Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:01, реферат
Мир к началу двадцать первого века стал перед необходимостью решения проблемы взаимодействия различных по геополитическому, материально-технологическому, природно-экологическому и социокультурному аспектам развития цивилизаций и этносов. Их взаимодействие осуществляется в условиях активизировавшихся процессов интернационализации различных сфер общественной жизни и, как следствие, воздействия интеграционных процессов на различные общественно-государственные системы.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Понятие глобализации и интеграции…………………………………………...4
2.Последствия процессов глобализации………………………………………….6
2.1Позитивные последствия процессов глобализации…………………………...6
2.2Негативные последствия процессов глобализации.............................................9
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………....14
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»
Институт дополнительного профессионального образования и инноваций
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Исследование социально-экономических и политических процессов»
на тему «Политическая глобализация»
Выполнил: Цыренов Баясхалан, гр. 8302
Проверил: Протасов Е. Т.
Улан-Удэ
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие глобализации и интеграции…………………………………………...
2. Последствия процессов глобализации………………………………………….
2.1 Позитивные последствия процессов
глобализации…………………………...6
2.2 Негативные последствия процессов
глобализации..................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Мир к началу
двадцать первого века стал перед необходимостью
решения проблемы взаимодействия различных
по геополитическому, материально-технологическому,
природно-экологическому и социокультурному
аспектам развития цивилизаций и этносов.
Их взаимодействие осуществляется в условиях
активизировавшихся процессов интернационализации
различных сфер общественной жизни и,
как следствие, воздействия интеграционных
процессов на различные общественно-государственные
системы.
Основополагающим, в высказываниях политиков и экономистов, философов и социологов самых разных научных направлений, является тезис о вступлении человечества в новое качество, существенно меняющее лицо современного мира, всю систему мировых связей и отношений. На первый план выходит такой политический процесс как глобальное управление, в ходе которого, в отсутствие верховной мировой власти, устанавливаются ясно выраженные цели для человечества в целом, а также происходит наднациональное вмешательство в общественную практику ради достижения этих целей. Соответствующие решения должны восприниматься в качестве легитимных большинством тех, кого они затрагивают, или, по крайней мере, его наиболее влиятельными частями. Однако эти решения принимаются к действию в отношении всех людей, включая и тех, кто не выразил с ними явного согласия.
Отсюда и вошедший в повседневный обиход термин «глобализация». Он потому и получил широкое распространение, что благодаря своей политико-экономической нейтральности допускает самые разноречивые, зачастую диаметрально противоположные трактовки, а их с каждым годом становится все больше. Несмотря на то, что глобализацию можно считать основным процессом последних 500 лет истории человечества, в мире нет единства в оценке сущности, движущих сил и последствий глобализации. Спор, и отнюдь не только теоретический, разгорается все жарче, так как затрагивает интересы буквально каждого жителя планеты.
Понятие глобализации и интеграции
Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.
Глобализация – это объективный процесс, имеющий ряд объективных движущих сил (предпосылок): производственные, научно-технические и технологические, организационные, экономические, информационные, политические, социальные и культурные. Стоит отметить, что политика является не только организующим центром и катализатором внутренней общественной жизни народов, но и производством мировой истории как таковой. Иными словами, политику следует признать одним из интегрирующих факторов, связующим судьбы народов и готовящим единую историческую перспективу человечества.
Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств[2]. Государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов.
Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов. В данном контексте, глобализацию стоит рассматривать как высшую степень интеграции.
Под «интеграцией» в самом широком значении понимается возникновение новой общности из прежде разрозненных частей. В случае политической интеграции речь может идти либо о создании в конечном итоге самостоятельного политического целого в определенных территориальных границах, либо о возникновении политического сообщества, не имеющего четкой привязки к территории.
В первом случае обычно имеется в виду оформление государственности – возникновение наднационального объединения в форме федерации или конфедерации государств. При этом политическая интеграция имеет пространственное измерение и внешние границы, то есть является региональной, а не глобальной. В результате интеграционного процесса происходит постепенное отмирание или устранение политических границ внутри интегрирующегося пространства.
Таким образом, региональная интеграция способствует глобализации в том смысле и в той мере, в которых последнюю можно понимать как процесс «денационализации», точнее, «десуверенизации» (в индивидуально-государственном смысле), всемирного политического пространства.
В таком понимании глобализация размывает картину мировой системы, которую составляют исключительно государства-нации с соответствующими каждому из них особыми общественными и экономическими укладами.
Но политическая интеграция может иметь и иную конечную цель оформление политического сообщества, лишенного территориальной привязки – так называемая коммуникативная интеграция между политическими действующими лицами.
При таком понимании деление мира на государства и государственные границы как таковые, строго говоря, не имеет большого практического значения. Участники подобного политического сообщества объединены в первую очередь не территорией или государством, а общей культурой, формальными и неформальными нормами, обычаями, нравами и ценностями. Приверженность им и образует некое единство, составляет отличительную особенность всех принадлежащих к нему, обеспечивая повышенный уровень доверия и взаимопонимания между всеми, кто ощущает и признает свою сопринадлежность такому целому.
Распространение и воспроизведение политической культуры подобного сообщества может происходить различными способами, однако наиболее эффективным среди специалистов считается вовлечение. Данный способ подразумевает, что действующие лица интеграции непосредственно встраиваются в институциональный процесс обучения интеграционному поведению. Благодаря этому происходит их адаптация к условиям интеграции и приобщение к выработке и корректировке политической культуры сообщества в целом.
2. Последствия глобализационных процессов
2.1
Позитивные последствия
Необходимость формирования мировой политической и правовой организации человечества очевидна. Она обусловлена новыми крупными задачами, вставшими перед человечеством для обеспечения его выживания и дальнейшего развития, требующих нового уровня концентрации усилий и контроля за потенциально возможными негативными процессами и явлениями, представляющими для него опасность. Выход человечества на новую ступень развития, связанную: с освоением космического пространства, новых видов и порядков мощности энергий; с новым уровнем геополитической и глобальной экономической активности; с приближением генетической, биохимической и медицинской революции, возможностью в перспективе продления человеческой жизни и ее качества; существенным продвижением по пути развития системы глобальных коммуникаций, информатизации и искусственного интеллекта, – открывает новые технические, технологические и культурные возможности для прогресса и для обнаружения таящихся в нем опасностей. Начало новой ступени эволюции человечества как развивающейся единой цивилизации и влечет за собой значительный прирост новых и эволюцию старых и относительно новых организационных и правовых форм жизни человечества как единого целого. Более глобальная политическая и правовая система способна решить ряд новых задач, которые не способно решить разобщенное и неорганизованное человечество на допланетарном уровне своей организации. Часть других задач новая организация сможет решить лучше и эффективнее именно в масштабах всего объединенного человечества и с максимальным выражением его общих интересов[6].
В частности, глобальная политическая и правовая система планетарного масштаба:
– более стабильна сама по себе и имеет больше возможностей поддерживать и регулировать мировой правовой порядок, стабильное и более гармоничное развитие человеческой цивилизации;
– сможет более успешно решать глобальные экологические проблемы, контролировать оружие массового поражения и еще более разрушительные виды оружия, которые могут быть созданы в будущем, бороться в транснациональными преступными, в том числе террористическими организациями;
– адекватно соответствует этапу необходимости концентрации энергии, объединения ресурсов, создания и распределения их резервов для решения общечеловеческих задач;
– имеет больше возможностей контролировать соблюдение права всеми субъектами правоотношений, в том числе, такими крупными как отдельные государства, их союзы, транснациональные корпорации и транснациональные общественные организации, объединяющие граждан многих государств на территории планеты, а также обязывать и заставлять их действовать в соответствии с общечеловеческими нормами, принципами, задачами;
– средство разумного подчинения отдельных государств мировому сообществу, превращения их в правовые государства соблюдающие и наднациональные ценности и нормы при сохранении целостности этих государств, учете и уважении интересов и обычаев населяющих их наций и народов;
– имеет больше возможностей поддерживать и защищать общечеловеческое культурное и природо-ресурсное достояние и наследие находящееся в совместном пользовании всех государств, транснациональных корпораций и общественных организаций, а также географическое (земное необитаемое и неосвоенное) и космическое (внеземное);
– имеет максимальные возможности для предотвращения глобальных конфликтов, регулирования отношений между более бедными и более богатыми странами, перераспределения финансовых и иных ресурсов для решения общечеловеческих социальных проблем;
– способно более эффективно регулировать политические и правовые режимы, их формы с учетом достигнутого понимания их оптимальности для нормального развития и процветания, как всего человечества, так и отдельных наций, народов и личности;
– окажется наиболее оптимальной и адекватной формой для разумного регулирования свободного движения товаров, капиталов, информации, идей в масштабах планеты, хотя и на этом уровне развития возможны периоды чрезвычайных ситуаций и ограничений, связанных с возможными кризисами различных масштабов и их преодолением;
– только общечеловеческая система (с мировыми органами представительства и мировыми исполнительными и судебными органами) может более адекватно отражать интересы мирового сообщества, представлять его в случае необходимости именно как объединенное человечество во всей его мощи (в том числе с крупными региональными, например, континентальными объединениями и в гипотетических межцивилизационных контактах с возможными иными космическими цивилизациями); и т.д. [6]
2.2
Негативные последствия
Серьезным негативным последствием глобализации может быть тот факт, что государство стала своего рода сторонним наблюдателем глобализационных процессов, которые особо сильны в экономике. [10]
В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать:
1) Тенденция к увеличению числа
независимых государств.
Глобализация, делая все более условными
государственные границы и способствуя
подъему национального самосознания во
всех уголках планеты, поддерживает тенденцию
к увеличению числа независимых государств.
Перед второй мировой войной насчитывалось
около 50 стран, сейчас их больше 250-ти. По
некоторым оценкам через четверть века
на Земле будет существовать до 500 стран.
Принцип территориальной целостности
все больше отступает перед принципом
права наций на самоопределение. Крупные
многонациональные государства, в том
числе высокоразвитые в экономическом
плане, сталкиваются с растущей проблемой
сепаратизма. В настоящее время такая
ситуация наблюдается в Великобритании
(Шотландия), Испании (Каталония), США. [10]
2) Утрата монополии государства
на властные функции.
С возникновением других влиятельных
институтов государство фактически утрачивает
монополию на реализацию властных функций.
Если не юридически, то де-факто происходит
эрозия внутреннего суверенитета отдельных
государств, их способность по собственному
разумению формировать свои общества
и решать внутренние проблемы ослабевает.
[10]
Глобализация уменьшает способность правительств к маневру. Вскоре они будут поставлены перед необходимостью объединить усилия для контроля над международной деятельностью, информационными и финансовыми сетями транснациональных корпораций (ТНК), которые ставят собственные интересы выше государственных.
В контексте современных процессов глобализации обсуждаются проблемы некоторого ограничения международным правом суверенитета государств, в которых антидемократический режим грубо попирает права и свободы человека. Признается, что в конституционном праве современных государств, все более утверждается принцип приоритета международного права. Можно согласиться с выводом С.С.Алексеева, сделанным после ареста чилийского диктатора генерала Аугусто Пиночета, что «права человека становятся действующим правом в глобальном отношении – на «наднациональном» уровне». И что, следовательно, права человека обладают, скажем так, универсальной юридической силой. И главное – в соответствии с приоритетом международного права каждая национальная юридическая система призвана строиться сообразно принципам и критериям права человека. [6]