Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:04, контрольная работа
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже
XX—XXI веков.
Введение
Без
науки в современном обществе
невозможна его интеллектуальная и
производственная мощь, безопасность
государства. Наука стала важным
критерием цивилизованности и культурности
народов. Научно-техническое развитие
составляет главную тенденцию
XX—XXI веков.
На
сегодняшний день мы можем сказать,
что наука в современном
Несомненно, уровень развитости науки
может служить одним из основных показателей
развития общества, а также это, несомненно,
показатель экономического, культурного,
цивилизованного, образованного, современного
развития государства.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта
проблема, будучи философской, по своему
характеру, в то же время имеет
большую практическую значимость. Осмысление
специфики науки является необходимой
предпосылкой внедрения научных
методов в управление культурными
процессами. Оно необходимо и для
построения теории управления самой
наукой в условиях НТР, поскольку
выяснение закономерностей
Наука выполняет в обществе ряд функций.
Под функцией науки понимается внешнее
проявление ее одного или нескольких существенных
свойств. В функциях обнаруживаются возможности
и способности науки участвовать в решении
кардинальных проблем жизнедеятельности
общества, в создании более благоприятных
условий и содержания жизни людей, в формировании
культуры.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.
Общенаучными
логическими приемами являются индукция,
дедукция, анализ, синтез, а также
системный и вероятный подходы
и многое другое. В каждой науке
различается эмпирический уровень,
то есть накопленный фактический
материал - итоги наблюдений и экспериментов,
и уровень теоретический, то есть
обобщение эмпирического
Наука - духовная деятельность людей направленная на производство новых знаний по природе, обществе и самом познании. Результатом научной деятельности являются научные знания. Наука существует как вид познавательной деятельности, как система знаний и как социальное явление, отсюда три аспекта её бытия:
Виды познания:
Структура научной познавательной деятельности включает в себя следующие четыре компонента:
Виды знания:
Критерии научности знания:
В ходе своего развития наука постепенно превращалась в относительно самостоятельную форму общественного сознания. Поэтому наука – продукт длительного развития человеческой цивилизации и культуры. Постепенно она превратилась в особый социальный организм, который вырабатывает определённые типы общения между людьми, он живёт и действует по определённым нормам, законам. Наука проходит определённые этапы в развитии. Первоначально научные сведения сливаются в единое филосовские учение:
Современная наука -
чрезвычайно разветвленная
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:
1) познавательная
функция задана самой сутью
науки, главное назначение
2) мировоззренческая
функция, безусловно, тесно связана
с первой, главная цель ее - разработка
научного мировоззрения и
3) производственная,
технико-технологическая
"цехе" производства, отнесении ученых
к производительным работникам, а все
это как раз и характеризует данную функцию
науки;
4) сегодня,
в условиях научно-технической
революции, у науки всё более
отчётливо обнаруживается ещё
одна концепция, она выступает
в качестве социальной силы. Наиболее
ярко это проявляется в тех
многочисленных в наши дни
ситуациях, когда данные и
5) культурная,
образовательная функция
Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит
педагогической науке. Данная функция
науки осуществляется через культурную
деятельность и политику, систему образования
и средств массовой информации, просветительскую
деятельность ученых и др.
Наука
выполняет в обществе ряд функций.
Под функцией науки понимается внешнее
проявление ее одного или нескольких
существенных свойств. В функциях обнаруживаются
возможности и способности
Социальные
функции науки не есть нечто раз
и навсегда заданное.
Напротив, они исторически изменяются
и развиваются, как и сама наука; более
того, развитие социальных функций представляет
собой важную сторону развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря
о современной науке в ее взаимодействии
с различными сферами жизни человека
и общества, можно выделить три
группы выполняемых ею социальных функций.
Это, во-первых, функции познавательная
и мировоззренческае, во-вторых, функции
науки как непосредственной производительной
силы, в-третьих, ее функции как социальной
силы, в четвертых, культурная функция
и другие функции, связанные с тем, что
научные знания и методы ныне все шире
используются при решении самых разных
проблем, возникающих в ходе общественного
развития.
2.1. Познавательная и мировоззренческая функции науки
Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
Информация о работе Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности