Виды и понятие гипотез

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 08:06, доклад

Краткое описание

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания

к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные

предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы

выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные

теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и

окажутся ложными суждениями.

Файлы: 1 файл

В науке.docx

— 18.75 Кб (Скачать)

В науке, обыденном  мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания

 к более полному.  Нам приходится выдвигать и  затем обосновывать различные

предположения для  объяснения явлений и их связи  с другими явлениями. Мы

выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при  их подтверждении в научные

теории или в  отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и

окажутся ложными  суждениями.

     Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных

связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным

свойством мышления, его постоянным движением - углублением  и развитием,

стремлением человека к раскрытию новых закономерностей  и причинных связей,

что диктуется потребностями  практической жизни. Ф.Энгельс писал  в своей книге

"Диалектика природы"  :"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий

невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С

этого момента возникает  потребность в новых способах объяснения, опирающихся

сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный

материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет  один из них, исправляет

другие, пока не будет  установлен в чистом виде закон".

О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной

жизни, единичных  предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает

первоначально в  форме гипотезы. Этим и объясняется  необходимый и тем самым

всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением  предположения,

объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного

суждения или системы  взаимосвязанных суждений о свойствах  единичных фактов

или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением,

в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или

свойствах исследуемых явлений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение  подлежит научной и

практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий  с

использованием различных  логических приемов, операций и форм вывода, приводит

в итоге либо к  подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим

следует строго различать  гипотезу и доказанные с ее помощью  положения.

Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в  поверке вероятное знание.

Доказанное же с  ее помощью положение уже не является собственно гипотезой,

ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

Возникающее при  построении гипотезы предположение  рождается в результате

анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений.

Значит, гипотеза - это  не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь

обоснованное, опирающееся  на конкретные материалы положение.  В соответствии

с этим и возникновение  гипотезы - это не хаотический и не подсознательный,

закономерный логический процесс.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс  с участием различных

форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат

уподобления двух единичных  явлений, т.е. ее основой выступает  аналогия, в

других случаях  она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее

возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического  материала.

Любая гипотеза имеет  исходные данные, или основания, и  конечный результат

рассуждения - предположение. Она включает также обработку  исходных данных и

логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка

гипотезы, превращающая предположение в достоверное  знание или опровергающая

его.

     2. Виды гипотез.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие,

частные, единичные.

     Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и

закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях

психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью

объяснения всего  класса описываемых явлений, выведения  закономерного характера

их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут

служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении

вещества, современные  гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о

происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом

происхождении нефти.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и  являются ценным

вкладом в развитие научных знаний.

     Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах,

происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса

рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической

деятельности  человека.

Частные гипотезы находят  применение как в естествознании так и в общественно-

исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени

происхождения и  принадлежности обнаруженных при раскопках  предметов. Историк

ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными  историческими событиями или

действиями отдельных  лиц.

Частными гипотезами являются и те предположения, которые  применяются в

судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных

событиях, поступках  людей, отдельных фактах, причинно связанных  с

преступлением.

     Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах,

происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или

явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного

больного, подбирая для него индивидуально медикаменты  и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие

гипотезы.

     Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых

этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей

выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным

допущением, позволяющим  сгруппировать и систематизировать  результаты наблюдений

в определенную систему  и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

В судебно-следственной практике при объяснении отдельных  фактов или

совокупности обстоятельств  часто выдвигают ряд гипотез, по-разному

объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

     Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих

происхождение или свойства отдельных  юридически значимых обстоятельств

преступления  или преступление в целом.

Поскольку перед  судом ставится задача установить событие  преступления и лиц,

виновных в его  совершении, обобщающая версия выдвигается  по поводу главного

предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных

обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто

его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника  и т.д.

Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты

преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто

исполнитель, кто  организатор преступления, если было несколько участников, и

т. д.

Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения,

конкретизации и  уточнения общей версии, объясняющей  преступное деяние в

целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные

направления для  выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных

обстоятельств дела. 
 
 

Научное исследование можно охарактеризовать как процесс, начинающийся с некоторых посылок - гипотез, созданных на основании  данных опыта, чтобы получить с помощью  лабораторных и промышленных экспериментов  и теоретических исследований возможные  следствия. Гипотеза - догадка о факте, а настоящее время недоступном для обнаружения, а также предположение о причине, которая вызывает данное следствие в научном исследовании. Если открывается новый факт или делается новый вывод, и они не согласуются с ранее принятым объяснением, то возникает необходимость выдвинуть новую гипотезу, которая учитывала бы как новые, так и ранее существующие условия и объясняла бы все вместе. Значение гипотезы в научном исследовании огромно. Без гипотезы невозможно развитие современных научных знаний. Функция гипотезы - путь к новым исследованиям и накапливаемый материал - приводит к пробуксовке гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока они не становятся теориями. Гипотезы, ставшие теориями, выражают всеобщие и необходимые отношения, хотя и существуют только в условиях, проявившихся в процессе их проверки. Основу гипотезы составляют знания, установленные экспериментально, в силу чего они опирается на объективную реальность. Сама же гипотеза является рассудочным построением, нуждающимся в экспериментальной проверке. Вместо отвергнутой в эксперименте создается новая, которая также подвергается проверке. Таким образом, даже гипотезы, оказавшиеся неверными, служат инструментом для прогресса познания. В процессе образования гипотезы и ее существовании можно выделить 5 стадий: факт наличия явления, процесса, предмета, объяснить причину существования которых имеющимися средствами пока нельзя; всестороннее изучение явления, процесса, предмета, выяснение связей и обстоятельств; выдвижение гипотезы о возможной причине явления; определение следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины; проверка соответствия следствий факта действительности, то есть подтверждение истины (знание о предмете, правильно отражающем этот предмет). 

Информация о работе Виды и понятие гипотез