История политических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:35, реферат

Краткое описание

Краткий обзор политических учений с Древней Греции до нашего времени.

Оглавление

Политические и правовые учения в Древней Греции 3
Политические и правовые учения в Древнем Риме 5
Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века 7
Развитие русской политической и правовой мысли в XI—XIV вв. 9
Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 10
Политико-правовые учения в России в XV — первой половине XVII в. 13
Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 15
Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 16
Политические и правовые учения европейского Просвещения 18
Политические и правовые учения в России во второй половине XVII—XVIII в. 21
Политические и правовые учения Германии в конце XVIII—начале XIX в. 22
Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 23
Политические и правовые учения в Западной Европе XIX в. 26
Политические и правовые учения в России во второй половине XIX — первой половине XX в. 29
Современная зарубежная политология 31
Литература 36

Файлы: 1 файл

История политических учений.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Переход к социализму, считал Герцен, может осуществляться посредством революции и революционной диктатуры, главная задача которой — подавление контрреволюционных выступлений. Политический переворот он рассматривал в тесной связи с экономическими преобразованиями и нравственным воспитанием личности.

А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский положили начало движению разночинной интеллигенции, получившему название "народничество". Виднейшими идеологами этого движения были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Все они являлись сторонниками крестьянской революции, способной привести народ к общинному социализму. П.Н.Ткачев призывал интеллигенцию идти в народ для пропаганды революционных идей и таким образом готовить его к восстанию. М.А.Бакунин и П. Л .Лавров выступали за немедленное свержение самодержавия, используя при этом различные способы борьбы, в том числе и террор, против правительственных лиц.

М.А.Бакунин кроме взглядов народничества активно отстаивал идеи анархизма. Его политическая деятельность в основном осуществлялась в Западной Европе. Будучи членом основанного К.Марксом и Ф.Энгельсом I Интернационала (Международного товарищества рабочих), он вел борьбу с марксизмом, за что и был исключен из этой организации. Бакунин отрицал государство в любых его формах (демократии, диктатуры пролетариата и др.), так как все они подавляют свободу человека. Он считал, что привести человечество к "царству свободы" можно, лишь уничтожив государство и исключив из жизни принцип власти. Вместо государства должна быть образована, по его мнению, "свободная федерация" земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций.

 

Политические и правовые учения в Западной Европе XIX в.

Социально-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789 — 1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались "современные формы" государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое господство. Проблемы, связанные с социально-политическими процессами, нашли отражение и в политической науке.

Теоретики политики этого периода наряду с рассмотрением проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям.

Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политические мыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию "личной свободы", свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику.

Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу нового направления в методологии политического мышления, получившего название утилитаризма.

Основоположником утилитаризма является английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748—1832). Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которые обязано было обеспечить демократическое государство.

В отличие от теоретиков "естественного права" и "общественного договора", а также просветителей, главными целями которых были коренная ломка феодальной политической системы и установление политического господства буржуазии, первой задачей утилитаристов было совершенствование буржуазного государства.

Многие буржуазные ученые были обеспокоены тем, что широкое развитие демократии может привести к ущемлению прав меньшинства. Особенно выразительно такая обеспокоенность и стремление усовершенствовать буржуазную демократию проявились у французского политическою мыслителя и политического деятеля Алексиса Токвиля (\805 —1859) и английского утилитариста и защитника прав и свобод личности Джона Стюарда Милля. (1806-1873).

Характерной особенностью развития социально-политической мысли Европы в первой половине XIX в. явилось активное осмысление результатов происшедших буржуазных   революций.   Как   оказалось,   их  итоги  для трудящихся не были радостными. Бедность и неравенство остались. Поменялись лишь формы эксплуатации. Это обстоятельство побуждало передовых мыслителей продолжать поиски путей к более справедливому общественному устройству. В частности, такие поиски велись представителями критического утопического социализма. Наибольшей известностью среди них пользовались А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. В отличие от представителей социалистического идейного течения раннего периода (Т.Мора, Т.Кампанеллы, Ж.Мелье и др.) критические утописты дали более глубокую и всестороннюю критику капиталистических порядков, отказались от пропаганды аскетизма, грубой уравнительности и регламентации жизни людей, выдвинули ряд новых положений, которые впоследствии были использованы К.Марксом и Ф.Энгельсом, в частности идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Как и многие их предшественники,   они  предполагали   претворить  свои  идеи в жизнь, рассчитывая на силу разума, примера, пропаганды справедливых форм экономических, социальных и политических отношений.

Особой оригинальностью отличались воззрения Клода Анри де Рувруе Сен-Симона (1760--1825), который доказывал, что основная задача переустройства общества — переход от феодального режима к промышленному. Он полагал, что установление господства "промышленников" приведет к ликвидации деления общества на управляющих и управляемых, что политическая власть, бывшая до того властью над людьми, превратится во власть, осуществляющую чисто административные функции, — распоряжение и управление производством в целях удовлетворения общественных потребностей. Деньги, которые до того тратились на полицию, войска и другие средства принуждения, пойдут на промышленную деятельность, распространение знаний и организацию досуга.

На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Марксистское политическое учение возникло в середине прошлого столетия, в период перехода от мануфактурного производства к промышленному, вызвавшему формирование двух основных классов капиталистического общества — пролетариата и буржуазии. В самом начале своего существования марксизм стал претендовать на выражение и защиту интересов рабочего класса, которому он отводил главную роль в процессе перехода от капитализма к коммунистической формации.

Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ политики, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что разделение труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к социальному неравенству, возникновению классов, различающихся отношением к средствам производства, а точнее, владением или невладением ими. С целью реализации интересов этих классов между ними идет борьба за власть, т.е. политическая борьба. Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс доказывали, что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет политический характер. Политику же они определяли как организованное насилие одного класса над другим (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 442).

В основе политических отношений, т.е. отношений, вытекающих из борьбы за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Они утверждали, что капитализм так же, как и предшествующие ему формации, преходящ. Конфликт между развивающимися производительными силами и сдерживающими это развитие частнособственническими отношениями, обострение классовых противоречий приведут общество к признанию необходимости замены старых общественных отношений новыми, базирующимися на общественной собственности на средства производства. Эта замена произойдет в результате социалистической революции, которую совершит рабочий класс самый революционный и сознательный класс, руководимый коммунистической партией.

Одной из ключевых в политическом учении марксизма является идея установления в результате социалистической революции диктатуры пролетариата, при помощи которой будет построено социалистическое общество.

К.Маркс и Ф.Энгельс предложили и свое видение происхождения государства, показав, что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами. Государство есть орудие господства классов, владеющих средствами производства, над неимущими.

Экономически господствующий класс, по Марксу, является господствующим одновременно и политически и идеологически. Господствующая идеология стремится обосновать экономическое и политическое главенство властвующих классов. Она играет большую роль в формировании политического сознания масс. Это формирующееся под воздействием господствующей идеологии сознание вступает в противоречие с сознанием, определяемым бы тием людей, их потребностями и интересами. Именно бы тию Маркс отводил главную роль в формировании пол тического сознания.

Исходным пунктом для понимания политического по ведения масс Маркс считал анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп, а также анализ диктуемых этим положением интересов.

В отличие от Гегеля основным принципом гражданского общества Маркс считал не индивидуализм, а коллективизм. В коллективе он видел ту ассоциацию, которая обеспечит личности свободу, возможность самоутверждения, проявления и развития способностей и талантов.

В политической науке XIX в. получили отражение и реакционные взгляды на распространение идей либерализма и социализма, на развитие буржуазной демократии после Великой французской революции. В частности, эти взгляды проявились в "теории завоевания", выдвинутой представителем социального дарвинизма австрийско-польским социологом и юристом Людовигом Гумпло-вичем (1838 — 1909). Главной движущей силой истории он считал борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные. Их господство обязано было обеспечивать государство, которое возникало в процессе борьбы расовых общностей между собой. Однако в понятие "раса" им включались не биологические, а социальные различия. Будучи противником биологического расизма, расами он называл нации и классы.

Войны же, ведущиеся за передел мира, Л.Гумплович пытался оправдать действием биологических законов. Огонь и меч, по его мнению, должны быть главными орудиями, используемыми для подавления "высшей расой" (господами) революционного движения пролетариата, который он причислял к "низшей расе".

Подобные идеи выдвигались и другими европейскими мыслителями этого периода, в частности немецким философом Фридрихом Ницше (1844 — 1900). Движущей силой общественного развития он считал волю к власти. По Ницше, вся история развития общества это борьба воль двух рас: "сильной" (аристократических господ) и "слабой" (угнетенных, подневольных, массы, толпы). Выступая против идей социализма, он стремился доказать, что эксплуатация является "естественным" и "высшим" законом жизни. Для того чтобы она существовала, необходимо бороться против идей "демократии", "равенства", "прав человека". Отвергая социализм, Ницше считал, что его можно допустить в качестве эксперимента. Люди в процессе этого эксперимента должны убедиться в его несостоятельности, что "в социалистическом обществе жизнь сама себя опровергает, сама подрезает себе корни".

Будучи сторонником идеи возвышения человека, индивида, в развитии этой идеи он доходил до крайности. Так, главная роль в наведении порядка на земле им отводилась "сверхчеловекам". Только они имеют право управлять государством. Их деятельность не должна быть связана моральными и правовыми нормами. Одна из функций государства — ведение войн, которые являются жизненной необходимостью.

Идеи Л.Гумпловича и Ф.Ницше были впоследствии использованы фашистами для обоснования своей политики.

В конце XIX в. наметилось размежевание и среди политических мыслителей, отстаивающих идею социализма. В частности, одна часть из них придерживалась марксистского, революционного подхода к переходу от капитализма к социализму, другая — отрицательно относилась к социалистической революции и предлагала эволюционный, реформистский путь к социалистическому строю. Ярым сторонником второго пути был один из "отцов" современной социал-демократии Эдуард Бернштейн (1850—1932). По его мнению, в процессе развития буржуазной демократии классовая борьба все больше будет приобретать мирные формы, революционные способы борьбы уступят место парламентским, борьбе за реформирование капиталистического общества. Такая борьба будет способствовать врастанию социализма в капитализм. Основой социалистических отношений он считал кооперацию. Вместе с тем социализм им рассматривался не столько как практика, сколько как этический идеал.

В заключение следует отметить, что в XIX в. были заложены теоретические основы политических течений, которые определили развитие человечества в нынешнем столетии.

 

Политические и правовые учения в России во второй половине XIX — первой половине XX в.

Общественный подъем и воодушевление, связанные с крестьянской реформой 1861 г. и последующими реформами в области суда, образования, местного управления и самоуправления придали новый стимул идейно-политическим течениям и философско-правовым построениям. Произошло дальнейшее идейное размежевание между консерваторами, либералами и радикалами, возникли ранее неизвестные разновидности политических программ и единений, в том числе нелегальных.

Информация о работе История политических учений