой системы

пенсионного обеспечения;

      2) создан Общественный совет по  инвестированию средств пенсионных

накоплений, который  провёл первые заседания;

      3) проведены конкурсы по выбору  управляющих компаний и

спецдепозитария;

      4) заключены договоры между Пенсионным  фондом РФ и управляющими

компаниями  на управление накопительной частью пенсии;

      5) проведена рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г.

средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений  для выбора

управляющей компании;

      6) подписаны соглашения об удостоверении  подписей на заявлениях о

выборе частной  управляющей компании между несколькими крупными банками и

Пенсионным  фондом РФ[3].

В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:

      1) технические проблемы в Пенсионном  фонде с рассылкой писем гражданам

привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки

рассылки писем  на три месяца целый год оказался во многом потерян для

пенсионной  реформы;

      2) отсутствие информационной кампании  о пенсионной реформе ведёт  к

тому, что большая  часть населения не очень хорошо знает, как можно

распорядиться накопительной частью своей пенсии;

      3) сложность подачи заявления  о выборе управляющей компании  сокращает

число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными

накоплениями;

      4) отсутствие механизма раскрытия информации о деятельности частных и

государственных управляющих компаний, а также  самого Пенсионного фонда РФ

приводит к  сложности выбора населением управляющей  компании для наиболее

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"