Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 23:26, реферат

Краткое описание

Коррупционная преступность - это сложное криминологическое явление, представляющее собой систему преступлений, в которых специальным субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц; коррупция - это целеобразующая система, характеризующая деформацию государственной власти путем противоправного обмена властного ресурса на экономическую выгоду.

Оглавление

II. Введение 3
III. Понятие антикоррупционной политики 5
IV. Содержание антикоррупционной политики 6
V. Виды, уровни и направления антикоррупционной политики, критерии оценки
VI. Правовые основы антикоррупционной политики 12
VII. Проблемы и перспективы реализация национальной антикоррупционной политики
VIII. Заключение 18
IX. Источники и литература 19

Файлы: 1 файл

Реферат коррупция.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

   Многие  положения настоящего документа, во всяком случае, упомянутые в разделе 1, совпадают с мерами, предусматриваемыми различными проектами программ, направленных на повышение эффективности государственной власти. Это естественно, поскольку институциональное, функциональное и субстанциональное упорядочение государственной власти служит основополагающим антикоррупционным фактором. Включение такого рода направлений в настоящий документ позволяет вычленить те общие меры, которые способны иметь антикоррупционный эффект.

     Основные  направления, по которым должна разрабатываться программа противодействия коррупции

     1. Законодательные  меры

     1.1.     Ограничение условий, благоприятствующих проникновению криминальных элементов в законодательную власть и их влиянию на принятие законов.

     1.2.     Создание условий для обеспечения большей структурированности, прозрачности и подконтрольности органов исполнительной власти.

     1.3.     Ограничение условий для произвольной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти.

     1.4.     Изменение принципов государственной (публичной гражданской) службы

     1.5.     Создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств.

     1.6.     Упорядочение системы «сдержек и противовесов».

     1.7.     Укрепление судебной власти. Обеспечение доступного и эффективного правосудия.

     1.8.     Принятие закона об ответственности за легализацию преступных доходов.

     1.9.     Четкое законодательное регулирование контроля за динамикой имущественного положения депутатов и чиновников.

     2. Организационные,  организационно-политические меры

     2.1. Декоммерциализация государственной  и муниципальной деятельности, в  том числе путем делегирования  ряда социальных и правовых  услуг институтам гражданского  общества (при обеспечении законодательного  механизма ответственности).

     2.2. Меры по упорядочению системы государственных финансов.

     2.3. Ликвидация отраслевых, межотраслевых  департаментов Аппарата Правительства,  которые дублируют функции органов  исполнительной власти; снижают  уровень ответственности руководителей  ведомств; делают деятельность Правительства непрозрачной.

     2.4. Разграничение контролирующих государственных,  муниципальных органов и органов,  предоставляющих услуги.

     2.5. Совершенствование правоохранительной  системы.

     2.6. Создание постоянно действующего  независимого общефедерального органа по предупреждению коррупции.

     2.7. Разработка ведомственных антикоррупционных  программ с обязательным их  вынесением на публичное обсуждение.

     3. Взаимодействие со структурами гражданского общества

     3.1. Активное привлечение институтов  гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции, обеспечению прозрачности, открытости и честности в государственном управлении.

     3.2. Популяризация примеров успешных  антикоррупционных программ в  других странах и регионах  России.

     3.3. Формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан.

     3.4. Государственная поддержка в создании общероссийской сети субъектов гражданского общества, вовлеченных в антикоррупционную деятельность. Поддержка деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию.

     3.5. Привлечение частного сектора  (через ассоциации малого и  среднего бизнеса, отраслевые  союзы предпринимателей и проч.) к участию в отдельных антикоррупционных  программах и в антикоррупционной государственной политике.

     3.6. Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности.

     3.7. Широкое использование сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно значимой информации, вовлечения граждан в процесс обсуждения проектов решений, в осуществление контроля за их реализацией. 

     4. Международное сотрудничество.

     4.1.     Юридические меры.

     4.2.     «Полицейские» меры.

     4.3.     Партнерство.

   Антикоррупционные программы являются комплексной  мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направлен-ных на противодействие коррупции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Виды, уровни и направления  антикоррупционной  политики, критерии оценки.
 

  Антикоррупционная политика может быть понята и сформирована только как часть правовой политики государства.

  Она синтезирует ряд положений уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, финансовой, экономической, таможенной и других частных видов правовой политики.

