Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:19, контрольная работа
Общение взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.
Введение.
Глава 1. Определение общения, его содержания, целей и средств.
Глава 2. Отличие общения человека от общения животных.
Глава 3. Виды человеческого общения.
Глава 4. Общение и деятельность.
Список литературы.
Министерство Образования и Науки Российской Федерации.
Федеральное Государственное
Бюджетное Образовательное
«Красноярский Государственный
Торгово-Экономический
Факультет Экономики и Управления
Кафедра Экономики и Планирования.
Контрольная работа
По дисциплине «Психология и Педагогика»
На тему: №20 Понятие и Виды общения
Выполнила:
Студентка I курса
Направление подготовки 080100.62 «Экономика»
Заочной формы обучения 01171з
Группа ЭП 11-1з
Щиголева Анастасия Андреевна.
Красноярск 2012.
Содержание:
Человек - «существо социальное».
Это означает, что он живет среди
людей и осуществляет свою жизнедеятельность
(достигает целей, удовлетворяет
потребности, трудится) не иначе как
через взаимодействие, общение с
другими людьми - общение контактное,
опосредственное или
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.
Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Общение взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации –
2. Взаимодействие и
3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.
Содержание общения:
Содержание - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.
Цели общения:
Цель - то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Средства общения:
Средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.
Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Межперсональное общение - участниками
общения являются конкретные личности,
обладающие специфическими индивидуальными
качествами, которые раскрываются по
ходу общения и организации
В ролевом общении участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).
В ходе доверительного общения передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Личное общение – это
обмен неофициальной
Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам:
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.
Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
Диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.)
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Общение и деятельность - Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.
В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны:
Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона
общения означает процесс
Рассмотрим на примере развития ребёнка:
В онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.
Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.
Предметная деятельность реализует такое отношение к миру, которое исключает понимание, заботу или любовь со стороны объекта деятельности. Объект деятельности - вещь неодушевленная, он равнодушен к желаниям ребенка, к его существованию и существует независимо от ребенка.
Для того чтобы использовать
предмет или уберечься от опасности,
связанной с ним, необходимо изучить
его. Это изучение происходит путем
воздействия на предмет. Если при
общении наиболее сильным воздействием
была демонстрация желания, то теперь
проявление желания не только бессмысленно
(предмет не воспринимает желания),
но может даже помешать изучению. Чем
беспристрастнее будет
Движущей силой детского развития является противоречие между двумя отношениями ребенка к миру - между формой общения, которую он может, хочет или должен осуществить, и формой предметной деятельности, которая ему доступна или которая ему или от него требуется.