Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:43, контрольная работа
Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследовались их природа, признаки и свойства. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов - их иерархичность, системность. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов…………..…..……..6
Глава 2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………..26
Глава 3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………..…36
Заключение……………………………………………………………….……..46
Список использованной литературы………………………………………….49
2. Конституция, как уже
отмечалось, есть основной источник
права, содержащий исходные
Текущее законодательство развивает
положения Конституции. В ряде случаев
Конституция содержит указания о
необходимости принятия того или
иного закона (например, статья 70 Консти-туции
РФ закрепляет, что статус столицы
нашего государства устанавливается
федеральным законом). Как юридическая
база законодательства Конституция
суть центр всего правового про-
3. Конституция обладает
высшей юридической силой.
4. Конституция как Основной
Закон характеризуется стабиль-
Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечи-вается особым порядком ее принятия и изменения.
В соответствии с Конституцией могут издаваться кон-ституционные законы Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.
, тоже посвященные правовым
основам государства,
Среди законов следует выделять:
а) федеральные законы- - те,
которые принимаются фе-
б) законы субъектов Федерации (республиканские зако-ны, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяют-ся только на их территорию.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать от-раслевые законы. Наиболее существенную роль в законода-тельной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за-коны по социальному обеспечению; процессуальные зако-ны; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые зако-ны, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других от-раслей права.
Совокупность законов
составляет законодательство. Опять
же - понятие законодательства употребляется
в узком, точном смысле именно как
система законов и в широком
- как система нормативно-
Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.
Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и за-крепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распро-страненной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.
Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, свод-ный, юридически и логически цельный, внутренне согласован-ный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы обще-ственных отношений Бабаев В.К. Теория государства и права. М. Юристъ. 2006. С. 397.
Кодифицированные акты носят различное наименова-ние - «кодексы», «уставы», «положения», просто «зако-ны».
Особый характер в федеративном
государстве принад-лежит
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню зако-нодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятель-ное, развитое юридическое «хозяйство», в котором долж-но быть «все», что необходимо для юридического регули-рования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных раз-новидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифици-рованном акте) имеют «общая часть» или «общие положе-ния», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.
Основную роль в системе
законодательства играют от-раслевые
кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглав-ляющие
соответствующую отрасль
В ряде случаев законы по отдельным проблемам, на-пример по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы полу-чить развернутое и системное регулирование. Вполне по-нятно поэтому, например, что после принятия Граждан-ского кодекса (часть первая) большинство из ранее приня-тых отдельных законов отменено.
Подзаконные акты -- это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей
юридической силой, чем законы, базируются
на них. Несмотря на то, что в нормативном
правовом регулировании общественных
отношений главное и оп-
Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1. Нормативно-правовые акты
Президента Российской
2. Нормативно-правовые акты
Правительства. Правительство
3. Нормативно-правовые акты
министерств и иных
Акты этой группы очень
многочисленны и многообразны. К
ним относятся приказы и
Нормативные акты министерств
и иных федеральных органов
.
Регистрация в Минюсте
РФ необходима для проверки законности
нормотворческого решения министерства
или ведомства: проверяется, не ущемляет
ли данный акт права и свободы
граждан, не возлагаются ли им дополнительные,
не предусмотренные
Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллютене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
4. Нормативные акты органов
государственной власти
В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах -- правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.
Общим для всех видов подзаконных
актов Российской Федерации является
то обстоятельство, что они, наряду
с законами, служат источником законности,
т. е. граждане и юридические лица,
выполняя нормы права, содержащиеся
в подзаконных актах, укрепляют
режим законности и правопорядка
государства. На принимаемые правовые
решения ориентируются
Существуют также локальные
акты государственных и