Нпа: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:43, контрольная работа

Краткое описание

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследовались их природа, признаки и свойства. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов - их иерархичность, системность. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов…………..…..……..6

Глава 2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………..26

Глава 3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………..…36

Заключение……………………………………………………………….……..46

Список использованной литературы………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Нпа (2).docx

— 44.02 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………………..……3

 

Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов…………..…..……..6

 

Глава 2. Достоинства и  недостатки нормативных правовых актов………..26

 

Глава 3. Пути повышения эффективности  действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………..…36

 

Заключение……………………………………………………………….……..46

 

Список использованной литературы………………………………………….49

 

Введение

 

 

На мой взгляд, вопрос «Нормативный правовой акт как основной источник российского права» является самым  интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти  по пути исследования данного вопроса  и взять его в качестве основополагающего  в теме моей курсовой работы.

 

Нормативно правовой акт  влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

 

В Российском государстве, в  сущности, единственным источником права  является нормативно-правовой акт.

 

В самом общем виде иерархическую  систему нормативно-правовых актов  России можно представить следующим  образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные  акты министерств и ведомств.

 

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные  акты органов государственной власти субъектов Федерации.

 

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном  правоведении формой права. Исследовались  их природа, признаки и свойства. Важнейшее  условие эффективного существования  нормативных правовых актов - их иерархичность, системность. Эти свойства изучались  и в советском, и в современном  российском правоведении. Разработана  теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся  регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов  пока не становились предметом исследования. Например, законы Российской Федерации - практически не разработанное явление. Кодексы, хотя и являются важнейшим  элементом законодательства, чаще рассматриваются  в связи с систематизацией, точнее, как ее результат. Недостаточно изучена  система подзаконных актов: имеются  лишь отдельные работы.

 

Определения нормативного правового  акта за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным  органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий  официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления  и направленный на регулирование  общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически  неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

 

Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права... Ему присущи письменная, строго документированная форма  и особый порядок принятия. Все  нормативные акты находятся между  собой в строгой иерархической  подчиненности».

 

Имеются не только научные, но и официальные определения нормативного правового акта. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее  определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном  порядке акт уполномоченного  на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или  должностного лица, устанавливающий  правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного  круга лиц, рассчитанные на неоднократное  применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные  актом»

 

Данное определение сохраняет, однако, определенный ряд недостатков, на которые и раньше указывали  исследователи. Например, не учтен такой  важный источник правовых норм, как  народ, который может их создавать  в результате референдума или  местного схода. Еще один принципиальный недостаток Постановления состоит  в том, что понятие «правовые  нормы» дается через «правило поведения», тогда как в науке эта точка  зрения давно подвергнута обоснованной критике. Только часть правовых норм представляет собой правила поведения, то есть описание необходимого или допустимого, запрещенного деяния. Наряду с этими нормами существуют нормы-начала, принципы, дефиниции, цели, задачи, которые непосредственно не регулируют поведение. Однако именно они представляют собой основу системы права.

 

Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов

 

 

В современной научной  литературе нормативно-правовой акт  известен как официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы  Теория государства и права Учебное  пособие по теории государства и  права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004 .

 

Нормативно-правовой акт  содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного  круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные  таким актом.

 

Нормативно-правовой акт - это  ведущий источник права в системах романо-германского права, к которым  относится и Россия. В ряде случаев  определение правового акта как  нормативного или индивидуального  играет значительную роль в правоприменительной  деятельности. Например, в ходе судебного  разбирательства. Нормативно-правовые акты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием для вынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешении судебных споров не имеют приоритетного  характера и оцениваются судами наряду с другими материалами  по делу.

 

Нормативный правовой акт -- это разновидность правового  акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера  и постоянно-го действия, рассчитанные на многократное применение А.В.Малько. Теория государства и права// Юристъ. - М., 2001г. - С.174..

 

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма-тивный акт является официальным документом, носителем юри-дически значимой информации.

 

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов  применения и толкования права.

 

Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употреб-ляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как  документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.

 

Такая форма права, как  нормативно-правовой акт, порождает  и множество актуальных научных  проблем, одни из которых ре-шены в  теории права, а другие находятся  в стадии обсуждения.

 

Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового  акта и ее соотношения со структурой самого права.

 

Нормативно-правовой акт  всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют  его относить к соответствующему виду, например, различать закон  это или постановление, а также  определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем  принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные  реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим  акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например Федеральный  закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной  Думой 21 июня 2002 года Одобрен Советом  Федерации 10 июля 2002 года Федеральный  закон от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации». РГ от 27 июля 2002 г. № 137

 

). Также нормативно правовой  акт имеет «преамбулу»- предисловие  - вводная или вступительная часть.  В которой обычно излагаются  принципиальные положения, побудительные  мотивы, цели издания соответствующего  акта. Преамбула содержит «нормы-цели»  и «нормы-принципы», которые не  обладают непосредственной юридической  силой, но могут учитываться  при толковании других положений  акта. В частности в Конституции  РФ написано «Мы, многонациональный  народ РФ, соединенные общей судьбой  на своей земле, утверждая права  и свободы человека, гражданский  мир и согласие, сохраняя исторически  сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов  равноправия и самоопределения  народов, чтя память предков,  возрождая суверенную государственность  России, стремясь обеспечить благополучие  и процветание России, исходя  из ответственности за свою  Родину перед нынешним и будущим  поколением, сознавая себя частью  мирового сообщества, принимаем  Конституцию Российской Федерации»  Конституция Российской Федерации  (принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 г.). РГ от 25 декабря  1993 г. № 237

 

это и является преамбулой.

 

Но нормативно-правовой акт  имеет и внутреннюю структуру: деление  на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания  и т. п. Такое строение нормативно-правового  акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому  изложению правового материала  в акте, а с другой удобству пользования  им.

 

В других же отраслях права  мы находим различные способы  изло-жения правовых норм в статьях  нормативно-правового акта - от полного  соответствия до изложения нормы  права в разных статьях, а то и  вообще в разных нормативно-правовых актах.

 

Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правового  акта или, иначе, о его месте в  иерархии нормативных актов.

 

Понятие «юридическая сила»  как и многие иные выражения, юридической  науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим  юридическим содержанием. Так вот  и физическое понятие «сила» в  юридическом смысле означает обязатель-ное  соответствие акта, принятого нижестоящим  государственным органом, акту, принятому  вышестоящим государственным органом, или соответ-ствие акта, принятого  субъектом федерации, акту, принятому  на феде-ральном уровне.

 

И в этой связи неверными  являются положения некоторых Консти-туций  субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских  законов над федеральными, особенно в бюд-жетной и иных сферах.

 

Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях, отражает борьбу федеральных  и местных политических элит, общегосу-дарственных  и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов  не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу феде-ральных приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью  местных интересов. Разрушение иерархии законов может вести к разрушению госу-дарства, его федеративных основ. Но это уже иная тема, которая  рас-сматривалась в предыдущей книге, в теории государства.

 

Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют  по этому критерию Основным законом. Она действительно Основной закон  жизни общества, фундамент всей его  государственной и правовой системы. В этом заключается ее огромный созидательный  потенциал, который еще предстоит  в полной мере реализовать и который, возможно, еще не вполне осознан  Постатейный научно-практический комментарий  к Конституции Российской Федерации  коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.

 

Смысл понятия высшая юридическая  сила, употребленного в первом предложении  комментируемой части, раскрыт в  ее втором предложении (см. ниже). Говоря проще, Конституция - это закон законов  Постатейный комментарий к Конституции  Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

 

, высший закон государства.  Он обязателен абсолютно для  всех государственных и самоуправленческих  органов, учреждений и организаций,  общественных объединений, любых  должностных лиц, а также частных  юридических и физических лиц,  находящихся на российской территории, независимо от их государственной  принадлежности. Для зарубежных  государственных органов, учреждений  и организаций России, их должностных  лиц и иных сотрудников, для  граждан России и ее юридических  лиц он обязателен и за ее  пределами.

 

Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных  законов, иная - у постановлений Правительства  и т. д. Но это не значит, что как  то нормативно-правовые акты полностью  или частично являются менее обязательными  или менее «влиятель-ными». Нет, это  означает лишь требование соблюдать  принцип «подзаконности», «соответствия» в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.

 

Разумеется, реализация и  обеспечение этой иерархии, этого  соот-ветствия большая и трудная  практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами  проверки «соответствия» (Конституционным  судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его  место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность  актов, приня-тых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

 

Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила»  иногда используется в ином смысле - как юридическое значение документа, как определение новых видов  документов. Говорится, например, о  юридической силе документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное упо-требление понятия  «юридическая сила».

 

В этой связи устанавливаются  и правила обработки, хранения до-кументов на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих обрабатывать для целей учета, использования  документ, делают его юридически ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения.

 

Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь  существует весьма тонкое различие, которое  и выделяет теория права.

Информация о работе Нпа: понятие и виды