Трансформация политической власти стран Центральной Азии в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования - дать характеристику политической власти переходных обществ ЦАР в условиях глобализации, оценке их устойчивости, стабильности и жизнеспособности, определении перспектив на конкретном примере развития политической власти Кыргызстана.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные трактовки определения власти.
2. Рассмотреть классификацию видов власти.
3.Проанализировать особенности политической власти Узбекиста

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     2) широта или даже универсальность мотивационного воздействия. Она ярко проявляется в широчайших возможностях денег, за которые в рыночном обществе можно приобрести самые различные ценности и блага. Особенно велика роль денег как политического ресурса в условиях доминирования ценностей общества массового потребления;

     3) постоянство воздействия. Экономическая власть связана с удовлетворением повседневных потребностей людей. Поэтому она действует на людей постоянно, побуждая их к определенным действиям, в то время как, скажем, принудительная власть, предусматривая санкции лишь за нарушение закона или других предписаний, действует эпизодически;

     4) незаметность и широкие способности проникновения. Носителем экономической власти являются деньги. Каналы и объем их перемещения трудно контролировать. Это позволяет широко использовать финансовые ресурсы, даже в нарушение избирательного закона, для поддержки угодных их обладателям политических сил, в том числе во время избирательных кампаний.

     С экономической властью тесно  связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная — распределение положения в социальной структуре - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью. С помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.

     Культурно-информационная (духовно-информационная) власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

     Информационная  власть способна служить разным целям: не только распространению объективных  сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию-— управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Этот вид власти обладает рядом особенностей политического воздействия. Это:

     - незаметность влияния и, как следствие, отсутствие или относительно меньшее сопротивление ему со стороны реципиентов, т.е. лиц, получающих информацию. Воспринимая соответствующим образом препарированную политическую информацию, человек может незаметно для себя превратиться из противника власти в ее союзника;

     - глобальность, быстрота и почти полная безграничность распространения. В современных условиях с помощью спутниковой связи и других средств информация может быть почти мгновенно передана в любой уголок земного шара. Укрыть же граждан и территорию от проникновения нежелательных СМИ практически невозможно. Это усиливает возможности использования телевидения, компьютерных информационных сетей, радио, видеокассет и т.д. в политических целях;

     - опосредование политического поведения людей. Современный человек получает основную политическую информацию через СМИ и на ее основе формирует собственные суждения, делает выводы, мотивирующие его действия. Это создает возможность массового политического манипулирования.

     Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки и т.д.

     Политическая  власть находится в особом отношении ко всем другим властям в обществе, поскольку она обычно включает в большей или меньшей степени все другие отмеченные разновидности властей. Отличительные признаки политической власти7:

     1) легальность использования силы  в пределах государства;

     2) верховенство, обязательность решений  для всякой иной власти, способность  проникновения в любые общественные  процессы. Политическая власть может  ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

     3) публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть, в отличие  от личной, приватной власти, которая  обычно существует в небольших,  контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

     4) моноцентричность, наличие в лице  государства единого центра принятия  решений. В рыночном демократическом  обществе, в отличие от политической  власти, экономическая, социальная  и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

     5) многообразие ресурсов. Политическая  власть, и особенно государство,  использует не только принуждение,  но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

     Типология власти не сводится к рассмотренным  выше видам властей. В зависимости  от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группо-кратия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру; микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например, законодательная, судебная и исполнительная власть государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.п.

 

     

Глава 2. Анализ политической власти стран Центральной Азии в условиях глобализации

2.1. Особенности политической власти Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, Казахстана и Кыргызстана

 
 

     В Узбекистане и Таджикистане сформировались политические системы «закрытого»  типа, представленные ретрадиционалистской, а в Туркмении автаркийной  моделью8.

     Руководство Узбекистана продолжает придерживаться необходимости формирования собственной политической системы общества, выстраиваемой исключительно с учетом национальных и историко-ментальных особенностей. Республика стала одним из наиболее ярких примеров восточной авторитарной модернизации. Правительство отказывается от приватизации, открытия рынка для иностранных конкурентов. Полноценные политические и экономические реформы тормозятся вследствие регионализма, сохраняющих власть региональных элит. Отсутствие формальных политических институтов, которые могли бы стать инструментом регулирования отношений между элитами, усиливает нестабильность. Политические группы, не находящие поддержки во власти, для усиления влияния используют ресурс региональных, родовых, этнических меньшинств.

     Несмотря  на относительную стабильность режима для ее сохранения Узбекистану необходима активизация процесса демократического транзита с целью придания большей устойчивости всей политической системе, в том числе путем обеспечения преемственности власти.

     Таджикистан выступает локомотивом ретрадиционализации в регионе. Его политическая система первой опробовала парламентскую форму правления, однако общество оказалось совершенно не готовым принять и понять ее. Современные идеологические установки властей создают условия для поддержания действующего режима в обход программных целей, зафиксированных в официальных основополагающих государственных документах. Зачастую это списывается на своеобразие политической системы Таджикистана, выражающееся в низкой грамотности и политической непросвещенности основного населения, слабом развитии демократических институтов, почитании традиций и особенностей своих предков, мощном влиянии территориально-семейных кланов.

     При анализе сложившейся модели политической системы Таджикистана становится очевидной  ее неустойчивость, актуальность вопроса  о «неизбежности смены политической элиты» с уходом с политической сцены  нынешнего лидера Э.Рахмона, необходимости  подготовки условий для обеспечения преемственности власти. А главное, осознание острой потребности в возобновлении шагов по пути демократического транзита, направленного на придание большей устойчивости политической системе Республики, которая позволила бы сохранить ей свой суверенитет и государственность в условиях глобализации современного мира9.

     Политическая  система современного Туркменистана  заметно выделяется на фоне всех остальных  центральноазиатских республик. Несмотря на всю декоративность, внешне демократической  атрибутики, транзит здесь является не просто условным, он фактически отсутствует в стране. Так как даже те робкие намеки действующего руководства на проведение каких-либо реформ на деле превращаются лишь в их обозначение. Страна четко сохраняет установившийся в ней тоталитарный режим, лишь присматриваясь к тому стоит ли его видоизменять, подстраивая свою политическую систему под новые реалии быстроменяющегося мира с его ускоренной глобализацией.

     Оценка  перспектив внутриполитического развития Туркменистана, свидетельствует о том, что в ближайшее время его руководство вряд ли пойдет на какие-либо существенные изменения в своем политическом устройстве и автаркийная модель останется превалирующей на обозримую перспективу. Хотя не исключено, что оно может попытаться оттолкнуться от жестко тоталитарного типа правления и адаптировать его к сложившимся в соседних государствах Центральной Азии авторитарным режимам. А при таких условиях, широкая демократизация туркменского общества представляется несбыточной.

     В Казахстане и Кыргызстане политические системы «открытого» типа. Но их модели также различаются. В Казахстане реализуется модернизационная модель, построенная на формировании и укреплении новой экономики10. За счет богатства природных ресурсов и стабильности экономической ситуации этой республике удалось добиться быстрой интеграции в мировую экономику. Опираясь на нее, Н.Назарбаев заявил о начале нового этапа теперь уже и политических реформ в стране, призванных подтвердить курс на углубление демократических преобразований. Казахстан первым в регионе осознал всю опасность, заключающуюся в неустойчивости политической системы, и пошел на ее действительную модернизацию, параллельно с которой осуществляется и политика международной интеграции. Сегодня Казахстан занимает активные позиции в ООН, ОЭС, ВТО, имеет статус наблюдателя в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), вошел в координационный совет НАТО, является участником его программы «Партнерство ради мира». Он готов участвовать в глобализационных процессах, то есть фактически превратился в одного из акторов мировой политической системы.

     Модель  политической системы суверенной Киргизии можно назвать адаптивной, поскольку  она строится на постоянных попытках использовать ресурсы внешнеполитических акторов с прямо противоположными интересами для решения текущих, а не долгосрочных проблем республики11.

     Несмотря  на то, что внутренняя политика Кыргызстана официально направлена на строительство развитого демократического общества, всестороннее развитие местного самоуправления как основы жизни государства, защиту прав человека, обеспечение межнационального согласия, в ней до сих пор сохраняется массовая подмена государственных интересов узкогрупповыми или личными. Низкая эффективность деятельности и невыполнение большинством высокопоставленных чиновников возлагаемых на них функций, клановая корпоративность, отсутствие государственного мышления привели к установлению системы общества, основанной на принципах семейно-кланового капитализма. В свою очередь, это не позволяет принимать программы, ориентированные на решение долгосрочных целей.

     Проводимый  внешнеполитический курс направлен  на «демонополизацию» внешнеполитических приоритетов, диверсификацию связей с  партнерами, равноудаленность или равноприближенность  к глобальным политическим странам-лидерам. Однако такой подход вряд ли будет эффективным для республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поскольку в условиях глобализационных процессов партнеры предпочитают стабильность и надежность в отношениях, определяющих, в конечном итоге, их предсказуемость. Одним из важных вопросов исследования является определение устойчивости и стабильности политических систем, сформировавшихся в странах Центральной Азии. При этом существенным для понимания является разграничение между стабильностью ситуации и стабильностью, устойчивостью системы, так как они имеют совершенно разные временные рамки. Оба понятия не являются тождественными, хотя дополняют друг друга. Потому принципиальными моментами должны стать анализ характера, специфики и направленности демократического транзита этих государств, выработка четких его программных установок и конечных целей, этапности и последовательности проведения реформ.

Информация о работе Трансформация политической власти стран Центральной Азии в условиях глобализации