Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:17, шпаргалка
Краткое описание
Авторы большинства исторических сочинений, написанных до XVII века, исходили из традиционной для всего европейского летописания Библейской схемы: у человечества существовал единый язык, после Вавилонского столпотворения давший начало семидесяти двум разным наречиям, в том числе и славянскому. После неудачной попытки построить легендарную башню потомки сыновей Ноя разошлись из Сеннаарской равнины в разные стороны: потомство от Сима двинулось на восток, от Хама - на юг, а от Иафета - на запад и север. Именно от Иафета и его сыновей и произошли все расселившиеся на этих территориях народы, включая славянские. Схема эта подробно отражена в Повести временных лет, откуда она позднее перешла и в восточнославянскую традицию.
В основу теории была положена
легенда из "Повести временных лет"
о призвании славянами варягов. Согласно
этой легенде славяне, опасаясь внутренних
усобиц, пригласили для управления отряд
варягов во главе с конунгом, князем Рюриком.
Норманнская теория
основана на представлении от том, что
варяги, упоминаемые в «Повести временных
лет», есть никто иные как представители
скандинавских племен, известные в Европе
под именем норманнов или викингов. Еще
профессор Санкт-Петербургской Академии
наук немец Т. 3. Байер, не знавший русского
языка, а тем более древнерусского, в 1735
г. в своих трактатах на латинском языке[7]
высказал мнение, что древнерусское слово
из летописей - "варяги" - это название
скандинавов, давших государственность
Руси. В поисках соответствующего термина
в древнесеверных языках, Байер нашел,
однако, лишь единственно приближенно
напоминающее "варяг" слово "вэрингьяр"
(vasringjar, имен. падеж множ. числа).[8]
Еще одним краеугольным выводом
является заключение, основанное на данных
того же фрагмента летописи, что славяне
не смогли сами управлять собой. На этой
основе сделан вывод о том, что варяги,
то есть норманны, принесли государственность
на славянские земли. В подобной постановке
вопроса не было ничего необычного. Хорошо
было известно, что многие европейские
государства были основаны иностранными
правителями, причем в ходе завоевания,
а здесь речь идет о мирном призвании.
Но именно этот вывод и породил
столь ожесточенное контрвыступление
М.В. Ломоносова. Надо полагать, что эта
реакция была вызвана естественным чувством
ущемленного достоинства. М.В. Ломоносов
увидел в истории с призванием князей
указание на изначальную неполноценность
славян, не способных к самостоятельному
государственному творчеству. Действительно,
любой русский человек должен был воспринять
эту теорию как личное оскорбление и как
оскорбление русской нации, в особенности
такие люди, как М.В. Ломоносов. «Немцы»
были обвинены в предвзятости.
Очень показателен в этом отношении
красочный рассказ историка правда уже
XX века М.А.Алпатова о возникновении норманнской
теории: "Тени двух соотечественников
- Рюрика и Карла XII - витали над теми, на
чьих глазах рождался этот вопрос. Полтавская
виктория сокрушила амбиции завоевателей
времен Карла XII, норманнская теория, возводившая
русскую государственность к Рюрику, наносила
удар по амбициям русских с исторического
флага. Это был идейный реванш за Полтаву.
Покрытый пылью веков древний сказ о варягах
обрел новую жизнь, стал острейшим современным
сюжетом... Варяжский вопрос, следовательно,
родился не в Киеве в летописные времена,
а в Петербурге в XVIII в. Он возник как антирусское
явление и возник не в сфере науки, а в
области политики. Человеком, который
произвел первый "выстрел" в этой
баталии, был Байер"[9].
Именно тогда начался спор по
норманнской проблеме. Противники норманнской
концепции так же признавали достоверность
летописного рассказа-первоисточника
и не спорили об этнической принадлежности
варягов. Однако, ссылаясь на летописный
сюжет о походе Аскольда и Дира и захвате
или Киева считали, что до появления варягов-норманнов
в Киеве существовала своя княжеская русская
династия.
Кроме того, иным был ответ на
вопрос о том, кто такие русы, … «Так, Татищев
и Болтин выводили их из Финляндии, Ломоносов
- из славянской Пруссии, Эверс – из Хазарии,
Гольман – из Фрисландии, Фатер – из черноморских
готов….» [10]
В связи с вышесказанным возникает
целый ряд вопросов: было ли возникновение
«норманнизма» определено политической
подоплекой середины XVIII века? И чьи выводы
более политизированы: основателей «норманнизма»
или их противников?
Попробуем выяснить, что же
представляет из себя на деле варяжский
вопрос. Фактически речь идет о степени
участия скандинавов в сложении Древнерусского
государства. С этой нейтральной позиции,
написана статья А.Н.Сахарова в "Советской
исторической энциклопедии".
Автор утверждал, что норманнская
теория - это "направление в историографии,
сторонники которого считают норманнов
(варягов) основателями государства в
Древней Руси". С этой точки зрения в
трудах академиков-немцев, первых российских
академиков вполне возможно видеть подлинно
академическое отношение к русской истории,
основанное, прежде всего, на изучении
источников?
Была в советской историографии
и другая позиция. Б.Д.Греков в издании
"Киевской Руси" 1953 года отмечал:
"Под норманнизмом мы понимаем "теорию",
"доказывающую" неполноценность
русского народа, его неспособность создать
свою культуру и государственность, утверждающую
за варягами-норманнами роль основателей
русского государства и творцов русской
культуры".[11] Такую точку зрения разделял
и Д.А.Авдусин.[12]
Для нас, в данном случае имеет
большее значение то, что объединяет всех
российских историков XVIII в. Исследователи,
занимавшиеся норманнским вопросом, не
обратили внимание на фактическую достоверность
самого призвания варягов и вообще об
иноземном происхождении княжеских династий.
Напротив, все исследователи идут от вышеупомянутой
легенды и только различным образом толкуют
ее текст; например: что она подразумевает
под варягами и Русью? На какое море она
указывает? И в каком смысле понимать слова
«Пояша по себе всю Русь».
Историки спорили о правописании,
о знаках препинания в летописном тексте,
стараясь заставить его работать в пользу
своей версии. В то время как весь этот
текст нисколько не в состоянии выдержать
исторической критики, незатемненной
предвзятыми идеями и толкованиями.
Тем не менее, Байер заложил
основу норманнской теории происхождения
государственности на Руси, и в XVIII в., и
в последующие два с половиной столетия
гипотеза Байера нашла поддержку эрудитов
как из числа германоязычных ученых (Г.Ф.
Миллер, А.Л. Шлёцер, И.Э. Тунман, X.Ф. Хольманн,
К.X. Рафн) в России и за рубежом, так и среди
русскоязычных (Н.М, Карамзин, М.Н. Погодин,
А.А. Шахматов, В.А. Брим, А.А. Васильев, Н.Г.
Беляев, В.А. Мошин, В.Кипарский). Норманнисты
настаивали на том, что термином "русь"
обозначались именно скандинавы, а их
противники готовы были принять любую
версию, лишь бы не дать норманнистам фору.
Антинорманнисты готовы были говорить
о литовцах, готах, хазарах и многих других
народах. Понятно, что с таким подходом
к решению проблемы антинорманнисты не
могли рассчитывать на победу в данном
споре. А патриотический запал М. В. Ломоносова,
С.П. Кращенинникова и др. дали повод норманнистам
обвинять этих и последующих антинорманнистов
в том, что их сочинения - всего лишь плод
патриотических настроений или хуже того
- фантазия дилетантов[13].
1.2 Развитие дискуссии
в XIX в
В XIX веке, ставшим временем
становления российской исторической
науки, варяжский вопрос решался неоднозначно.
Норманнский взгляд поддерживало большинство
ученых, в том числе русских.
Пожалуй наиболее основательно
он выражен в трудах Н.М. Карамзина.[14]
Первый вопрос, которым задается
Н.М. Каразмин, это «вопрос: кого именует
Нестор Варягами? … по известию Несторовой
летописи, Варяги овладели странами Чуди,
Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере
другого народа, кроме Скандинавов, столь
отважного и сильного, чтобы завевать
всю обширную землю от Балтийского моря
до Ростова (жилища Мери): то мы уже с великой
вероятностью можем заключить, что Летописец
наш разумеет их под именем Варягов.»[15]
Таким образом, под варягами Н.М. Карамзин
понимает скандинавов. В качестве аргументов
выступают сообщения летописи, скандинавские
имена варяжских князей.
Второй вопрос: «…какой народ,
в особенности называясь Русью, дал отечеству
нашему и первых Государей и самое имя…?».[16]
Н.М. Карамзин отождествляет варягов с
Русью и помещает их в Королевство Шведское,
«где одна приморская область издавна
именуется Росскою, Ros-lagen, и Финны доныне
именуют всех ее жителей Россиами, Ротсами,
Руотсами»[17].
Таким образом, Н.М. Карамзин
ведет свое исследование так же как и норманнисты
XVIII в., например Г.З. Байер, основываясь
так же на сообщения Повести временных
лет. Однако события начала русской государственности
в «норманнистской» трактовке Н.М. Карамзина
получили интересную, вовсе не уничижающую
славян оценку: «…Начало Российской Истории
представляет нам удивительный и едва
ли не беспримерный в летописях случай:
Славяне добровольно уничтожают свое
древнее правление, и требуют Государей
от Варягов, которые были их неприятелями.
Желая некоторым образом изъяснить
сие важное происшествие, мы думаем, что
Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян
за несколько лет до того времени, правили
ими без угнетения и насилия, брали дань
легкую и соблюдали справедливость. Господствуя
на морях, имея в девятом веке отношения
с Югом и Западом Европы, Варяги или Норманы
долженствовали быть образованнее Славян
и Финнов, заключенных в диких пределах
Севера; могли сообщить им некоторые выгоды
новой промышленности и торговли, благодетельные
для народа.
Бояре Славянские, недовольные
властию завоевателей, которая уничтожала
их собственную, возмутили, может быть,
сей народ легкомысленный, обольстили
его именем прежней независимости, вооружили
против Норманов и выгнали их; но распрями
личными обратили свободу в несчастие,
не сумели восстановить древних законов
и ввергли отечество в бездну междоусобия.
Тогда граждане вспомнили, может, быть
о выгодном и спокойном правлении Норманском:
нужда в благоустройстве и тишине велела
забыть народную гордость, и Славяне, убежденные
– как говорит предание – советом Новгородского
старейшины Гостомысла, потребовали Властителей
от Варягов…»[18]
Таким образом, Древнерусское
государство Киевская Русь было основано,
по мнению Н.М. Карамзина, иноземцами, но
не путем завоевания как многие другие
современные ему государства, а мирным
путем, через призвание князей.
Борьбу с этой "теорией"
вели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
и др. Норманнскую теорию подвергали критике
русские историки С.А. Геодонов, И.Е. Забелин,
А.И. Костомаров и др.
Суть возражений та же, что и
в XVIII в.: признается факт призвания варягов,
то есть норманнов, при этом утверждается,
что государственность славянская имеет
истоки не на севере в Новгороде в его
варягами, а на юге, в Киеве. В качестве
основного источника так же используется
Повесть временных лет.
Новшеством XIX века пожалуй
следует признать представление о славянском
происхождении первых киевских князей,
а кроме того появляется новое представление
о том, что процесс образования государства
явление довольно сложение, а поэтому
при ведущей роли варягов не могло состояться
без соответствующего развития общественных
отношений самих славян.
Это мнение мы встречаем в «Курсе
русской истории» у В.О. Ключевского: «Слово
"Русь", по предположению автора «Повести
о Русской земле», первоначальное значение
имело племенное: так называлось то варяжское
племя, из которого вышли первые наши князья.
Потом это слово получило сословное значение...
Позднее Русь или Русская земля... - получило
географическое значение[19]. Наконец в
XI-XII вв., когда Русь как племя слилась с
туземными славянами, оба эти термина
Русь и Русская земля ... являются со значением
политическим: так стала называться вся
территория, подвластная русским князьям…имена
первых русских князей-варягов и их дружинников
почти все скандинавского происхождения;
те же имена встречаем и в скандинавских
сагах: Рюрик в форме Hrorekr, Олег по древнекиевскому
выговору на «о» - Helgi, Ольга -Helga, Игорь
- Ingvarr и т.п.... Из Киева, а не из Новгорода
пошло политическое объединение русского
славянства; Киевское варяжское княжество
... стало зеркалом того союза славянских
и соседних финских племен, который можно
признать первоначальной формой Русского
государства".[20]
Таким образом, в XIX веке дискуссия
по вопросу об истоках русской государственности
была продолжена русскими и зарубежными
учеными. По-прежнему основным источником
для норманнистов и антинорманистов остаются
письменные источники, в основном Повесть
временных лет, и по-прежнему все исследователи
едины в признании реальным версии летописи
о признании варягов новгородцами. При
этом, представители норманнизма (Н.М.Карамзин)
отнюдь не настаивали на отсталости славян,
подчеркивая мирный характер призвания
варягов, а не завоевательный. А у антинорманнистов
появляется представление о сложном процессе
создания государства и роли славянских
общественных институтов в этом процессе,
а так же мнения о ведущей роли Киевской
династии в образовании государства.
Глава 2. Норманнизм и критики
норманнской
теории в XX в
2.1 Перемены в русской
исторической школе в начале XX
в
Русские ученые XVIII и XIX веков
обычно относились с полным доверием к
Сказанию о призвании варягов. Они спорили
лишь по вопросу об этнической принадлежности
пришельцев, не сомневаясь в самой реальности
сообщаемых летописью под 862 г. событий.[21]
Постепенно, однако, складывается мнение,
что в рассказе о призвании запечатлено
и многое из действительности начала XII
в., когда создавалась летопись.
Так, Н. И. Костомаров на диспуте
с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г. о начале
Руси говорил: «Наша летопись составлена
уже в XII веке и, сообщая известия о прежних
событиях, летописец употреблял слова
и выражения, господствовавшие в его время»[22].
О влиянии новгородских порядков поздней
поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский[23].
Но настоящий перелом здесь
наступил благодаря работам А.А. Шахматова
("Разыскание о древнейших русских летописных
связях" (1908 г.) и "Повесть временных
лет" (1916 г.)), который показал, что Сказание
о призвании варягов это - поздняя вставка,
скомбинированная способом искусственного
соединения нескольких северорусских
преданий, подвергнутых глубокой переработке
летописцами.
Исследователь увидел преобладание
в нем домыслов над мотивами местных преданий
о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске,
Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное
происхождение записи под 862 г., явившейся
плодом творчества киевских летописцев
второй половины XI - начала XII века[24].
После исследований А.А. Шахматова
в области истории русского летописания
ученые стали значительно осторожнее
относиться к летописным известиям о происшествиях
IX века.
Не обошлось, впрочем, и без
крайностей. Некоторые исследователи
отказались видеть в тексте отражение
каких бы то ни было реальных фактов. В.А.
Пархоменко, например, призывал «совершенно
скептически» отнестись «к летописному
повествованию о призвании на княжение
Рюрика» и не придавать этому «северному
легендарному эпизоду» серьезного научного
значения[25].