Трансформация политической власти стран Центральной Азии в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования - дать характеристику политической власти переходных обществ ЦАР в условиях глобализации, оценке их устойчивости, стабильности и жизнеспособности, определении перспектив на конкретном примере развития политической власти Кыргызстана.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные трактовки определения власти.
2. Рассмотреть классификацию видов власти.
3.Проанализировать особенности политической власти Узбекиста

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

КЫРГЫЗСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Ж. БАЛАСАГЫНА

РЕФЕРАТ

на тему: «Трансформация политической власти стран  Центральной Азии в условиях глобализации» 

Выполнил (а): 

г. Бишкек – 2011г. 

ПЛАН

   
Введение

 

     Актуальность  темы. После распада СССР в центральноазиатском регионе (ЦАР) независимые страны - Кыргызстан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан - субъекты международного права начинают впервые в истории образовывать самостоятельные государства, влекущие складывание новой геополитической реальности. Последнее обусловливает стратегическое изменение статуса региона в условиях формирования нового политического порядка в рамках однополярного мира.

     Оценка, прогнозирование ситуации в ЦАР возможны с учетом многообразия факторов, определяющих положение новообразовавшихся государств. Выбор политического курса, институализация ценностей социальной жизни - важнейшая составляющая развития ЦАР.

     Для понимания современной ситуации в регионе, перспектив развития социально-политических режимов, оценки влияния международных сторон на гражданскую обстановку необходим анализ динамики властных отношений в Центральной Азии в локальном и глобальном контексте. Движение в указанной проблематике позволит оптимизировать отработку реалистических основ социально-политической стратегии не только в масштабах стран ЦАР, но и на мировом уровне, осуществить пошаговые реформы на пути построения современных обществ.

      Актуальность темы работы обусловлена еще и тем, что Кыргызстан входит в очередную фазу политической трансформации, связанной с президентскими выборами октября 2011 года. Это не является исключительным обстоятельством для Кыргызстана. Напомним основные вехи политической трансформации последних 20 лет. В этот срок уместились:

    -         попытка перестроечной модернизации Горбачева;

    -         распад СССР и болезненное становление новых институтов управления и общественных отношений;

    -         смена архитектуры власти в 1993 году, связанная с концом «легендарного» парламента;

    -         институционализация клановой системы правления 1993-2007гг.;

    -         парламентская республика октября 2006 г. и ее «конец» в декабре того же года объявлением Конституции - «неконституционной»;

    -         «суперпрезидентская» система 2007-2010 гг.;

    -         поспешное оставление страны двумя ее президентами в 2005 и 2010 гг.;

    -         «сильный» парламент в соответствии с нормами Конституции, принятой в июне 2010 г.

    По  случаю такой активной политической трансформации в Кыргызстане оценки и прогнозы, как иностранных, так и отечественных политиков, комментаторов и экспертов  о будущем Кыргызстана укладываются в формулу: «В Кыргызстане «бурные» 90-е сменились «буйными» 2000-ми, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Проблемы  трансформации политических систем стран Центральной Азии, и в  частности, предстоящая трансформация кыргызстанского общества, свидетельствует о том, что в отечественной и зарубежной науке они приобретают всё новые и новые грани и аспекты, а для центральноазиатского региона с каждым днем возрастает практическая значимость их комплексного исследования.

     Это и послужило основанием для выбора темы данной работы.

     Степень разработанности  проблемы. Современные геополитические проблемы развития ЦАР рассматриваются в исследованиях таких зарубежных и отечественных ученых как: Т.Парсонс, Алексеева Т.А., Ашимбаев М.С., Гаджиев К.С., Галиева З.И., Джекшенкулов А.Д., Иманалиев М., Лаумулин М.Т. , Марат Э., Омаров М.Н., Павлов Е.В., Пугачев В.П., Соловьев А.И., Тощенко Ж.Т. , Цыганков П.А. и мн. др.

     Объектом исследования выступает политическая система переходного общества в условиях глобализации.

     Предметом исследования является специфика формирования, функционирования и направленности трансформаций политической власти в центральноазиатских государствах.

     Цель  исследования -  дать характеристику политической власти переходных обществ ЦАР в условиях глобализации, оценке их устойчивости, стабильности и жизнеспособности, определении перспектив на конкретном примере развития политической власти Кыргызстана.

     В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

     1. Изучить основные трактовки определения власти.

     2. Рассмотреть классификацию видов власти.

     3.Проанализировать  особенности политической власти Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, Казахстана и Кыргызстана.

     4. Определить факторы трансформации политической власти Кыргызской Республики на современном этапе.

     Теоретико-методологическую основу работы составили методы научного познания, основанные на анализе, синтезе, индукции и дедукции, абстрагировании и аналогии, классификации, историческом и логическом описании фактического развития событий.

     Структура работы обусловлена целью, задачами и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

 

     

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты  сущности власти в политологии

1.1. Основные трактовки  определения власти

 

     В политологии важное место принадлежит  феномену власти, который определяет и смысл понятия «политика»: конечной целью политической деятельности является овладение властью и ее использование. Понятие «политическая власть» невозможно осмыслить вне понимания сущности власти как таковой. Понятие власти очень широкое, сложное и противоречивое: мы говорим о власти родителей над детьми, сил природы над человеком, государства над гражданином, власти чувств, религии и т. п. В зависимости от подхода, акцентирование внимания на той или иной стороне проявления власти уже само по себе говорит о многоаспектности этого феномена.

     В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить целый ряд важнейших направлений в трактовке власти.

     1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как устойчивую способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов с помощью других людей. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — пишет Б. Рассел1. Телеологические определения порою трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

     2. Бихевиористские трактовки власти рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п.2 В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

     3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (3. Фрейд) или же психическую энергию вообще (К.Г. Юнг)3. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.

     Власть  возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московией, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) — в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения командования — подчинения.

     4. Противоположностью бихевиористского  и психологического видений власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает ее как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей4. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системность власти обусловливает ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

     5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

     6. Реляционистские (от французского слова «relation» — отношение) определения власти рассматривают ее как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое ее различные характеристики.

     Таким образом, власть - это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).

1.2. Классификация видов власти

 

     Одной из наиболее содержательных классификаций  власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и политическую5.

     Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей»6. В своем воздействии на политику экономическая власть обладает такими свойствами, как:

     1) связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей. Удовлетворение первичных потребностей - в пище, одежде, жилище и т.п. — необходимое условие существования человека. Согласно, например, теории А. Маслоу, именно эти потребности, будучи неудовлетворенными, в решающей степени детерминируют поведение человека. Прямая связь с важнейшими потребностями людей позволяет широко использовать экономическую власть для обеспечения лояльности или прямого подкупа политиков, чиновников, избирателей и т.п.;

Информация о работе Трансформация политической власти стран Центральной Азии в условиях глобализации