Нпа: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:43, контрольная работа

Краткое описание

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследовались их природа, признаки и свойства. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов - их иерархичность, системность. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов…………..…..……..6

Глава 2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………..26

Глава 3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………..…36

Заключение……………………………………………………………….……..46

Список использованной литературы………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Нпа (2).docx

— 44.02 Кб (Скачать)

 

Дело в том, что наряду с нормами права (социальными  правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, су-ществуют и нормы, не имеющие правового  характера и зна-чения, однако они  также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой  и т. д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они  содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение  этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.

 

Иногда в юридической  литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие  нормативный акт, хотя, оно имеет  в точном смысле иное содержание.

 

Следует также отметить, что  нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь  существует тонкое различие, исключительно  важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности  к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного  взыскания на нарушителя установленных  в этом учреждении правил внутреннего  трудового распорядка (за опоздание  на работу, прогул, другие нарушения  трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как  право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт.

 

Итак, Нормативно правовой акт - властное предписание государственных  органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и  европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе Хропанюк В.Н. Теория государства и  права.// «Инверстиль». М., 2000..

 

По юридической силе нормативные  акты подразделяются на две большие  группы: законы и подзаконные акты Там же..

 

Нормативные акты в России подразделяются:

 

1) В зависимости от особенностей  правового положения субъекта  правотворчества на:

 

· нормативные акты государственных  органов;

 

· нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, това-риществ  и т.п.);

 

· нормативные акты совместного  характера (государственных

органов и иных социальных структур);

 

· нормативные акты, принятые на референдуме;

 

2) в зависимости от сферы  действия, на:

 

· общефедеральные;

 

· нормативные акты субъектов  Федерации;

 

· органов местного самоуправления;

 

· локальные.

 

3) в зависимости от срока  действия, на:

 

· неопределенно-длительного  действия;

 

· временные.

 

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной  власти или непосредственно народом  и регулирующий наиболее важные общественные отношения Теория государства и  права. Учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский и др.; под ред. С.С. Алексеева. - М., 1998.

 

.

 

Законы могут приниматься  и на референдумах - в ходе спе-циальной процедуры непосредственного, прямого  волеизъявления насе-ления по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

 

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячеле-тий  в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется  как синоним понятия права, любого источника права. По-этому еще  в XIX веке предлагалось различать закон  в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как  синоним всех источников права, в  формальном - как акт, принятый в  соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

 

Смешение этих значений может  приводить к негативным послед-ствиям. Такое произошло, к сожалению, в  Конституции Российской Феде-рации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется прин-цип независимости  судей. Это фиксируется в формуле  «судьи независимы и подчиняются  только закону» Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.). РГ от 25 декабря 1993 г. № 237. Ст. 120.

 

В данном контексте понятие  закон употребляется в широком  смысле, как синоним права, как  защита от вмешательства других ветвей власти в су-дебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме  того, этой формулой утверждается принцип  законности в судебной деятельности.

 

Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

 

Ш Закон-это юридический  документ, содержащий нормы права.

 

Ш Закон является результатом  правотворческой деятельности высшего  органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

 

Ш Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения  в обществе.

 

Ш Закон обладает высшей юридической  силой, что проявляется в невозможности  его отмены другим органом, кроме  принявшего, а также в том, что  содержанию закона не должны противоречить  все иные юридические документы.

 

Ш Закон является фундаментальным  юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой  деятельности иных государственных  органов, судов.

 

Рассматривая закон как  нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

 

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содер-жащих индивидуальные предписания по конкретным, «ра-зовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие  индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

 

во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толко-вания, т.е. актов, в которых дается только разъяснение  действующих норм, но не устанавливаются  новые нормы (такие акты в большинстве  случаев имеют другие наиме-нования, например, «постановление», «разъяснение»).

 

Законы в демократическом  государстве должны зани-мать первое место среди всех источников права, быть ос-новой всей правовой системы, основой законности, креп-кого правопорядка.

 

«Законодательство - это вся  совокупность законов, действующих  в стране» Бабаев В.К. Теория государства  и права. М. Юристъ. 2006..

 

Необходимо, однако, иметь  в виду, что в некоторых формулировках  нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные  документы, содержащие первичные право-вые  нормы (например, нормативные указы  Президента РФ, нормативные постановления  Правительства).

В настоящее время нормативные  указы Президента, (а также постановления  Правительства), принятые по вопро-сам, относящимся к законодательной  области, имеют со-ответствующую, близкую  к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному  вопросу. В части первой ГК РФ прямо  записано: «В случае проти-воречия указа  Президента Российской Федерации или  По-становления Правительства Российской Федерации насто-ящему Кодексу  или иному закону применяется  настоящий Кодекс или соответствующий  закон» Ст.3.п.5. Гражданского кодекса  Российской Федерации ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ

 

.

 

Законодательство имеет  свою четкую систему, классификацию  законов 

 

Законы подразделяются на:

 

а) конституцию, конститу-ционные;

 

б) обыкновенные.

 

К числу конституционных  законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых  предусмотрена непосредственно  конституцией. В Конституции РФ 1993 г. назва-но четырнадцать таких конституционных  законов. Примером пос-ледних могут  быть законы о Правительстве Российской Федера-ции (ст. 114), о Конституционном  Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении  конституционно-правового статуса  субъ-екта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для кон-ституционных законов установлена более сложная  по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может  быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции  РФ).

 

Обыкновенные законы - это  акты текущего законода-тельства, посвященные  различным сторонам экономичес-кой, политической, социальной, духовной жизни  общест-ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и  обес-печивается единство всей законодательной  системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных  законах. Главная задача особого  органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы  обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации  всех законов, иных нормативных - юридических  актов и тем самым осущест-вление во всех актах конституционных начал. законов 

 

Обыкновенные законы, в  свою очередь, делятся на кодифи-кационные  и текущие. К кодификационным  относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации  и кодексы. Основы - это федеральный  закон, который устанавли-вает принципы и определяет общие положения  регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область  общественных от-ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от-расли права (например, Уголовный  кодекс, Гражданский процессу-альный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

 

В федеративном государстве, каким является Россия, разли-чаются законы федеральные и законы субъектов  Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» ЗАКОН РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 11.12.2002) «О Языках народов РФ». Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.1991, № 50, ст. 1740.

 

в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные  законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения  закона субъекта Федерации с законом  Российской Федерации действует  федеральный закон.

 

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт  страны - это основной, «заглавный»  закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государст-венного строя, права и  свободы граждан, форму правле-ния  и государственного устройства, систему  правосудия и др.

 

В Российской Федерации в  настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой пре-амбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

 

1. Основы конституционного  строя. 

 

2. Права и свободы человека, и гражданина..

 

3. Федеративное устройство.

 

4. Президент Российской  Федерации. 

 

5. Федеральное Собрание.

 

6. Правительство Российской  Федерации. 

 

7. Судебная власть.

 

8. Местное самоуправление.

 

9. Конституционные поправки  и пересмотр Конститу-ции. 

 

В особом (втором) разделе  Конституции Российской Федерации  содержатся заключительные и переходные по-ложения.

 

Само понятие «конституция»  в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем  Риме так име-новали отдельные акты императорской власти.

 

Появление конституций как  основных законов государства связано  с приходом к власти буржуазии, возникновением буржу-азного государства.

 

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней  отсутствует конституция в обычном  понимании этого слова. Иначе  говоря, нет единого акта, регулирующего  как важ-нейшие стороны внутренней организации государства, обще-ственного  устройства, так и права, и свободы  граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все  они не связаны между собой  определенной системой и не образуют единого акта.

 

Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно  назвать Консти-туцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями  были Конституции Франции и Польши 1791 г Черниловский З.М. Всеобщая история  государства и права: Учебник.М.2005г.

 

.

 

1. Как Основной Закон  государства и общества Конституция,  в отличие от других законодательных  актов, имеет учредитель-ный, основополагающий  характер. Она регулирует широкую  сферу общественных отношений,  наиболее важные из них, кото-рые  затрагивают коренные интересы  всех членов общества, всех граждан.  Конституция закрепляет основы  общественно-эконо-мического строя  государства, его национально-территориальное  устройство, основные права, свободы  и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной  власти и управления, устанавливает  правопорядок и законность. Поэтому  конституционные нормы - основополагающие  для деятельности государственных  органов, политических партий, общественных  организаций, должностных лиц  и граждан. Нормы Конституции  первичны по отношению ко всем  другим правовым нормам.

Информация о работе Нпа: понятие и виды