Трансформация политической власти стран Центральной Азии в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования - дать характеристику политической власти переходных обществ ЦАР в условиях глобализации, оценке их устойчивости, стабильности и жизнеспособности, определении перспектив на конкретном примере развития политической власти Кыргызстана.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные трактовки определения власти.
2. Рассмотреть классификацию видов власти.
3.Проанализировать особенности политической власти Узбекиста

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Результатом оценки состояния центральноазиатских  политических систем стали рекомендации по трансформации и созданию систем, в которых влияние внутренних и внешних факторов носило бы позитивный сбалансированный характер, а взаимодействие политических акторов с властью было направлено на поддержание устойчивости этих систем, которая бы способствовала всестороннему динамичному развитию обществ, улучшению благосостояния их членов.

2.2.  Факторы трансформации политической власти Кыргызской Республики на современном этапе

 

     В политическом развитии современного Кыргызстана сложились достаточно противоречивые тенденции. Таковыми стали прозападная модель демократизации, попытка сохранить при этом и пророссийскую ориентацию, а также усиление ретрадиционализма. Каждое из направлений характеризуется созданием присущих именно ей институтов и принятием соответствующих нормативно-правовых актов. Противоречия в ключевых подходах к трансформации политической системы дезориентируют как само руководство КР, так и ее основных политических акторов. Противоречивость всех трех тенденций способствует возникновению конфликтности в политических процессах, происходящих в Киргизии. В данном контексте необходимо четко представлять, что от того, какая из них победит, на чем остановит свой действительный выбор руководство страны, будет зависеть и направленность перехода, и его скорость.

     Кыргызстан является непосредственным участником глобализационного процесса. Потому важным остается вопрос, какой она участник - активный или пассивный. Ни одно государство не может существовать изолированно. В современных условиях требуется создание собственных систем взаимодействия стран региона друг с другом и окружающим миром. В состоянии перехода республика не может играть абсолютно самостоятельную роль в глобализационных процессах. Потому она должна выбрать себе попутчиков, готовых «плыть» в одной с ней лодке, единым курсом с тем, чтобы ей самой не утонуть в водовороте глобализации12.

     Таким образом, очевиден тот факт, что постепенная эволюционная трансформация политической системы Кыргызстана со своей центральноазиатской спецификой возможна только в условиях интеграции с внешними политическими силами, заинтересованными в сохранении КР как самостоятельного суверенного государства. Партнером на этом пути должен выступать достаточно сильный игрок на региональном и глобальном уровнях. Он должен быть близок населению страны по духу, ментальности и историческим корням. Таковым для Кыргызстана могли бы стать Россия и страны-участницы региональных союзов, таких как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.

    Направления экономического роста, новой конфигурации власти, новых отношений в обществе, международного позиционирования задаются действиями элитных группировок во власти. Поэтому необходимо определить основные параметры воздействия на политическое развитие страны. Далее эти параметры будут оцениваться в рамках различных сценариев.

    Данные  параметры основываются на эмпирическом материале различных исследований о политическом процессе Кыргызстана. Отметим, что в целом речь идет о «единой матрице» оценивания политического  процесса в альтернативных прогнозах.

    На  сегодняшний день идентифицированы четыре нижеследующих параметра и приведены их краткие характеристики13.

  1. Институциональный дизайн политической системы 
    Институциональный дизайн имеет четыре основные характеристики.

    Первая. Безотносительно полномочий, заложенных в Конституции, в реальной политической практике роль ключевых политических институтов не соотносится с их полномочиями.

    Вторая. Власть и политика все еще остаются персонифицированными. Такое положение дел вытекает из сохраняющихся традиций политической культуры. Более того, персонификация переходит на более высокую ступень в свете утраты властью и политикой своей сакральности.

    Третья. Усиление роли партий в политическом процессе (выборы в ЖК КР) и относительно «чистые» парламентские выборы 2010 года являются следствием институциональных реформ, инициированных руководством страны, а не результатом усиления гражданской активности. 
Четвертая. Управленческий аппарат государства ориентирован на обслуживание интересов «толстых кошельков».

  1. Политическая элита. Сегодняшняя политическая элита страны характеризуется проблемами структуры, генезиса и поколенческой эволюции.

     Первое. Проблема заключается в целеполагании для использования имеющегося у элит преимущества. Элиты будут продолжать формировать и актуализировать размежевание в политическом поле страны и определять правила политической игры. Именно элитные группировки во власти, их состав, структура, качество и степень консолидации оказывают, и будут оказывать наиболее существенное влияние на развитие страны. Это не означает тотального контроля населения страны со стороны элиты или невозможности массовых протестных выступлений (в том числе и стихийных). Это означает, что элитные группировки имеют «право первого хода» и даже имеют фору на несколько ходов.

     Второе. Политическое участие населения во многом зависит от процессов, происходящих в элитах. Массы могут мобилизовываться элитами, но при этом необязательно эффективно для самой элиты. Более того, некоторые стратегии мобилизации могут иметь катастрофические последствия для элит.

     Третье. Доминируют коммуникационные потоки по принципу «сверху – вниз». Набор в элиту идет по принципу «кругового знакомства» и рекрутирования из административного ресурса. Такая система закрыта и устанавливает правила конкуренции между элитными группировками в закрытом режиме. При таком подходе первичен административный ресурс, а не «чистые» выборы и волеизъявление граждан.

