Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже
XX—XXI веков.

Файлы: 1 файл

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

Введение

     Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и  производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического  прогресса на рубеже 
XX—XXI веков.

     На  сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. 
Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

     Возрастающая  роль науки в общественной жизни  породила её особый статус в современной  культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими  формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием  и т. д.).

     Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет  большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой  предпосылкой внедрения научных  методов в управление культурными  процессами. Оно необходимо и для  построения теории управления самой  наукой в условиях НТР, поскольку  выяснение закономерностей научного познания требует анализа его  социальной обусловленности и его  взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры. 
Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие науки

      Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

      В естественных науках одним из главных  приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

      Общенаучными  логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также  системный и вероятный подходы  и многое другое. В каждой науке  различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический  материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных  наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов  и законов, в формировании мировоззренческих  и методологических сторон научного познания в целом.

    1. Три аспекта бытия науки

     Наука - духовная деятельность людей направленная на производство новых знаний по природе, обществе и самом познании. Результатом научной деятельности являются научные знания. Наука существует как вид познавательной деятельности, как система знаний и как социальное явление, отсюда три аспекта её бытия:

  1. Как вид познавательной деятельности.

    Виды  познания:

    1. Обыденное - человек получает элементарные сведения о повседневной жизни;
    2. Художественное;
    3. Игровое -
      1. Ритуальные действия;
      2. Спортивные деловые игры;
    4. Философское познание - создание общих концепций существования мира и человека;
    5. Религиозное - мир объясняется на основе веры;
    6. Научное познание - мир исследуется научными методами с целью получения научного знания. Специфика научного познания определяется его - субъектом, объектом, целью, методами, результатом и написанием научного открытия.

      Структура научной познавательной деятельности включает в себя следующие четыре компонента:

  • Субъект познания - отдельный исследователь, научное сообщество или научный коллектив;
  • Объект - то, что изучает данная наука. Следует различать предмет и объект науки. Предмет - та ограниченная область, которую исследователь выделяет из мира объектов в процессе своего познания. Объект - совокупность сторон свойств отношений, которые противостоят субъекту познания (определяется внутри объекта, его часть);
  • Средство - система методов и приёмов имеющая всеобщий характер используемых во всех науках и характерных для данной (науки);
  • Язык науки (научный язык) - естественное или исскуственное средство выражения, которое необходимо для выражения результатов.
 
  1. Как система научных  знаний.

    Виды  знания:

    1. Знание умения (знание как);
    2. Знание знакомства (способность человека познать какое-то явление);
    3. Знание информация (знание что) - единственный относящийся к научному знанию;

      Критерии  научности знания:

    1. Объективность - соответствие реальной действительности;
    2. Доказательность и обоснованность - обоснования могут быть как эмпирического характера так и логического;
    3. Опытная проверяем ость (повторяемость);
    4. Выраженность в понятиях (выражено конкретным языком, конкретной науки);
    5. Системность - научные знания должны быть согласованы с определённой концепцией, которая сложилась в науке;
    6. Упорядоченный знания, не разрозненные;
    7. Способность к развитию - любое исследование должно содержать потенциал к развитию.
 
  1. Наука как социальный институт.

      В ходе своего развития наука постепенно превращалась в относительно самостоятельную  форму общественного сознания. Поэтому  наука – продукт длительного  развития человеческой цивилизации  и культуры. Постепенно она превратилась в особый социальный организм, который  вырабатывает определённые типы общения  между людьми, он живёт и действует  по определённым нормам, законам. Наука  проходит определённые этапы в развитии. Первоначально научные сведения сливаются в единое филосовские учение:

    1. Сгусток знаний объединенных идейной философией (пра-наукой);
    2. Образование университетов, научных коллективов в них;
    3. В 17-ом веке, от пра-науки начинают выделяться конкретные научные знания, прежде всего конкретные естественные науки (математика, астрономия), затем в 18-ом веке – гуманитарные. Каждая наука определяет свой предмет;
    4. В 20-ом веке появляется техника, её появление связано с промышленной революцией и переходом к машинному производству.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Наука в современном  мире, ее социальные функции

            Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом  науки является не только внеположный  человеку мир, различные формы и  виды движения материи, но и их отражение  в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся  на естественно-технические, изучающие  законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а  также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди  общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих  наиболее общие законы развития и  природы, и общества, и мышления.

     В качестве главных же критериев выделения  функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная  функция задана самой сутью  науки, главное назначение которой  - как раз познание природы,  общества и человека, рационально-теоретическое  постижение мира, открытие его  законов и закономерностей, объяснение  самых различных явлений и  процессов, осуществление прогностической  деятельности, то есть производство  нового научного знания;

2) мировоззренческая  функция, безусловно, тесно связана  с первой, главная цель ее - разработка  научного мировоззрения и научной  картины мира, исследование рационалистических  аспектов отношения человека  к миру, обоснование научного  миропонимания: ученые призваны  разрабатывать мировоззренческие  универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в  этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция  призвана для внедрения в производство  нововведений инноваций, новых  технологий, форм организации и  др. Исследователи говорят и пишут  о превращении науки в непосредственную  производительную силу общества, о науке как особом 
"цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) сегодня,  в условиях научно-технической  революции, у науки всё более  отчётливо обнаруживается ещё  одна концепция, она выступает  в качестве социальной силы. Наиболее  ярко это проявляется в тех  многочисленных в наши дни  ситуациях, когда данные и методы  науки используются для разработки  масштабных планов и программ  социального экономического развития. При составлении каждой такой  программы, определяющей, как правило,  цели деятельности многих предприятий,  учреждений и организаций, принципиально  необходимо непосредственное участие  учёных как носителей специальных  знаний и методов из разных  областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

5) культурная, образовательная функция заключается  главным образом в том, что  наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного  развития людей и образования.  Ей достижения идеи и рекомендации  заметно воздействуют на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы  и методы обучения. 
Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.
 

     Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее  проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки  участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных  условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

     Социальные  функции науки не есть нечто раз  и навсегда заданное. 
Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

     Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или  даже полстолетия назад. Изменился  весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

     Говоря  о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три  группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции познавательная и мировоззренческае, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, в четвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. 

2.1. Познавательная и мировоззренческая функции науки

     Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

Информация о работе Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности