Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:17, шпаргалка
Авторы большинства исторических сочинений, написанных до XVII века, исходили из традиционной для всего европейского летописания Библейской схемы: у человечества существовал единый язык, после Вавилонского столпотворения давший начало семидесяти двум разным наречиям, в том числе и славянскому. После неудачной попытки построить легендарную башню потомки сыновей Ноя разошлись из Сеннаарской равнины в разные стороны: потомство от Сима двинулось на восток, от Хама - на юг, а от Иафета - на запад и север. Именно от Иафета и его сыновей и произошли все расселившиеся на этих территориях народы, включая славянские. Схема эта подробно отражена в Повести временных лет, откуда она позднее перешла и в восточнославянскую традицию.
14. Итак, в Повести временных лет князь неизменно выступает на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним и удачи, и поражения.
Повесть временных лет» дает достаточно информации для решения задачи этой части нашего изложения. Многие вопросы князь решает не самостоятельно, а совещаясь с дружиной, имея при этом право решающего голоса.
Повесть временных лет, также дает нам понять, что мнение дружины, в некоторых основополагающих вопросах для князя было важнее его личного мнения. Например, в ситуации с возможным крещением Святослава, «Како аз хочно ин закон прияти един? А дружина моа сему смеятися начнуть»[25], явно видно, что Святослав был вынужден отказаться от крещения, чтобы сохранить уважение своих дружинников.
В основе отношений между князем и дружиной лежала также передача последним некоторых материальных ценностей.
На Руси формирование корпорации профессиональных воинов базировалось не на условном землевладении, а на личных связях князя-вождя и его воинов[26]. В их основе лежала система дарений, одной из форм которой могут считаться пиры князя и дружины. Все, что князь давал дружиннику, делало последнего зависимым от дарителя. То же относится и к княжеским пирам. Угощение князем дружинников закрепляло личные связи, существовавшие с детства: «Се же пакы [Владимир Святославич] людем своим: по вся неделля устави на дворе въ гридьнице пир творити и приходити боляром, и гридем, и съцьскым, и десяцьскым, и нарочитым мужем, при князи и без князя. Бываше множество от мяс, от скота и от зверины, бяше по изобилью от всего»[27].
Таким образом, дружина Киевской Руси жила в значительной степени на княжеские средства. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Все государственные вопросы князь решал не самостоятельно, а с дружиной, принимая или не принимая ее решения.
Теперь, на основании вышеизложенного подведем общие итоги настоящей главы:
- само существование княжеской
власти подразумевает
- образованию древнерусского
государства и установлению в
нем княжеской власти в
- все описания общественных
отношений в период
- что история князей
на Руси уходит к временам
родоплеменного строя и
- постоянное упоминание
дружины в связке с князем,
на страницах Повести
- под дружиной следует
понимать профессиональных
- внутри древнерусской
дружины существовало
- при Рюрике, княжеская
дружина состояла из варягов,
но уже при Олеге в состав
дружины помимо варягов
- дружина Киевской Руси
жила в значительной степени
на княжеские средства. При этом
князь выступал как «первый
среди равных». Он зависел от
своих дружинников не меньше,
чем они от него. Все государственные
вопросы князь решал не
15. Итак, разберем те особенности и функции княжеской власти в древнерусском государстве, которые дошли до нас с помощью Повести временных лет.
Само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти.
Перед изучением функций и особенностей княжеской власти в Древней Руси, обратимся к тем фактам, которые доносит до нас Повесть временных лет.
Итак, образование древнерусского государства, согласно ПВЛ, началось с того, что славянские (словени и кривичи) и финские (чудь, меря, весь) племена, устав от междоусобных войн, объединились и решили найти себе общего князя. В ПВЛ говориться так: «И реша сами в себе: «Поищем собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву»[11].
На их призыв откликнулся варяг Рюрик и стал править сначала в Ладоге, затем в Новгород (Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжитъ и володети нами». И изъбрашася три братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старший, Рюрикъ седе Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Труворъ. И от тех варягъ прозвася Руская земля)[12].
После его смерти княжил Олег (Хельги, Вольга), Рюриков воевода, который присоединил к Руси ряд племён и их городов, в том числе и Киев, совершил победный военный поход на Константинополь, заключил очень выгодный мирный договор с Византией.
Игорь, сын Рюрика, также совершал военные походы на соседей, правда не столь удачно как Олег. При попытке собрать с древлян дань больше оговорённой был убит. Его жена - Ольга, отомстив за смерть мужа, занялась устройством Руси и укреплением княжьей власти, сблизила Русь с Византией, первой из русских правителей приняла христианство.
Святослав, сын Игоря и Ольги, мало уделял внимания внутренним проблемам Руси, но показал себя блестящим полководцем в войне с Хазарским каганатом и Болгарией. Воевал с Византией с переменным успехом. После ряда сражений был осаждён и был вынужден согласиться на мирный договор. Возвращаясь в Киев из Болгарии, Святослав был убит печенегами.
Сыновья Святослава, Ярополк, Олег и Владимир, устроили первую усобицу на Руси, в результате которой князем стал Владимир, а Ярополк и Олег погибли. Владимир присоединил с княжеству ещё несколько племён, воевал с печенегами, Польшей, Византией, Волжской Болгарией.
При его правлении Русь вступила в период своего расцвета, за что Владимир в народе был прозван Красным Солнышком. Владимир принял христианство и сделал его государственной религией. После его смерти его дети устроили вторую усобицу на Руси, в результате которой у власти оказался Ярослав, получивший прозвище Мудрый.
Время его правления было "золотым" временем Древнерусского государства. Ярослав Мудрый уделял много внимания просвещению и христианизации Руси. При его правлении была написана первая ныне известная летопись, составлен первый письменный сборник законов "Русская Правда", были переведены на русский язык многие греческие книги.
Настоящие данные представляют собой вариант «официальной историографии» того времени, и согласно исследованиям многих ученых (А. Рыбаков[13], И. Фроянов[14]) лишь отчасти соответствуют тем процессам, которые действительно имели место быть в древней Руси.
Кроме того, выше мы уже упоминали, что все описания общественных отношений в период формирования древнерусского государства, сделанные на основе ПВЛ, носят опосредованный характер. По этой причине большинство данных, извлекаемых из этого источника – косвенные. В то же время именно на основании этих косвенных данных, современными историками построена та цельная картина, которая приводится нами в дальнейшем изложении.
Начнем с того, что в настоящее время признано, что история князей на Руси уходит к временам родоплеменного строя и выходит из власти племенных вождей.
С ростом населения племя, подразделявшееся на несколько родов (ПВЛ - «поляне же жили в те времена родами на своих местах и управлялись каждые своим родом»[15]), распадается на ряд родственных племен, образующих племенной союз. Во главе этих союзов в V в. стояли вожди, возвышавшиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.
Помимо племенных княжений восточным славянам была известна еще одна организация союзов – когда союз организуют племена, которые уже сами входят в племенной союз.[16].
На протяжении последующих веков княжеская власть получила новые векторы развития и связано это как раз с тем процессом, который в ПВЛ обозначен как призвание варягов – а фактически установление на внушительной территории принципов единоначалия, которые олицетворял князь киевский.
Рассмотрим функции киевского князя в силу того, что деятельность других князей в ПВЛ почти не прослеживается или является слишком специфичной (как в Новгороде).
В X веке на князей возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений. Кроме того, в круг занятий киевского князя X в. входило подчинение восточнославянских племен и поддержание военно-политического господства над покоренными соседями, сбор дани как формы выражения подвластности. Вырисовываются также такие функции князя как религиозные и в области суда и управления[17].
Конец X -начало XI веков – важный этап развития княжеской власти на Руси. Князь стал необходимым элементом социально-политической организации общества, отсутствие которого нарушало его нормальную жизнь. Одной из главных целей князя всегда было поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности подвластной территории. Развивается судебная функция князей и постепенно формируется законодательная[18].