     Четвертое. Назревает поколенческий конфликт между 50-летними, 40-летними и 30-летними. Им в затылок дышат 20-летние активисты, способные жестко отстаивать свои интересы «до последней крови». Пятидесятилетние пока еще контролируют большинство ресурсов страны. Сорокалетние стараются оттеснить их от таких механизмов контроля. Тридцати и двадцатилетние готовы оттеснить без компромиссов и первых и вторых.

  1. Политико-географический образ будущего. Данный параметр характеризуется двумя тенденциями.

     Первая. Необходимость административно-территориального деления страны назрела давно. Однако решение этого вопроса находится в прямой зависимости от решения вопросов распределение полномочий и ресурсов. 
Соответственно, интересы отдельных лиц приводят к тому, что имеющееся на местах недовольство канализируется:  1) на всю систему управления, 2) на сущность государства, и 3) на персоналии во власти.

     Вторая. Среди граждан страны прослеживается повышение степени готовности принятия Кыргызстаном статуса субъекта Российской Федерации. При этом рассматриваются и другие сопредельные государства в качестве распространителей своей юрисдикции на часть территорий Кыргызстана.

  1. Сознание масс и политические ценности. В четвертом параметре выделены следующие четыре основные характеристики.

     Первая. В стране не сформировано полноценное  гражданское общество в политологическом смысле.

     Следовательно, исключается сценарий появления в стране развитой демократии западного образца. Безусловно, такая модель желаема, в том числе и элитными группировками, но невозможна к достижению в 2015 году. Это не означает отсутствие потенциала для развития гражданского общества и актуальных проявлений его формирования.

     Вторая. Структуры гражданского общества не являются мощной и активной политической силой, сопоставимой по влиянию с элитными группировками во власти.

     Третья. В обществе существуют и развиваются группы интересов разного уровня и масштаба. Эти группы представляют весь широкий спектр политических взглядов, поддающихся классификации: от ультраправых до ультралевых, как готовых к компромиссу, так и не приемлющих его.

     Четвертая. В сознании граждан существует запрос не на изменения и реформы, а на стабильность и налаживание процессов, уже ставших привычными.

     Активность  действий элит, гражданского общества и масс людей в рамках вышеперечисленных  четырех параметров будет стимулироваться, а в ряде случаев – радикализироваться, электоральными циклами, поисками путей и форм идентификации граждан, а также развитием экономики.

     Сегодня периодичность проведения парламентских  и президентских выборов выходит  из привычного ряда. Если Конституция, принятая в июне 2010 года останется  без очередных изменений и смена в 2011 году элитного караула у кормила власти произойдет без «малой» и «большой» крови, то в 2015 году должны состояться очередные парламентские выборы, а в 2017 году – выборы Президента страны. Разница в два года является существенной для обеспечения прихода к власти представителей одной элитной группировки и удержания ею власти в течение длительного периода. 
В случае принятия очередной Конституции, и последующих досрочных парламентских выборов, в соответствии с новой Конституцией, сжимание электоральных циклов до 2-3 лет ускорит радикализацию отношений в рамках выше обозначенных четырех параметров.

     И в заключении, можно сказать что  происходящие дискуссии об идентичности граждан Кыргызстана не приведут к превращению признаков этнического происхождения человека в признаки сознательного усвоения им традиций, отличных от его происхождения. Боле того, дискуссии уже приводят к тому, что в реальной жизни на местах из унаследованной национальности возникает обретенный национализм и появляется форма духа, сконструированная собственными силами этнической группы, к которой принадлежит человек. Данное наблюдение применительно ко всем этническим группам, проживающим в стране.

 

Заключение

 

    В заключение работы можно сделать  следующие выводы: 

    
  1. Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).
  2. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значении. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».

    Одной из наиболее содержательных классификаций  власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и политическую.

    В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группо-кратия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п.

  1. В странах Центральной Азии, одним из важных вопросов исследования является определение устойчивости и стабильности политических систем на современном этапе. При этом существенным для понимания является разграничение между стабильностью ситуации и стабильностью, устойчивостью системы, так как они имеют совершенно разные временные рамки. Оба понятия не являются тождественными, хотя дополняют друг друга. Потому принципиальными моментами должны стать анализ характера, специфики и направленности демократического транзита этих государств, выработка четких его программных установок и конечных целей, этапности и последовательности проведения реформ.
  2. Четыре модели политической трансформации в Кыргызстане за последние 20 лет в той или иной степени уже были апробирована в стране. Разнятся сроки (от одного месяца до 10 лет), разнятся лидеры элитных группировок. Неизменным остаются устремления, состав, структура и качество элит, а также политическая и экономическая ситуация в стране.

     Имеющаяся вариативность моделей не предполагает создания основ для модернизации Кыргызстана с тем, чтобы страна включилась в глобальный мир. Вариативность  моделей говорит об учете дальних  временных горизонтов при определении элитными группировками своей предвыборной президентской кампании, и возможных действий после выборов.

Информация о работе Трансформация политической власти стран Центральной Азии в условиях глобализации