Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже
XX—XXI веков.

Файлы: 1 файл

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

2.5. Другие социальные функции науки

     На  основе достаточно пестрой и разноплановой  совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение  к себе, другим людям и их природе.

     Переосмысление  картины мира осуществляется в соотношении  с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется  аксиологическая функция науки.

     Культурно-воспитательная, образовательная функция заключается  главным образом в том, что  наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная функция  науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему  образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую  направленность, занимает исключительно  важное место в сфере духовного производства.

     Прогностическая функция - наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир  сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия  таких изменений. При помощи научных  моделей ученые могут показать возможные  опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их определению.

     Управленческо-регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников государственного аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров.

     Идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность  различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов  в сфере научного производства, сообщества и этоса.

     Практически-действенная  функция в известной мере как  бы интегрирует все другие функции  науки, характеризует её как универсальную  преобразующую социальную силу, которая  способна изменить все общество, все  его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным  образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Социальные функции науки были и остаются актуальными, так как в функциях науки обнаруживаются возможности и способности участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

     Возрастающая  роль науки в общественной жизни  породила ее особый статус в современной  культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими  формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием  и т.д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время  имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения  научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР, поскольку выяснение закономерностей  научного познания требует анализа  его социальной обусловленности  и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

     В наше время развития науки и высоких технологий, социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, тем самым вызвали надежду при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Коренное  изменение положения науки в  современном обществе делает не только возможной, но и практически актуальной постановку вопроса о науке как  особой всеобщей сфере жизнедеятельности  общества. Ранее уже отмечалось, что научное знание и оценочное  знание принципиально отличны друг от друга. Вместе с тем теоретическое и ценностное освоение действительности человеком является продуктом духовного производства, если понимать здесь под духом, духовностью способность человеческого сознания к трансцендированию, т. е. к формулированию суждений, выходящих за рамки эмпирического опыта. Но духовность может обнаруживать себя в суждениях различной модальности. В частности, светское понимание духовности коренным образом отличается от ее религиозного понимания.

     Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое  знание. Оценивающая деятельность имеет  своей целью определение значимости тех или иных явлений действительности, в том числе научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных  сил и собственных устремлений.

     Исторически сложилось так, что на протяжении многих веков наука как вид  деятельности по производству достоверного знания не имела четких границ в  духовной сфере общества и была растворена в философии, практическом знании, магии  и т. д. Лишь в Новое время наука  начинает оформляться как относительно самостоятельная сфера человеческой деятельности, как социальный институт, признаваемый обществом и государством. Так, в 1660 г. в Англии возникло первое научное сообщество - Лондонское королевское общество. Наука сознательно провозгласила опытный характер добываемого ею знания. Наука на Западе сделала благодаря этому огромный скачок вперед в своем развитии по сравнению с наукой на Востоке, которая по-прежнему оставалась встроенной в различные религиозно-философские системы, что серьезно ограничивало ее познавательные возможности. К примеру, конфуцианское мировоззрение утверждало вечно существующую космическо-нравственную гармонию, осуждало активное практическое отношение к природе, воздвигая тем самым перед пытливой мыслью человека жесткие нравственные запреты.

     Культ разума в эпоху Просвещения породил  в западном обществе надежды на науку  как спасительницу общества от всех природных и социальных зол, что  послужило важным стимулом к ее развитию. С начала XIX в. начинает формироваться  теоретическое естествознание в  точном смысле слова. Но вплоть до 20-30-х  гг. XX в. теоретическая наука в отличие от массового изобретательства и прикладных практических знаний оставалась занятием одиночек, небольших коллективов ученых-энтузиастов. И лишь в период между двумя мировыми войнами возникают огромные по численности научные учреждения, в основном военного назначения. Известно, что главным импульсом к появлению кибернетики как научной дисциплины послужили поиски решения задач эффективного поражения в воздухе высокоскоростных боевых самолетов.

     Научно-техническая  революция, начавшаяся в 50-е гг. XX в., за короткое время полностью преобразила всю науку как сферу деятельности, ее место и функции в жизни общества. Прежде всего изменились взаимоотношения материального производства и науки. Если раньше наука шла как бы вслед за материальным производством, стремилась к теоретическому объяснению принципов действия изобретенных человеком инструментов и машин, то теперь научные открытия приводят к появлению целых отраслей производства (автоматизированные линии, атомная промышленность, электронно-вычислительная техника). Новейший этап научно-технической революции, ведущий к возникновению информационного общества, делает ненужными многие отрасли, характерные для индустриальной фазы развития. Современное производство получило новую технологическую базу, основанную на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях (так называемых высоких технологиях).

     Занятия наукой во всех развитых странах стали  массовой профессией. Миллионы людей  заняты производством и передачей  знаний посредством информационных сетей к месту потребления - в  университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Постиндустриальное общество - это  общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного  и устойчивого развития экономики  и всего общества. Естественно-научное знание по своей природе является ценностно-нейтральным. Но XX век наглядно показал, для достижения каких бесчеловечных, варварских целей можно использовать величественные достижения науки. Общественные науки также прошли свой нелегкий путь. Классовая ангажированность принесла им немалый ущерб, хотя для такой ориентации также были свои исторические основания.

     Тенденции развития современного общества ведут, с одной стороны, ко все большему взаимопроникновению науки и ценностей, а с другой - к признанию за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Но подлинная свобода предполагает ответственность. Поэтому и в выборе направлений исследований, и в формах применения научных результатов современная наука в значительной степени начинает все больше детерминировать себя ценностными ориентирами, гуманистическими устремлениями, что далеко не всегда находит понимание во властных и военных структурах. 

Список  используемых материалов

    1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2003.
    2. Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А.  Философские науки. М.:Гуманитарий, 1994.
    3. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, 2005. 
    4. Канке В. А. Концепции современного естествознания. М.: Логос, 2007.
    5. Кохановский, В. П. Основы философии науки: учебное пособие. М.: Феникс, 2007 .
    6. Лебедев С. А., Ильин В. В., Лазарев Ф. В., Лесков Л. В. Введение в историю и философию науки. - 2-е издание. М.: Академический проект, 2007.
    7. Миронов В. В. Философия: учебник для ВУЗов. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей. М.: Норма, 2005
    8. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебное пособие. М.: Гардарики, 2006.
 

      Интернет-материалы

      1. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st049.shtml (Цифровая библиотека по философии)
      2. http://www.twirpx.com/file/76014/ (Осипов А. И. Лекции по философии науки)
      3. http://philosophy.ru/library/lib2.html (Философия языка, философия науки, философия сознания)
      4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Философия науки)

Информация о работе Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности