Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:04, контрольная работа
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже
XX—XXI веков.
Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально- теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховной инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о смысле и высших ценностях жизни и т.п. В сфере же зарождавшейся науки оставались проблемы более частного и «земного» порядка.
Коперниковским переворотом, случившимся четыре с половиной столетия назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов, утверждавшихся теологией, но и согласиться/с представлениями, которые резко противоречили обыденному мировосприятию.
Должно
было пройти немало времени, вобравшего
в себя такие драматические эпизоды,
как сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея,
идейные конфликты в связи с учением Ч.Дарвина
о происхождении видов, прежде чем наука
смогла стать решающей инстанцией в вопросах
первостепенной мировоззренческой значимости,
касающихся структуры материи и строения
Вселенной, возникновения и сущности жизни,
происхождения человека и т.д.
Еще больше времени потребовалось для
того, чтобы предлагаемые наукой ответы
на эти и другие вопросы стали элементами
общего образования. Без этого научные
представления не могли превратиться
в составную часть культуры общества.
Итак, мировоззренческая функция науки
помогает человеку не только объяснить
известные ему знания о мире, но и выстроить
их в целостную систему, рассмотреть явления
окружающего мира в их единстве и многообразии,
выработать свое мировоззрение.
Одновременно
с этим процессом возникновения
и укрепления познавательно - мировоззренческих
функций науки занятия наукой постепенно
становились в глазах общества самостоятельной
и вполне достойной, респектабельной сферой
человеческой деятельности. Иначе говоря,
происходило формирование науки как социального
института в структуре общества.
2.2. Функция науки как непосредственной производительной силы
Отвечая
на экономические потребности
Производственная,
технико-технологическая
Обсуждая о функциях науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.
В
период становления науки как
социального института
Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности - промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что сама практика, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило практическое использование результатов научных исследований.
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.
Важной
стороной превращения науки в
непосредственную производительную силу
является создание и упрочение постоянных
каналов для практического
Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.
2.3. Функция науки в качестве социальной силы
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.
Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.
Научным
данным отводится ведущая роль и
в определении масштабов и
параметров экологических опасностей.
В этой своей функции наука
затрагивает социальное управление.
Любопытный пример, подтверждающий, что
наука всегда пыталась преподать
себя как дополнительная социальная
сила, связан с первой демонстрацией
такого чисто «созерцательного» инструмента,
как телескоп, который Галилей, представляя
сенаторам Венецианской республики, пропагандировал
как средство, позволяющее различать вражеские
корабли
«двумя или более часами» раньше.
Наука
в данном случае отнюдь не ограничивается
созданием средств для решения поставленных
перед ней извне целей. И объяснение причин
возникновения экологической опасности,
и поиск путей ее предотвращения, первые
формулировки экологической проблемы
и ее последующие уточнения, выдвижение
целей перед обществом и создание средств
для их достижения - все это в данном случае
тесно связано с наукой, выступающей в
функции социальной силы. В этом качестве
наука оказывает комплексное воздействие
на общественную жизнь, особенно интенсивно
затрагивая технико-экономическое развитие,
социальное управление и те социальные
институты, которые участвуют в формировании
мировоззрения.
2.4. Культурная функция науки
Культурная,
образовательная функция заключается
главным образом в том, что наука является
феноменом культуры, заметным фактором
культурного развития людей и образования.
Ей достижения идеи и рекомендации заметно
воздействуют на весь учебно-воспитательный
процесс, на содержание программ планов,
учебников, на технологию, формы и методы
обучения.
Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит
педагогической науке. Данная функция
науки осуществляется через культурную
деятельность и политику, систему образования
и средств массовой информации, просветительскую
деятельность ученых и др. Не забудем и
того, что наука является культурным феноменом,
самым имеет соответствующую направленность,
занимает исключительно важное место
в сфере духовного производства.
Культурная функция науки не сводима только
к результативному исходу, т.е. к тому,
что результаты научной деятельности
составляют также и совокупный потенциал
культуры как таковой. Культурная функция
науки сильна своей процессуальностью.
Она предполагает прежде всего формирование
человека в качестве субъекта деятельности
и познания. Само индивидуальное познание
совершается исключительно в окультуренных,
социальных формах, принятых и существующих
в культуре. Индивид застает уже готовыми
(«априори» в терминологии И. Канта) средства
и способы познания, приобщаясь к ним в
процессе социализации. Исторически человеческое
сообщество той или иной эпохи всегда
располагало и общими языковыми средствами,
и общим инструментарием, и специальными
понятиями и процедурами - своеобразными
«очками», при помощи которых прочитывалась
действительность, «призмой», сквозь которую
она разглядывалась. Научное знание, глубоко
проникая в быт, составляя существенную
основу формирования сознания и мировоззрения
людей, превратилось в неотъемлемый компонент
социальной среды, в которой происходит
становление и формирование личности.
Наука, понимаемая как социокультурный
феномен, не может развиваться вне освоения
знаний, ставших общественным достоянием
и хранящихся в социальной памяти. Культурная
сущность науки влечет за собой ее этическую
и ценностную наполненность. Открываются
новые возможности этоса науки: проблема
интеллектуальной и социальной ответственности,
морального и нравственного выбора, личностные
аспекты принятия решений, проблемы нравственного
климата в научном сообществе и коллективе.
Информация о работе Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности