Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:43, контрольная работа
Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследовались их природа, признаки и свойства. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов - их иерархичность, системность. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов…………..…..……..6
Глава 2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………..26
Глава 3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………..…36
Заключение……………………………………………………………….……..46
Список использованной литературы………………………………………….49
Дело в том, что наряду
с нормами права (социальными
правилами поведения), которые воплощает,
содержит нормативно-правовой акт, су-ществуют
и нормы, не имеющие правового
характера и зна-чения, однако они
также воплощены, закреплены в письменной
и иной документальной форме. Например,
в инструкциях, в которых определяются
правила обращения с
Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание.
Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт.
Итак, Нормативно правовой акт - властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе Хропанюк В.Н. Теория государства и права.// «Инверстиль». М., 2000..
По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты Там же..
Нормативные акты в России подразделяются:
1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:
· нормативные акты государственных органов;
· нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, това-риществ и т.п.);
· нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);
· нормативные акты, принятые на референдуме;
2) в зависимости от сферы действия, на:
· общефедеральные;
· нормативные акты субъектов Федерации;
· органов местного самоуправления;
· локальные.
3) в зависимости от срока действия, на:
· неопределенно-длительного действия;
· временные.
Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения Теория государства и права. Учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский и др.; под ред. С.С. Алексеева. - М., 1998.
.
Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе спе-циальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления насе-ления по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячеле-тий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. По-этому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Смешение этих значений может приводить к негативным послед-ствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Феде-рации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется прин-цип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону» Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). РГ от 25 декабря 1993 г. № 237. Ст. 120.
В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в су-дебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.
Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:
Ш Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
Ш Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
Ш Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
Ш Закон обладает высшей юридической
силой, что проявляется в
Ш Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:
во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содер-жащих индивидуальные предписания по конкретным, «ра-зовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толко-вания, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наиме-нования, например, «постановление», «разъяснение»).
Законы в демократическом государстве должны зани-мать первое место среди всех источников права, быть ос-новой всей правовой системы, основой законности, креп-кого правопорядка.
«Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране» Бабаев В.К. Теория государства и права. М. Юристъ. 2006..
Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные право-вые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).
В настоящее время нормативные
указы Президента, (а также постановления
Правительства), принятые по вопро-сам,
относящимся к законодательной
области, имеют со-ответствующую, близкую
к закону, юридическую силу до принятия
и вступления в силу закона по данному
вопросу. В части первой ГК РФ прямо
записано: «В случае проти-воречия указа
Президента Российской Федерации или
По-становления Правительства
.
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов
Законы подразделяются на:
а) конституцию, конститу-ционные;
б) обыкновенные.
К числу конституционных
законов относятся, прежде всего, законы,
вносящие изменения и дополнения
в Конституцию, а также законы,
необходимость издания которых
предусмотрена непосредственно
конституцией. В Конституции РФ 1993
г. назва-но четырнадцать таких конституционных
законов. Примером пос-ледних могут
быть законы о Правительстве Российской
Федера-ции (ст. 114), о Конституционном
Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении
конституционно-правового
Обыкновенные законы - это
акты текущего законода-тельства, посвященные
различным сторонам экономичес-кой,
политической, социальной, духовной жизни
общест-ва. Они, как и все законы,
обладают высшей юридической силой,
но сами должны соответствовать Конституции,
конституционным законам. Этим и
обес-печивается единство всей законодательной
системы и последовательное проведение
в ней тех основополагающие политических
и правовых начал, которые выражены
в Конституции, конституционных
законах. Главная задача особого
органа правосудия - Конституционного
Суда - и состоит в том, чтобы
обеспечивать строгое соответствие
Конституции Российской Федерации
всех законов, иных нормативных - юридических
актов и тем самым осущест-
Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифи-кационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавли-вает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от-ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от-расли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессу-альный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).
В федеративном государстве, каким является Россия, разли-чаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» ЗАКОН РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 11.12.2002) «О Языках народов РФ». Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.1991, № 50, ст. 1740.
в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.
Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государст-венного строя, права и свободы граждан, форму правле-ния и государственного устройства, систему правосудия и др.
В Российской Федерации в
настоящее время действует
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека, и гражданина..
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конститу-ции.
В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные по-ложения.
Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так име-новали отдельные акты императорской власти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржу-азного государства.
Первые акты конституционного
типа были приняты в Англии. Однако
исторические особенности ее развития
привели к тому, что в ней
отсутствует конституция в
Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Консти-туцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: Учебник.М.2005г.
.
1. Как Основной Закон
государства и общества