Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 08:06, доклад
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания
к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные
предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы
выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные
теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и
окажутся ложными суждениями.
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания
к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные
предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы
выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные
теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и
окажутся ложными суждениями.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных
связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.
Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным
свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием,
стремлением человека
к раскрытию новых
что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге
"Диалектика природы" :"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий
невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С
этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся
сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный
материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет
другие, пока не будет установлен в чистом виде закон".
О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной
жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает
первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым
всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.
Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения,
объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного
суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов
или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением,
в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или
свойствах исследуемых явлений.
Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и
практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с
использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит
в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим
следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения.
Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание.
Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой,
ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.
Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате
анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений.
Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь
обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии
с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный,
закономерный логический процесс.
Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных
форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат
уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в
других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее
возникновению предшествует
индуктивное обобщение
Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат
рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и
логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка
гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая
его.
2. Виды гипотез.
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие,
частные, единичные.
Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и
закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях
психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью
объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера
их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут
служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении
вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о
происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом
происхождении нефти.
Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным
вкладом в развитие научных знаний.
Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах,
происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса
рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической
деятельности человека.
Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-
исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени
происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк
ставит гипотезу
о взаимосвязи между
действиями отдельных лиц.
Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в
судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных
событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с
преступлением.
Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах,
происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или
явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного
больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.
В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие
гипотезы.
Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых
этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей
выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным
допущением, позволяющим
сгруппировать и
в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.
В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или
совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному
объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.
Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих
происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств
преступления или преступление в целом.
Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц,
виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного
предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных
обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто
его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д.
Версии бывают общие,
объясняющие некоторые
преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто
исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и
т. д.
Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения,
конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в
целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные
направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных
обстоятельств дела.
Научное исследование можно охарактеризовать как процесс, начинающийся с некоторых посылок - гипотез, созданных на основании данных опыта, чтобы получить с помощью лабораторных и промышленных экспериментов и теоретических исследований возможные следствия. Гипотеза - догадка о факте, а настоящее время недоступном для обнаружения, а также предположение о причине, которая вызывает данное следствие в научном исследовании. Если открывается новый факт или делается новый вывод, и они не согласуются с ранее принятым объяснением, то возникает необходимость выдвинуть новую гипотезу, которая учитывала бы как новые, так и ранее существующие условия и объясняла бы все вместе. Значение гипотезы в научном исследовании огромно. Без гипотезы невозможно развитие современных научных знаний. Функция гипотезы - путь к новым исследованиям и накапливаемый материал - приводит к пробуксовке гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока они не становятся теориями. Гипотезы, ставшие теориями, выражают всеобщие и необходимые отношения, хотя и существуют только в условиях, проявившихся в процессе их проверки. Основу гипотезы составляют знания, установленные экспериментально, в силу чего они опирается на объективную реальность. Сама же гипотеза является рассудочным построением, нуждающимся в экспериментальной проверке. Вместо отвергнутой в эксперименте создается новая, которая также подвергается проверке. Таким образом, даже гипотезы, оказавшиеся неверными, служат инструментом для прогресса познания. В процессе образования гипотезы и ее существовании можно выделить 5 стадий: факт наличия явления, процесса, предмета, объяснить причину существования которых имеющимися средствами пока нельзя; всестороннее изучение явления, процесса, предмета, выяснение связей и обстоятельств; выдвижение гипотезы о возможной причине явления; определение следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины; проверка соответствия следствий факта действительности, то есть подтверждение истины (знание о предмете, правильно отражающем этот предмет).