  Принятие  ФЗ «О противодействии коррупции» следует  рассматривать в качестве нового исторического этапа российской антикоррупционной политики, поскольку он формирует ряд институтов, создающих новые элементы механизма противодействия коррупции. Указанным Федеральным законом конкретизирован объект механизма борьбы с коррупцией, внесены изменения в экономическую, социальную и уголовную политику государства, систему правового регулирования этого механизма, перечень его субъектов, в направления, формы, способы, методы, средства противодействия коррупции. Общественное сознание, социальная психология и идеология, правовая культура и правовая идеология включены в структуру данного механизма.

  Основными формами и средствами реализации антикоррупционной политики являются: правозащитная, правотворческая, правоприменительная  формы, правовое обеспечение функционирования субъектов антикоррупционной деятельности, организация деятельности правоохранительных органов, развитие специального направления в криминологии, выработка антикоррупционной доктрины.

  Три  направления развития:

- правотворчество;           - правоприменение,             - правосознание.

  Критерии и оценки эффективности антикоррупционной политики

  Три системы критериев, позволяющих  осуществлять оценку эффективности антикоррупционной политики:

одна  – государственная; другая - более независимая (СМИ, мониторинги, политическая активность избирателей);    третья - международная. 

 
  1. Правовые  основы антикоррупционной  политики.
 

   Правовые  основы антикоррупционной политики:

  • международно-правовые акты; 
  • национальное законодательство.

  К основополагающим  международно-правовым документам относятся, например:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.);
  • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) ETS N 173.

  К основам национального законодательства в сфере антикоррупционной политики необходимо отнести следующие федеральные  правовые акты:

  • федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» (25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) [1];
  • Национальный План противодействия коррупции (утвержден 31 июля 2008 г., в последующем обновлен и утвержден Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"). [3]

  Привожу пример республиканских правовых актов:

  • Закон Республики Татарстан О противодействии коррупции в Республике Татарстан (4 мая 2006 года N 34-ЗРТ) [10];
  • Указ Президента Республики Татарстан о стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан (8 апреля 2005 года N УП-127) [11];
  • Указ Президента Республики Татарстан от 18 августа 2006 г. N УП-315 "О Республиканском совете по реализации антикоррупционной политики" (с изменениями от 21 марта 2007 г., 27 марта 2008 г., 17 апреля 2009 г.) [12];
  • Решение Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики от 29 января 2009г. «О фактах коррупции в вузах Республики Татарстан и о состоянии работы по предупреждению коррупционных проявлений в Казанском государственном техническом университете им. А.Н.Туполева (КАИ)».

   Учитывая  масштабы современной коррупции, глубину  проникновения данного явления  в различные сферы общественной жизни, степень ее общественной опасности, признавая международное значение борьбы с этим злом, необходимо подчеркнуть важность формирования эффективного международного правового порядка в данной сфере, интеграция в него правовых систем национальных государств [7].

  Международный правовой порядок в сфере противодействия  коррупции представляет собой систему  урегулированных международным  законодательством отношений по пресечению, минимизации и искоренению  коррупционных проявлений, возникающих  на глобальном, региональном и национальном уровнях.

  Нормативно-правовая система международного антикоррупционного правового порядка включает [7]:

  • группу неинституциональных регулятивных компонентов (антикоррупционную идеологию как совокупность ценностей, идей и принципов антикоррупционной политики);
  • группу институциональных и неинституциональных регулятивных компонентов (понятие коррупции, правовые начала противодействия коррупции);
  • группу институциональных регулятивных компонентов (правовые нормы и институты антикоррупционного законодательства, правовые механизмы противодействия коррупции и пр.).

  В процессе формирования международного антикоррупционного правового порядка  особую роль играет совокупность неинституциональных  компонентов. Так, эволюция международного антикоррупционного порядка связана с формированием этических антикоррупционных доктрин, лежащих в основе нормативно-правового поля противодействия коррупции, которые выступают либо в виде части международного нормативно-правового акта, либо в виде отдельного акта, не имеющего юридической силы (кодексы поведения должностных лиц).

  В контексте международного антикоррупционного правового порядка обращает на себя внимание:

  во-первых, отсутствие в неинституциональном  регулятивном контексте российского  антикоррупционного правопорядка доктринальных источников;

  во-вторых, отсутствие доктринальных оценок коррупции  и коррупционного поведения в  преамбулах нормативно-правовых актов.  

 
  1. Проблемы  и перспективы  реализация национальной антикоррупционной  политики.
 

  Антикоррупционная проблематика включает вопросы правосознания различных социальных групп, при этом видится его системный дефект - наличие двойных стандартов в восприятии, осознании и отражении правовых норм, что является следствием исторических, политико-правовых, экономических, социально-культурных условий развития российского общества и российской государственности, дистанцированных друг от друга вследствие значительного несовпадения целей.

Информация о работе Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды