Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Пенсионная реформа 2010 г. предусматривает решение конкретных задач по становлению страховых механизмов и должна рассматриваться как долгосрочная целевая программа, которая реализуется в несколько достаточно самостоятельных этапов.
Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития российской пенсионной системы:
- эквивалентность пенсионных обязательств пенсионным правам застрахованных лиц;
- государственная гарантия минимального уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров;
- финансовая самостоятельность и долгосрочная сбалансированность бюджета ПФР.

Оглавление

Введение
1 Современное состояние пенсионной системы России………….…………….………. 3
1.1 Общая характеристика пенсионной системы России……………….…………. 3
1.2 Результаты и проблемы пенсионной реформы………………………………… 5
2 Тенденции развития пенсионной системы в России………………………………….. 6
2.1 Направления совершенствования пенсионного законодательства…………… 9
2.2 Перспективы реформирования пенсионного законодательства…………….. 13
Заключение……………………………………………………………………………….. 18
Список используемых источников…………………………………………………….... 19

Файлы: 1 файл

Право соц о.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

     2.2. Перспективы реформирования пенсионного законодательства

     

Пенсионная реформа 2010 г. предусматривает  решение конкретных задач по становлению страховых механизмов и должна рассматриваться как долгосрочная целевая программа, которая реализуется в несколько достаточно самостоятельных этапов.

Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития российской пенсионной системы:

- эквивалентность пенсионных обязательств  пенсионным правам застрахованных лиц;

- государственная гарантия минимального  уровня пенсионного обеспечения  всех категорий пенсионеров;

- финансовая самостоятельность  и долгосрочная сбалансированность  бюджета ПФР.

Однако полностью реализовать указанные базовые страховые принципы не удалось по объективным причинам.

Очередной этап реализации страховых  принципов начался в 2010 г., когда  был восстановлен страховой порядок  администрирования пенсионных отчислений, включая повышение тарифа страховых  взносов и увеличение его доли, учитываемой в пенсионных правах застрахованных лиц, проведена валоризация (переоценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002) в прямой зависимости от продолжительности трудового стажа и др.

На данном этапе пенсионной реформы  не ставится задача решения всех проблем, накопившихся в современной пенсионной системе, а предполагается решить только часть из них, которые признаны приоритетными на период до конца текущего десятилетия. Весь комплекс приоритетных мероприятий конкретизирован в правительственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8], исходя из целевых ориентиров социальной политики на указанный период:

- уровень пенсионного обеспечения  с учетом мер социальной поддержки  начиная с 2010 г. не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП);

- повышение среднего размера  трудовых пенсий по старости  к 2016 - 2020 гг. до величины, обеспечивающей  не менее 2,5 - 3 ПМП;

- обеспечение индивидуальным коэффициентом  замещения трудовой пенсии по старости не менее 40% заработка, на который начислялись страховые взносы.

Выделенные приоритеты современного этапа развития пенсионной системы  обусловлены необходимостью ее адаптации  к макроэкономическим условиям и  глобальным демографическим процессам.

Глубокий финансовый кризис выдвинул на передний план поддержание жизненного уровня современных пенсионеров путем дополнительной переоценки их пенсионных прав и социальных (федеральных и региональных) доплат к пенсиям. В то время как нарастание негативных демографических тенденций потребовало расширения форм и методов пенсионных накоплений, с одной стороны, и создания объективных условий для поддержания коэффициента замещения трудовых пенсий на общих основаниях, с другой.

В результате реформы 2002 г. была создана многоукладная структура трудовой пенсии: базовая часть (БЧП) - за счет ЕСН и федерального бюджета, страховая часть (СЧП) - за счет персонифицированных поступлений страховых взносов, накопительная часть (НЧП) - за счет индивидуальных пенсионных накоплений.

Исчисление базовой части пенсии без учета продолжительности  страхового стажа и увязки с объемом  уплаченного ЕСН привело к  обострению проблемы несоответствия БЧП страховым принципам. Окончательно эта проблема стала очевидна после резкого снижения ставки ЕСН (начиная с 2005 г.), которое привело к тому, что в 2010 г. основная доля БЧП должна была бы финансироваться из общеналоговых поступлений.

Другая важная проблема - повышение уровня пенсионного обеспечения. Для ее решения предлагались различные альтернативные варианты:

- отмена ограничения, установленного  на отношение среднемесячного  заработка застрахованного лица  к среднемесячной заработной  плате в Российской Федерации,  применяемого при оценке пенсионных  прав;

- применение величины фактической  среднемесячной заработной платы в Российской Федерации при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации;

- прямое увеличение размера  трудовой пенсии на 1000 руб. вне  зависимости от продолжительности стажа и величины заработка застрахованного лица (получателя пенсии);

- увеличение размера базовой  части пенсии до уровня ПМП;

- обеспечение максимального приближения  социальной пенсии к уровню  ПМП и поддержание достигнутого  уровня в последующие годы;

- изыскание средств для повышения  уровня пенсий одним категориям  за счет сокращения выплат  другим. В частности, не выплачивать  базовую часть работающим пенсионерам,  либо не выплачивать ее до  достижения 60/63 лет (соответственно  женщинами и мужчинами), либо предусмотреть ступенчатое повышение размера базовой части при достижении определенного возраста (например, до достижения общеустановленного пенсионного возраста базовую часть не выплачивать, лицам до 60/63 лет выплачивать ее в половинном размере и только после достижения указанного возраста - полностью). При этом высвобождаемые средства должны были направляться на сокращение дефицита бюджета страховой части пенсии.

Комплекс мероприятий по развитию российской пенсионной системы был  разработан с учетом выделенных федеральным бюджетом финансовых ресурсов и нашел законодательное закрепление в Федеральных законах N 212-ФЗ [9] и N 213-ФЗ [10], реализация которых началась с 2010 г.

Все мероприятия можно сгруппировать  по следующим направлениям.

  1. Дополнительное повышение (валоризация) пенсионных прав, приобретенных до реформы 2002
  2. Администрирование страховых взносов с отменой единого социального налога (ЕСН). Единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 26% (в 2010 г. - 20%), из которых 16% учитывается в правах.

 

Трансформация БЧП в фиксированный  базовый размер (ФБР) страховой части  трудовой пенсии. Индексация обеих составных частей трудовой пенсии должна будет происходить по общему правилу - в соответствии с ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера (а не с ростом потребительских цен).

Законодательное закрепление минимального уровня материального обеспечения  пенсионера. Начиная с 01.01.2010 пенсия вместе с иными мерами социальной поддержки (в виде социальных доплат к пенсии) не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе.

Государственное регулирование формирования пенсионных прав застрахованных лиц  на основе страховых принципов невозможно до тех пор, пока в рамках распределительной части пенсионной системы сохраняется нестраховой механизм льготного и досрочного пенсионного обеспечения. Сегодня этот нестраховой механизм распространяется более чем на треть всех новых назначений трудовых пенсий. Весь объем финансовой нагрузки по досрочным пенсионным выплатам ложится на распределительную часть бюджета ПФР, что резко снижает размеры пенсий застрахованным лицам, выработавшим свои пенсионные права на общих основаниях.

Данная проблема обсуждается не первое десятилетие, однако адекватный страховой механизм финансового обеспечения досрочных и льготных пенсий до сих пор не разработан. Основная причина затруднений заключается в высокой стоимости страховых обязательств, обусловленных вредными и опасными условиями труда и жизни, а также в занижении требований по трудовому стажу (как общему, так и льготному).

Из-за нестабильной ситуации в экономике  и ограниченности средств, выделяемых Минфином России на цели увеличения уровня пенсионного обеспечения (500 млрд руб.) не все предложения по реформированию пенсионной системы нашли отражение в законодательных нормах. В частности, не удалось разработать эффективный экономический механизм увеличения пенсионного возраста до 65 лет, как это принято в экономически развитых странах. Он должен был бы реализоваться не позднее 2015 г.

По демографическим характеристикам, в первую очередь по состоянию  здоровья населения нашей страны, физиологических резервов для увеличения пенсионного возраста нет. По продолжительности  жизни и смертности мужчин увеличение возраста не оправдано также и с экономических позиций, поскольку не может повлиять на финансовое положение ПФР.

Актуарные расчеты показывают, что  увеличение пенсионного возраста даже на предельно возможный период позволит "сэкономить" не более 20 - 30 млрд руб. в год, т.е. не более 2 - 2,5% от общих расходов. И это при одновременном увеличении объема расходов в последующие после переходного периода годы.

И еще один аргумент макроэкономического  масштаба - перспективы снижения рынка  труда до 2030 г.: количество рабочих  мест неуклонно сокращается, и если остановить или хотя бы притормозить процесс освобождения рабочих мест пенсионерами, то основная часть молодежи автоматически пополнит отряд безработных, что обойдется экономике еще дороже.

В то же время решение проблемы пенсионного возраста возможно путем увеличения продолжительности страхового стажа через стимулирование более позднего выхода на пенсию.

Кроме того, комплекс мероприятий, предусмотренных пенсионной реформой 2010 г., не смог решить главную проблему - отсутствие долгосрочной финансовой устойчивости и актуарный дефицит пенсионного бюджета.

Актуарные расчеты показывают, что  реализация страховых принципов пенсионного обеспечения в Российской Федерации может быть достигнута в результате внедрения (не позднее 2012 - 2013 гг.) комплекса оптимизационных мер:

1) формирование актуарно-сбалансированной тарифной политики;

2) повышение эффективности обязательных  пенсионных накоплений с опережающим  развитием различных форм добровольных накопительных пенсий;

3) актуарная оптимизация пенсионной формулы исчисления пенсионных прав;

4) реформирование системы досрочных  и льготных пенсий;

5) актуарное обоснование продолжительности  трудового стажа и пенсионного  возраста[11].

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека превратил наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

Как следует из вышеизложенного, во многом успех преобразований зависит от того, удастся ли путем осуществления запланированных изменений стимулировать увеличение доли фиксируемой заработной платы в стране и, таким образом, обеспечить своеобразное самофинансирование пенсионной реформы. Не до конца проясненными остаются и вопросы конвертации созданных в рамках распределительной системы пенсионных прав, гарантирования накопительных взносов, их наследования в случае смерти страхователя до наступления пенсионного возраста, участия в управлении накопленными пенсионными взносами и их инвестировании негосударственных пенсионных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Буянова, М.О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова. – М.: КНОРУС, 2008. – 640 с.
    2. Тучкова, Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения в России // Трудовое право и право социального обеспечения, актуальные проблемы. – М., 2000. – 478 c.
    3. Удалова, А.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие / – М.: Омега-Л, 2008. – 190 с.
    4. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 512 с.
    5. Телегина, Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Велби: Проспект, 2007. – 208 с.
    6. Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. А.К. Соловьева, В.В. Курочкинов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 319 с.
    7. Азарова, Е.Г. Проблемы применения пенсионного законодательства // Хозяйство и право. – 2005. – № 9.
    8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. ст. 5489.
    9. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изм.).
    10. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изм.).
    11. «Пенсионная система после реформы 2010 года», Журнал «Налоговая политика и практика», апрель 2010, N 5.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"