Нпа: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:43, контрольная работа

Краткое описание

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследовались их природа, признаки и свойства. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов - их иерархичность, системность. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов…………..…..……..6

Глава 2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………..26

Глава 3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………..…36

Заключение……………………………………………………………….……..46

Список использованной литературы………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Нпа (2).docx

— 44.02 Кб (Скачать)

 

2. Конституция, как уже  отмечалось, есть основной источник  права, содержащий исходные начала  всей системы права. Она представляет  собой базу для текущего законодательства, опре-деляет его характер.

 

Текущее законодательство развивает  положения Конституции. В ряде случаев  Конституция содержит указания о  необходимости принятия того или  иного закона (например, статья 70 Консти-туции  РФ закрепляет, что статус столицы  нашего государства устанавливается  федеральным законом). Как юридическая  база законодательства Конституция  суть центр всего правового про-странства. Она способствует согласованности  всего правового раз-вития и  систематизации права.

 

3. Конституция обладает  высшей юридической силой. Верхо-венство  Конституции как Основного Закона  проявляется в том, что все  законы и иные акты государственных  органов издаются на основе  и в соответствии с ней. Строгое  и точное соблюдение Конституции  - это наивысшая норма поведения  для всех граждан, всех общественных  объединений, всех государственных  органов. 

 

4. Конституция как Основной  Закон характеризуется стабиль-ностью. Это определяется тем, что она  закрепляет устои общест-венного  и государственного строя. 

 

Стабильность Конституции  как Основного Закона обеспечи-вается особым порядком ее принятия и изменения.

 

В соответствии с Конституцией могут издаваться кон-ституционные законы Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.

 

, тоже посвященные правовым  основам государства, государственного  строя. Конституционные законы  принимаются по вопросам, предусмотренным  Конституцией (например, Закон о  чрез-вычайном положении, Закон  о порядке деятельности Пра-вительства). Федеральный конституционный закон  счита-ется принятым, если за него  проголосовало не менее двух  третей от общего числа депутатов  Государственной Думы и если  он одобрен большинством не  менее трех четвертей от общего  числа депутатов Совета Федерации.  Принятый федеральный конституционный  закон в течение четырнад-цати  дней подлежит подписанию Президентом  Российской Федерации и обнародованию. 

 

Среди законов следует  выделять:

 

а) федеральные законы- - те, которые принимаются фе-деральным  законодательным органом - Федеральным  Собранием - и распространяются на всю  территорию Российской Федерации,

 

б) законы субъектов Федерации (республиканские зако-ны, законы областей, краев) - те, которые принимаются  в соответствии с распределением компетенции республиками, другими  субъектами Федерации и распространяют-ся только на их территорию.

 

Важное значение имеет  деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует  разграничивать от-раслевые законы. Наиболее существенную роль в законода-тельной  системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные  законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за-коны по социальному  обеспечению; процессуальные зако-ны; природоохранительные законы. Кроме  отраслевых, существуют межотраслевые  зако-ны, в которых содержатся нормы  нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых  есть нормы административного, гражданского, других от-раслей права.

 

Совокупность законов  составляет законодательство. Опять  же - понятие законодательства употребляется  в узком, точном смысле именно как  система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как  синоним права. Поэтому, когда говорят  о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в  узком смысле, а когда говорят  об актах законодательства, речь может  идти не только о законах.

 

Все эти «тонкости» нуждаются  в определении, обозначении, чтобы  прежде всего, юристы, да и другие участники  общественных отношений понимали друг друга.

 

Нормативно-правовой акт, в  котором находит свое выражение  и за-крепление закон, может иметь  разные формы. Наряду с наиболее распро-страненной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования  и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

 

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, свод-ный, юридически и  логически цельный, внутренне согласован-ный  закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование  данной группы обще-ственных отношений  Бабаев В.К. Теория государства и  права. М. Юристъ. 2006. С. 397.

 

Кодифицированные акты носят  различное наименова-ние - «кодексы», «уставы», «положения», просто «зако-ны».

 

Особый характер в федеративном государстве принад-лежит кодифицированным актам федерального уровня. В них  содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного  государства. В респуб-ликах же и  других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании фе-деральных кодексов, других федеральных законов.

 

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню зако-нодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятель-ное, развитое юридическое «хозяйство», в котором долж-но быть «все», что  необходимо для юридического регули-рования  той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных раз-новидностей  данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный  материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

 

Существенное значение в  каждом кодексе (кодифици-рованном акте) имеют «общая часть» или «общие положе-ния», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух»  данной ветви законодательства.

 

Основную роль в системе  законодательства играют от-раслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглав-ляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основ-ное  содержание той или иной законодательной  отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрас-ли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответст-вовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).

 

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, на-пример по вопросам собственности, залога, издавались ранее  в качестве самостоятельных актов  потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский  кодекс), в котором эти проблемы должны были бы полу-чить развернутое  и системное регулирование. Вполне по-нятно поэтому, например, что после  принятия Граждан-ского кодекса (часть  первая) большинство из ранее приня-тых  отдельных законов отменено.

 

Подзаконные акты -- это изданные на основе и во исполнение законов  акты, содержащие юридические нормы.

 

Подзаконные акты обладают меньшей  юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном  правовом регулировании общественных отношений главное и оп-ределяющее место занимает закон, подзаконные  акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя  вспомо-гательную и детализирующую роль.

 

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

 

1. Нормативно-правовые акты  Президента Российской федерации.  Президент -- глава государства,  и в соответствии с этим  издаваемые им нормативно-правовые  акты (указы) занимают следующее  после законов место и обязательны  и для исполнения на всей  территории Российской федерации.  В качестве предмета регулирования  указов выступают основные направления  внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа  Президента Конституции и законам  России на основании заключения  Конституционного Суда Российской  Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы  относительно быстро принимаются  и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки  проектов указов законодательно  не установлен, и по обыкновению  они подготавливаются заинтересованными  ведомствами или Правительством.

 

2. Нормативно-правовые акты  Правительства. Правительство Российской  Федерации осуществляет исполнительную  власть в стране и, реализуя  эту задачу, принимает постановления  и издает распоряжения. Решения,  имеющие нормативный характер  или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.  Решения по текущим и оперативным  вопросам издаются в форме  распоряжений. Особенностью актов  Правительства является то, что  они могут быть приняты лишь  на основании и во исполнение  законов РФ, а также указов  Президента РФ.

 

3. Нормативно-правовые акты  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том,  что министерства и ведомства  могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях  и пределах, предусмотренных законами  РФ, указами Президента, постановлениями  Правительства. Поэтому издание  любого ведомственного акта должно  быть основано на специальном  указании вышестоящих органов,  хотя на практике часто бывает  по-иному.

 

Акты этой группы очень  многочисленны и многообразны. К  ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для  реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам  и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

 

Нормативные акты министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы  и иные законные интересы граждан, а  также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции РФ и публикуются  не позднее десяти дней после регистрации. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти»: акты, не прошедшие  государственную регистрацию, а  также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку  вступившими в силу не считаются  Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти». // РГ № 99. 28.06.1996.

 

.

 

Регистрация в Минюсте  РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы  граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством  РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатом  борьбы юристов многих поколений  за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных  нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные  акты до сведения соответствующих органов  государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

 

Данные акты вступают в  силу по истечении 10 дней после дня  их официального опубликования в  газете «Российские вести» либо в  «Бюллютене нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти».

 

4. Нормативные акты органов  государственной власти субъектов  Федерации. Локальные нормативные  акты. Органы власти и управления  субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и  согласно своей компетенции принимают  решения, облекая их в правовую  форму. Издаваемые ими нормативные  правовые акты распространяются  лишь на территории соответствующих  регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до  исполнителей в течение семи  дней со дня их принятия, но  не позднее даты вступления  в силу.

 

В теории права локальными нормативными актами называются также  юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации  и т.д. Краевая, областная администрация  субъектов Федерации (в некоторых  регионах -- правительство) вправе принимать  постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может  издавать постановления и распоряжения.

 

Общим для всех видов подзаконных  актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют  режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление  федерального Правительства имеет  большую юридическую силу, чем  аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации  города.

 

Существуют также локальные  акты государственных и негосударственных  учреждений и организаций различных  форм собственности. Для законного  оформления, юридической институционализации  эти организации создают различные  правовые акты: приказы, издаваемые руководителем  организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено  подзаконных правовых актов и  в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем  муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных  органах власти.

Информация о работе Нпа: понятие и виды