Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 23:26, реферат

Краткое описание

Коррупционная преступность - это сложное криминологическое явление, представляющее собой систему преступлений, в которых специальным субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц; коррупция - это целеобразующая система, характеризующая деформацию государственной власти путем противоправного обмена властного ресурса на экономическую выгоду.

Оглавление

II. Введение 3
III. Понятие антикоррупционной политики 5
IV. Содержание антикоррупционной политики 6
V. Виды, уровни и направления антикоррупционной политики, критерии оценки
VI. Правовые основы антикоррупционной политики 12
VII. Проблемы и перспективы реализация национальной антикоррупционной политики
VIII. Заключение 18
IX. Источники и литература 19

Файлы: 1 файл

Реферат коррупция.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «Российский  Государственный  Университет имени  Иммануила Канта» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Тема: «Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

2010 

  1. Оглавление
  Название раздела страница
     
Введение 3
Понятие антикоррупционной  политики 5
Содержание  антикоррупционной  политики 6
Виды, уровни и направления  антикоррупционной  политики, критерии оценки  
11
Правовые  основы антикоррупционной политики 12
Проблемы  и перспективы  реализация национальной антикоррупционной  политики  
14
Заключение 18
Источники и литература 19
     
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
  1. Введение

   Сегодня средства массовой информации пестрят  своими разоблачительными и даже в некоторых случаях неоспоримыми материалами о коррумпированности высокопоставленных лиц государства. Нередко в этих скандалах были замешаны представители Администрации Президента, Правительства и депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Нельзя не заметить и всё нарастающей в российском обществе "человеческой усталости" от насквозь прогнившей и коррумпированной государственной власти. На современном этапе многие эксперты по антикоррупционной политике схожи сегодня в одном едином мнении, что люди начинают осознавать свою гражданскую ответственность за искоренение сложившихся стереотипов покровительству и поощрению коррупцию в органах государственной управления.

   В настоящее время коррупция рассматривается  как одна из системных угроз безопасности Российской Федерации [3].

   Коррупция – это опасное социальное зло. Она приобрела системный характер.

   Коррупционная преступность - это сложное криминологическое  явление, представляющее собой систему  преступлений, в которых специальным  субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц; коррупция - это целеобразующая система, характеризующая деформацию государственной власти путем противоправного обмена властного ресурса на экономическую выгоду.

   В таких условиях недостаточно обычных  мер борьбы с явлением коррупции. С точки зрения уголовной ответственности  коррупционные нарушения относятся  к плохо раскрываемым и трудно доказуемым преступлениям. Поэтому так важны превентивные меры широкого спектра.

   Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

   Для устранения факторов, обеспечивающих существование и устойчивость коррупции,  необходимо адекватное целям коррупции  воздействие на эти факторы. Такое  воздействие, приводящее к снижению уровня коррупции, является целью антикоррупционной политики.

     Одним из превентивных направлений борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. Не случайно 19 мая с.г. Президент  РФ Д.Медведев подписал дополнительно антикоррупционный пакет документов из пяти указов.

В России во исполнение Национального плана  противодействия коррупции, утвержденного  Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, создана законодательная  база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции.

     Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О  противодействии коррупции" [1] закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти. При этом процесс совершенствования антикоррупционного законодательства в нашей стране далек от своего завершения и для этого предстоит много трудиться всем: ученым, юристам-практикам, педагогам, руководителям.

     Принятие  ФЗ «О противодействии коррупции» следует  рассматривать в качестве нового исторического этапа российской антикоррупционной политики, поскольку он формирует ряд институтов, создающих новые элементы механизма противодействия коррупции. 
 
 

 
  1. Понятие антикоррупционной  политики.
 

Антикоррупционная политика - системная, профилактическая по целям и средствам, идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей власти и уровней, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства, в целях минимизации коррупционных проявлений, являясь одним из направлений криминологической политики предупреждения преступности

Государственную антикоррупционную  политику следует рассматривать как деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию отношений в сфере противодействия коррупции.

Цели  антикоррупционной  политики как системы (которой ей еще надлежит стать) - адекватное целям коррупции воздействие на факторы, обеспечивающие существование и устойчивость коррупции.

Целью государственной  антикоррупционной  политики является снижение уровня коррупции посредством:

  • реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина
  • предупреждения коррупционных правонарушений, обеспечения ответственности за коррупционные проявления во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами,
  • мониторинга коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики,
  • формирования антикоррупционного общественного мнения,
  • обеспечения прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции,
  • создания механизма против подкупа граждан при проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления,
  • формирования условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями [5].
 
 
  1. Содержание  антикоррупционной  политики.
 

   Антикоррупционная политика - это идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей и уровней власти, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства в целях минимизации коррупционных проявлений.

   Антикоррупционная политика понимается как управленческая деятельность, форма взаимоотношений  между различными социальными группами, властное проявление полномочий госорганов, подсистема правовой политики Российского государства; нормативное образование, обеспечивающее защиту и реализацию прав и законных интересов граждан и коллективных образований. Антикоррупционная политика может быть понята и сформирована только как часть правовой политики государства. Она синтезирует ряд положений уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, финансовой, экономической, таможенной и других частных видов правовой политики.

   Одна  из главных криминологических идей антикоррупционной политики заключается в том, что проявления коррупции могут быть минимизированы путем углубления социально-правового контроля не столько за деятельностью отдельных категорий лиц, сколько за социально-экономическими процессами, финансовыми и товарными потоками.

   Центр тяжести в деле реализации антикоррупционной  политики ложится на институты контрольной  государственной власти, что обусловлено  отсутствием в России гражданского общества -наиболее эффективного средства обеспечения «прозрачности» деятельности государственных органов.

   Разработка  антикоррупционного законодательства, особенно в экономической сфере, должна осуществляться на основе четких критериев классификации видов  госуправления, административно-правовых режимов отраслей экономической  деятельности; в противном случае неизбежна фрагментарность, увлечение деталями,

   Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства  и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

    Ниже  приводятся основные направления, по которым должна разрабатываться программа противодействия коррупции. Проект "Основных направлений…", подготовленный Михаилом Александровичем Красновым - вице-президентом фонда ИНДЕМ, руководителем Антикоррупционного центра НАК. Этот документ неоднократно обсуждался экспертными группами, президиумом и общим собранием участников Национального антикоррупционного комитета, которое приняло его осенью 2000 года. После этого проект был направлен президенту и в правительство. По имеющейся информации, документ получил благожелательную оценку премьера. Реакции президента пока не последовало. Основой для документа послужил подготовленный фондом ИНДЕМ доклад "Россия и коррупция: кто кого", публиковавшийся в "Независимой газете" в 1999 году, и другие материалы [2].

   Следует учитывать, что настоящие Основные направления не могут считаться исчерпывающими. Они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер разделов, но и с учетом результатов глубинных исследований явления коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции в России; «участков» государственного и общественного организма, пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более серьезной оценки прямых и косвенных экономических потерь и проч.

Информация о работе Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды