Шпаргалка по "История восточных славян"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:17, шпаргалка

Краткое описание

Авторы большинства исторических сочинений, написанных до XVII века, исходили из традиционной для всего европейского летописания Библейской схемы: у человечества существовал единый язык, после Вавилонского столпотворения давший начало семидесяти двум разным наречиям, в том числе и славянскому. После неудачной попытки построить легендарную башню потомки сыновей Ноя разошлись из Сеннаарской равнины в разные стороны: потомство от Сима двинулось на восток, от Хама - на юг, а от Иафета - на запад и север. Именно от Иафета и его сыновей и произошли все расселившиеся на этих территориях народы, включая славянские. Схема эта подробно отражена в Повести временных лет, откуда она позднее перешла и в восточнославянскую традицию.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену по истории восточных славян.docx

— 2.19 Мб (Скачать)

Так во всех концах русских волостей оправдались надежды народа на благословенное княжение Мономаха. После двенадцатилетнего правления в Киеве, в 125 году, умер Мономах, просветивший Русскую землю, как солнце, по выражению летописца; слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе, потому что много почитал он монашеский и священнический чин, давал им все потребное, церкви строил и украшал; когда входил в церковь и слышал пение, то не мог удержаться от слез, потому-то бог и исполнял все его прошения и жил он в благополучии; весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери. Рассмотревши деятельность второго поколения Ярославичей, взглянем и на деятельность дружинников княжеских. Мы видели, что с приходом Святополка из Турова в Киев в последнем городе явились две дружины: старая, бывшая при Изяславе и Всеволоде, и новая, приведенная Святополком. Мы заметили, что летописец явно отдает предпочтение старой пред новою: члены первой являются у него людьми разумными, опытными, члены второй называются несмысленными. Любопытно заметить также при этом, что члены старой дружины, люди разумные, держатся постоянно Мономаха и его думы. Из них на первом месте у летописца является Ян Вышатич, которого деятельность видели мы при первом поколении; в последний раз является Ян под 1106 годом, когда он вместе с братом своим Путятою и Иваном Захарьичем прогнал половцев и отнял у них полон. Вслед за этим встречаем известие о смерти Яна, старца доброго, жившего лет 90: "жил он по закону божию, - говорит летописец, - не хуже первых праведников, от него и я слышал много рассказов, которые и внес в летопись". Трудно решить, разумел ли здесь летописец нашего Вышатича или другого какого-нибудь Яна; кажется в первом случае он прибавил бы что-нибудь и о его гражданских подвигах. Гораздо чаще упоминается имя брата Янова, Путяты, который был тысяцким при Святополке в Киеве; вы видели, что при Всеволоде был киевским тысяцким Ян; каким образом эта должность перешла к младшему брату от старшего при жизни последнего, мы не знаем; любопытно одно, что это звание сохраняется в семье Вышаты, тысяцкого Ярославова. Деятельность Путяты мы видели в войне Святополка с Давыдом волынским, на Витичевском съезде, в походе на половцев в 1106 году; наконец, по смерти Святополка видим, что народ грабит дом Путяты за приверженность его к Святославичам; можно думать, что не столько личная привязанность к этому роду могла руководить поведением Путяты, сколько привязанность к обычному порядку старшинства, нарушение которого неминуемо влекло за собою смуту и усобицы. Кроме братьев Вышатичей - Яна и Путяты, из мужей Святополковых, бояр киевских, упоминаются: Василь, Славата, Иванко Захарьич, Козарин. После Всеволода муж его Ратибор, которого мы видели посадником в Тмутаракани, не остался в Киеве, но перешел к Мономаху, у которого в Переяславле пользовался большим значением, что видно из рассказа об убийстве половецких ханов; потом мы видим его на Витичевском съезде; наконец, когда Мономах занял старший стол, Ратибор сделался тысяцким в Киеве, на место Путяты: в этом звании он участвует в перемене устава о ростах вместе с Прокопием, белогородским тысяцким, Станиславом (Тукиевичем) переяславским, и еще двумя мужами - Нажиром и Мирославом; здесь в другой раз замечаем, что перемена в земском уставе делается в совете тысяцких разных городов, встречаем имена двоих сыновей Ратиборовых - Ольбега и Фомы; кроме них, еще имена двоих воевод Мономаховых - Дмитра Иворовича и Ивана Войтишича, первого в походе на половцев за Дон, второго на греков к Дунаю, наконец, Орогоста, действовавшего вместе с Ратцбором на Витичевском съезде. Из черниговских бояр у Святославичей встречаем имена: Торчина при рассказе о Витичевском съезде и Иванка Чудиновича, бывшего при перемене устава о ростах; если этот Иванко сын Чудина, боярина Изяславова, то любопытно, что сын очутился в дружине Святославичей. Из волынских бояр встречаем имена Туряка, Лазаря и Василя, выставленных главными виновниками ослепления Василька. Что касается до происхождения членов княжеской дружины, то имена Торчина, боярина Святославичей черниговских, и Козарина, боярина Святополкова, ясно на него указывают; имена прислуги княжеской - Торчина, овчаря Святополкова, Бяндука, отрока Мономахова, Кульмея, Улана и Колчка, отроков Давыда волынского, могут указывать также на варварское происхождение.

24. Борьба за киевский престол между сыновьями Ярослава Мудрого

 

 

Великий киевский князь Ярослав Мудрый умер 8 февраля 1054 года. Летопись приписывает ему следующие слова, сказанные перед смертью: «Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга; свой стол — Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо меня». А Изяславу еще добавил: «Если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному». Однако, раздав сыновьям свои владения на уделы, Ярослав положил начало феодальной раздробленности.

 

 

Наследников было шестеро: пять сыновей Ярослава и один внук Ростислав от старшего сына Владимира, умершего еще при жизни отца. Старший Ярославич, Изяслав, сел в Киеве, присоединив к нему и Новгородскую волость: в его руках сосредоточились оба конца речного пути «из Варяг в Греки». Второму сыну Ярослава, Святославу, досталась область днепровского притока Десны, Черниговская земля с примыкавшей к ней по Оке Муромо-Рязанской окраиной и с отдаленной азовской колонией Руси Тмутороканью (Тамань). Третий Ярославич, Всеволод, сел в Переяславле Русском и получил в прибавок к этой сравнительно небольшой и окраинной волости оторванный от неё географически край Суздальский и Белозёрский по Верхнему Поволжью. Четвертый, Вячеслав, сел в Смоленске, пятый, Игорь, — на Волыни, где центром стал построенный при Владимире Святом город Владимир (на реке Луге, притоке Западного Буга). Сирота-племянник получил от дядей отдалённый Ростовский край среди владений Всеволода переяславского, хотя его отец княжил в Новгороде. Очевидно, между братьями распределялись городовые области, старые и новые. Чем старше был князь, тем лучше и богаче волость ему доставалась.

 

 

Почти 20-летнее совместное управление трех братьев завершилось весной 1073 г., когда Святослав с Всеволодом изгнали Изяслава из Киева. Святослав стал княжить в Киеве, а Всеволод — в Чернигове. В декабре 1076 г. Святослав умер. После его смерти снова разгорелась кровавая борьба за киевский престол. Изяслав возвратился на Русь и вместе с Всеволодом боролся против Олега Святославича. В битве под Черниговом в 1078 г. войска Изяслава и Всеволода победили, но для Изяслава эта битва завершилась трагически — он погиб. Всеволод стал киевским князем, а своего старшего сына Владимира Мономаха посадил княжить в Чернигове. В 1093 г. Всеволод умер, и три года шла беспощадная борьба за киевский престол. Лишь в 1096 г. сыну Всеволода Владимиру Мономаху удалось силой оружия успокоить Святославичей.

 

 

В 1097 г. в городе Любече (на Днепре) состоялся съезд русских князей, имевший целью договориться о прекращении междукняжеских распрей и сплотиться против разорявших Русь половцев. НаЛюбечском съезде (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей.

  • Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;

  • Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;

  • Олегу и Давиду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;

  • Давиду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;

  • Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение свидетельствовало о формировании нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения. Сразу же после съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями. Для урегулирования конфликта потребовался новый съезд, состоявшийся в 1100 году в Уветичах.

 

25. Социально- экономическое развитие восточных славян обусловлено образованием государственных формирований. Около 862 года на юге варяжским атаманам Аскольду и Диру удалось освоить Полянскую землю из- под власти хазаров и образовать державу с центром в Киеве.

В 882 году новгородский князь Олег восточнославянские земли в единое государство- Русь. Киевская Русь была самой большой и самой могучей державой средневековой Европы. Территория ее простиралась от Балтийского до Черного моря, от Карпат до Волги и охватывала приблизительно 800 тыс.кв.км. ( почти половина в границах современной Украины). Фактически это была империя, в которой жило, за различными подсчетами, от 3 до 12 млн.чел. Она просуществовала с 9 до середины 12 века и распалась на 15 отдельных земель, которые существовали как суверенные государства или самостоятельные княжества.

Образование Киевской державы было фактором, который ускорил формирование частной земельной собственности. 10-11 вв.- период интенсивного ее развития, который совершался в двух направлениях. Во-первых, с образованием государства произошел процесс завоевания территорий соседских общин, становления государственной, в лице князя, собственности на землю. Во-вторых, усиливалась экономическая дифференциация в обществе.

Ряд исследователей утверждают, что в княжеский период (9- первая половина 12 вв.) феодализм существовал в облике государственной системы. Она характеризовалась повышенной ролью княжеской власти, которая развивала экономические отношения.

На первых ступенях становления феодализма верховным собственником земли становиться уже феодальный класс в целом. Во главе корпорации феодалов стал князь, являвшийся, таким образам, верховным феодальным собственником государственной территории.

Право земельной собственности монопольно принадлежало классу феодалов. Княжеское, боярское и церковное землевладение было сословной собственностью, имевшей иерархический и вместе с тем условный характер. Землевладельцы феодальных княжеств являлись вассалами великого князя. Крупные землевладельцы в свою очередь имели вассалов более мелких. По мере роста феодальных отношений, путем захвата крестьянских общинных земель образовалось княжеское, боярское и монастырское феодальное землевладение. Киевская Русь имела собственность в форме вотчинного землевладения, где эксплуатировался труд крестьян- смердов и холопов. Наряду с разными категориями феодально- зависимых крестьян в вотчинах использовался в незначительных размерах и рабский труд. В эпоху раннего феодализма было все еще много свободных крестьян- смердов, живших на общинной земле. Однако крупная вотчина, княжеская, боярская и монастырская все больше и больше угрожало общинному землевладению.

В конце 10- начале 11 века Русь вступает в полосу завершения распада родоплеменного строя. Рождается новая организация, основанная на территориальных связях. Уже в 9 веке достаточно ярко определились черты дофеодальных общественных отношений. Дальнейшие отношения на протяжении 10- 11 веков требовали перестройки и формы государства. При активном содействии надстройки выросло и окрепло на местах крупное землевладение. Политическая роль землевладельческой знати сильно поднялась. Изменилась форма эксплуатации зависимого крестьянства. Совершенно четко обозначались новые городские центры. Различные политические организации содействовали упрочнению экономических и политических позиций землевладельческой знати. К концу 9 века можно говорить о существовании раннефеодального Древнерусского государства, беспрерывно быстрорастущего в течении 10 и первой половины 11 века.

Одновременно с развитием общественных отношений, порождавших эксплуатацию господствующим классом лично свободных непосредственных производителей в государстве, складывалась в 9- 11 веках социально- экономическая система, основанная на эксплуатации зависимого населения- господское хозяйство.

В 9- 11 веках происходил также процесс образования господской земельной собственности, которая была экономической основой эксплуатации зависимого населения в вотчине. В Древней Руси господство начиналось с небольших вотчин- дворов. В это время двор возникает как сложный жилищно- хозяйственный комплекс, который был одним из факторов экономической стабильности княжеского и некняжеского хозяйства. Эксплуатация княжеских и боярских дворов требовала дополнительных источников рабочей силы, что превращало господский двор в центр не только хозяйственной, но и социально- экономической активности. В материалах, относящихся к 10 веку, содержаться данные о сложном составе княжеского домена. В него входили дворы, села, города, неукрепленные поселения городского типа- "места". Дворы были центром хозяйства служилой и местной знати.

В 9- 10 веках происходило становление верховной собственности государства на землю, что выражало систему земельных и социально- экономических отношений государства и подчинения в пределах Древней Руси, которые обеспечивали обогащение и воспроизводство господствующего класса. Процесс внешней и внутренней восточнославянской колонизации в 10- 11 веках объясняется растущим феодальным угнетением.

Установление верховной собственности государства на землю- основное средство производства и "всеобщий предмет человеческого труда". Оно имело решающее значение в процессе классообразования Древней Руси, определяя социально- экономическое положение крестьянства, как совокупности мелких производителей в сельском хозяйстве, как единый класс общества вне зависимости от различий хозяйственных систем: землевладельческое, охотничье- промысловой, скотоводческой и смешанной, сложившихся в соответствии с природными условиями.

Учитывая высокую степень развития на Руси ремесленничества, некоторые историки подчеркивают коммерческую направленность ее экономики. Другие, в противоположность им, доказывают, что основой экономики на Руси является сельское хозяйство. Земледелие стало основным занятием населения восточных славян. В Киевской Руси оно продолжало развиваться, приобретая новые организационные формы. В районе Киева и Новгорода уже в 10- 11 веках пашенная система превратилась в ведущую систему земледелия. Глубокие изменения в основной отрасли хозяйства- земледелии, привели к не менее глубоким изменениям производственных отношений у наших предков, постепенному возникновению феодальных производственных отношений. Примерно с 9-го века у восточных славян устанавливается феодальный способ производства ( при наличии многоукладности в экономике), который открывал большой простор развитию производственных сил.

Древняя Русь знала многие зерновые культуры: просо, пшеницу, рожь, ячмень, овес, горох, а также лен и др. Возделывались также многочисленные огородные, бобовые и технические культуры. Земледельческое хозяйство лесостепной зоны в 9-11 веках достигло значительной степени развития. В результате этого можно было отчуждать прибавочный продукт и вести расширенное воспроизводство, что создавало предпосылки для роста имущественного и социального расслоения сельского населения, для увеличения нормы эксплуатации землевладельцами в пределах государства и господских хозяйств. Наряду с землевладением были распространены и другие виды хозяйственной деятельности, в частности скотоводство. У восточных славян в 9- 10 веках были все виды домашних животных: крупный и мелкий рогатый скот ( откармливая крупный рогатый скот крестьянин обеспечивал себя не только мясом и молоком, но и кожей для изготовления одежды и обуви ), свиньи, лошади и домашние птицы. Накопление скота также могло способствовать увеличению имущественного неравенства. Определенную роль в хозяйстве играли также охота и рыболовство. В лесах имелось множество различных зверей и диких птиц - белок, бобров, куниц, лисиц, соболей, зубров, лосей, оленей, коз, кабанов, зайцев, лебедей, журавлей, уток, гусей, перепелов. Меха, мед и воск в большом количестве ввозились на внешний рынок. Ими крестьяне выплачивали свои налоги. Совсем недавние раскопки подтвердили, что в 9-10 веках на Украине для обработки земли и выращивания урожая применяли плуг, рало, соху, борону, лопату, серп и косу. Пахотные орудия медленнее развивались в лесной зоне. Изменение типов пахотных орудий определялись широтными природными условиями. Поэтому уровень их развития ограничивал нормы эксплуатации в 10- 11 веках. Экономические изменения, которые произошли в 9- 11 веках, свидетельствуют о значительном прогрессе производственных сил у восточных славян. В этот период стало широко применяться железо при изготовлении земледельческих орудий ( наральников, чересел, серпов), появились сохи. Земледельцы пользовались разнообразными орудиями вторичной обработки почвы, использовались грабли и вилы. Эти орудия расширяли возможности земледельческого производства- основы экономики восточных славян.

Информация о работе Шпаргалка по "История восточных славян"