Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 02:24, реферат
Проблема глобализация сегодня – один из самых актуальных вопросов, обсуждаемый самыми различными специалистами – политологами, экономистами, социологами, философами, даже географами. Экономисты говорят о глобализации экономики, географы о создании «экономических архипелагов», в частности ассоциаций крупнейших мегаполисов, социологи о сближении образа жизни людей, политологи о завершении холодной войны, когда мир был раздел на 2 лагеря, об ускорении транснационализации, усилении взаимозависимости государств, уменьшении их суверенитета. В данной работе я более подробно хотела бы остановиться на политической сфере жизни общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ» 4
ИСТОРИЯ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ 5
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ 6
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ 6
ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТА И РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 8
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ИЛИ СООБЩЕСТВО СУВЕРЕННЫХ СТРАН? 10
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 16
Государства реагировали на экономическую глобализацию посредством расширения международного сотрудничества. Но ирония состоит в том, что это сотрудничество базируется на принципе сохранения твердого контроля в руках того государства, на территории которого действуют фирмы. В противном случае фирмам на основе международных соглашений не разрешают действовать за пределами своих национальных границ. Это особенно четко видно в банковской системе, где глобализация достигла беспрецедентно высокого уровня. Международное сотрудничество между центральными банками зиждется на соглашениях о многонациональном или наднациональном сотрудничестве, но при сохранении материнской страной контрольных функций, т.е. ответственность за регулирование деятельности национальных финансовых институтов возлагается на государство.
Иначе
говоря, интернационализация и
Контроль материнской страны заставляет государства взять на себя ответственность за реализацию тех стандартов регулирования, которые приняты в данной стране или на международных форумах. При отсутствии наднационального центрального банка или иного регулирующего органа, обладающего полномочиями вводить в действие принятые решения, только государственные органы могут наказать банки за противоправное поведение и заставить их соблюдать внутристрановые и международные нормы. При отсутствии гарантий соблюдения этих норм национальным банкам будет закрыт доступ в другие страны. Как отмечал вышеупомянутый Э.Кэпстайн, «международное сотрудничество, базирующееся на признании контроля страны пребывания, представляет собой политическую структуру, созданную государствами для обеспечения глобальной финансовой системы рамками, в которых она может действовать».
В
рассматриваемом контексте
Одними из самых трудноразрешимых в международной политике являются вопросы об использовании силы, о законности и правомерности ее использования для разрешения конфликтов, в том числе и вооруженных, в отдельных странах и регионах. Немаловажное значение имеет все более четко проявляющаяся тенденция к определенному пересмотру положения статьи 2 (7) Устава ООН, не допускающей вмешательства во внутренние дела государств, за исключением тех случаев, когда события внутри государства угрожают международному миру и безопасности.
Имеет ли международное сообщество право вмешательства во внутренние дела других государств при наличии и отсутствии согласия соответствующего правительства. Вполне сознавая, что такое правило противоречит общепринятому международному принципу национального суверенитета, Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали утверждал: «Уважение к фундаментальному суверенитету и целостности (государства.-*К.Г.) имеет решающее значение для любого общего международного прогресса». Тем не менее, говорил он, «время абсолютного и исключительного суверенитета... прошло». Поэтому необходимо найти «баланс между потребностями доброго международного правления и требованиями все более взаимозависимого мира».
На протяжении всей второй половины ХХ в. международная политическая система подвергалась существенной трансформации. Хотя при всех необходимых здесь оговорках независимые национальные государства и остаются главными (или во всяком случае одними из главных) акторами международной политики, масштабы и формы конфликтов между странами и народами, споры и проблемы, которые структурируют отношения между государствами, цели, преследуемые государствами, и ресурсы, используемые для реализации этих целей, изменились или находятся в процессе изменения.
Изменения,
связанные с развитием
Поднимая новые и ставя по-новому традиционные проблемы, эти изменения способствуют значительному осложнению международной политики, отнюдь не меняя ее основополагающие принципы. В частности, фундаментальными элементами международной системы остаются независимые государства, каждое из которых ревниво защищает свою независимость, стремится сохранить свободу действия в конкурентной борьбе с другими государствами и привержено максимизации национального благосостояния и влияния. Каждая страна старается разработать собственное понимание нового мирового порядка, найти свое место во взаимозависимой структуре мирового сообщества.
Международные организации отличаются от государств по множеству основополагающих параметров. Так, за редкими исключениями они не обладают собственными источниками финансирования, не обладают собственной единой валютой, лишены территориальной основы и поэтому не в состоянии осуществлять самостоятельный контроль над природными ресурсами планеты. Они не имеют единого гражданства. Что особенно важно, международные организации не вправе создавать и содержать собственные вооруженные силы. Со всех этих точек зрения их нельзя считать самостоятельными действующими лицами или субъектами мировой политики, способными принимать и осуществлять сколько-нибудь масштабные решения.
Очевидно, что роль, которую международные организации играют в современном мире, производна от роли входящих в них государств. Они создаются и существуют по воле государств и способны более или менее эффективно функционировать, поскольку этого хотят сами создавшие их государства. Как правило, в подавляющем большинстве случаев решения этих организаций принимаются на основе принципа единогласия.
Разумеется, в современном мире множество проблем и спорных вопросов, возникающих между двумя государствами, решаются путем переговоров непосредственно представителей этих государств. Но все большее значение приобретает коллективная дипломатия, дипломатия конференций, которая становится характерной особенностью деятельности ООН, да и других международных организаций. Очевидно, что по мере интенсификации процессов интернационализации и взаимозависимости значение дипломатии конференций будет возрастать.
Однако
нет никаких серьезных
Проблемы политической глобализации
Оборотными сторонами интернационализации и интеграции являются обострение этнических, религиозных, культурных проблем, все большее звучание приобретают такие понятия, как «родной очаг», «родина», «нация» и т.д. То, что казалось аномалией в 1979 г., когда иранская революция бросила вызов преобладанию западной секулярной культуры, в 90-х годах стало одной из главных тем международной политики.
Необходимо учесть еще один немаловажный момент. В конце ХIХ-первой половине ХХ в. мировая торговля рассматривалась как беспрерывный процесс обмена между колониями, которые экспортировали сырьевые материалы в метрополии и другие развитые страны, а те в свою очередь экспортировали в колонии промышленные товары. Однако в последние десятилетия рост мировой торговли происходил почти исключительно между развитыми странами, в то время как объем торговли между развитыми и развивающимися странами неуклонно падал. Этот процесс значительно ускорился в период 1980-1990 гг. Так, в 1980 г. на 102 беднейшие страны приходилось 7,9% мирового экспорта и 9% импорта. Десять лет спустя эти цифры сократились соответственно до 1,4*и 4,9%. В то же время доля взаимного товарооборота трех наиболее развитых стран и регионов*- США, Европы и Японии возросла соответственно с 54,8 до 64% (экспорт) и с 59,5 до 63,8% (импорт).
Существующие данные свидетельствуют о том, что в результате формирования ЕС, НАФТА и т.д. группа наименее развитых стран все больше отодвигается на периферию мировой политики. Одной из важных характеристик развивающихся стран является то, что для них более существенное значение сохраняют вертикальные связи по оси Юг-Север, нежели горизонтальные связи по оси Юг-Юг. В большинстве своем они имеют между собой значительно меньше дипломатических, политических и экономических связей, чем индустриально развитые страны. Это оказывает большое негативное влияние на их способность решать главные для них проблемы собственными силами.
На смену прежнему регионализму развивающихся стран приходит регионализм развитых стран. Концепции региональной интеграции в развивающемся мире, возникшие еще в 50-х годах, в должной мере не учитывали тот факт, что для него не подходят интеграционные модели, практиковавшиеся в развитом мире. Так, западноевропейская модель базируется на высокоразвитых производительных силах, росте хозяйственной взаимозависимости стран региона и углублении международного разделения труда. Что касается интеграционных моделей развивающихся стран, то здесь отсутствуют такие основополагающие факторы, как взаимозависимость и взаимодополняемость национальных хозяйств. Главная их цель состоит в преодолении низкого уровня развития производительных сил и противостоянии проникновению иностранных товаров. Здесь интеграция является не итогом интернационализации, а средством ее усиления.
Как отмечал Л.Виноградов, в целом «в “третьем мире” разрабатывались планы протекционистской по своему характеру региональной интеграции, в результате которой должно быть создано обособленное от внешнего воздействия обширное экономическое пространство, тогда как в ЕС благодаря либерализации торговли углубляющаяся на внутреннем рынке конкуренция является стимулом для совершенствования и ускоренного обновления техники и разработки новых технологий, повышения эффективности производства и в конечном счете ведет к ускорению экономического роста всех стран-участниц». Все это способствует отчуждению стран третьего мира от процесса экономического развития, что заставляет вносить определенные коррективы в тезис о едином мировом сообществе, о единой всепланетарной цивилизации, единой географии современного мира и т.д.
Заключение
В заключение хочу сказать, что глобализация находится пока на своем начальном этапе, потому что процессы её хоть и охватывают все сферы жизнедеятельности, но не охватывают большую часть стран мира, вернее сказать, идут там очень замедленными темпами. Блага распределены в небольшом, относительно остальной части планеты, регионе мира – Западной Европе и США. Например, Шенгенские соглашения хоть и открыли границы стран Западной Европы друг для друга, однако плотно закрыли для остальной части мира. Создаются новые технологии, позволяющие связываться с любой точкой планеты в считанные секунды, однако и они доступны только населению развитых стран, для населения же развивающихся стран все еще актуальна проблема голода и нехватки чистой питьевой воды. Мы говорим о повышающейся роли международных организаций, однако США могут запросто, даже не поставив в известность ООН, начать военную операцию против суверенного государства. Из вышесказанного можно сделать вывод, что глобализация – это процесс длительный, неоднозначный. Если понимать глобализацию, как слияние общемировой экономической, политической и социальной жизни, то процесс этот еще только на начальном своем этапе. Объективно глобализация сейчас существует только для стран Западной Европы. Развивающиеся страны мира демонстративно отстранены от участия в процессе принятия важных решений. Например, Россия, которая воспринимается западными державами, видимо, как развивающаяся страна, была принята в «Большую Семерку», но при этом все экономические и политические вопросы обсуждаются без участия России (в соответствии с решением о принятии России в «Большую семерку» в 1997 году в Денвере). Тем не менее, в политической сфере мы можем наблюдать явления интеграции, демократизации и других процессов, присущих глобализации, достаточно отчетливо.
Список использованной литературы:
Информация о работе Глобализация политической сферы жизнедеятельности