Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:17, шпаргалка
Краткое описание
Авторы большинства исторических сочинений, написанных до XVII века, исходили из традиционной для всего европейского летописания Библейской схемы: у человечества существовал единый язык, после Вавилонского столпотворения давший начало семидесяти двум разным наречиям, в том числе и славянскому. После неудачной попытки построить легендарную башню потомки сыновей Ноя разошлись из Сеннаарской равнины в разные стороны: потомство от Сима двинулось на восток, от Хама - на юг, а от Иафета - на запад и север. Именно от Иафета и его сыновей и произошли все расселившиеся на этих территориях народы, включая славянские. Схема эта подробно отражена в Повести временных лет, откуда она позднее перешла и в восточнославянскую традицию.
Б.А.Рыбаков обратил внимание
на сведения о Руси в устье Дуная. Область
"Рузика" входила в состав Вандальского
королевства в Северной Африке. И едва
ли не самая важная "Русь" помещалась
в Подунавье. В Х-ХIII веках здесь упоминается
Ругия, Рутения, Руссия, Рутенская марка,
Рутония. Во всех случаях, очевидно, речь
идет об одном и том же районе, каковым
мог быть только известный по источникам
V-VIII веков Ругиланд или Ругия. Располагалась
Ругия-Рутения на территории нынешней
Австрии и северных районов Югославии,
то есть именно там, откуда "Повесть
временных лет" выводила полян-русь
и всех славян. Возможно, ответвлением
этой Руси явились два княжества "Русь"
(Рейс и Рейсланд, то есть Русская земля)
на границе Тюрингии и Саксонии. Об этих
княжествах, пожалуй, мало кто и слышал.
А они известны источникам, по крайней
мере, с XIII века вплоть до 1920 года, когда
были упразднены. Сами "русские" князья,
владевшие этими землями, догадывались
о какой-то связи с восточной Россией,
но не знали, в чем она заключалась.
Помимо названных "Русий",
русские летописцы знали какую-то "Пургасову
Русь" на нижней Оке, причем даже в XIII
веке эта Русь не имела отношения ни к
Киеву, ни к Владимиро-Суздальской земле.
В нашей литературе упоминалось (в частности,
академиком М. Н. Тихомировым) о "русской"
колонии в Сирии, возникшей в результате
первого крестового похода. Город носил
название "Ругия", "Руссия", "Росса",
"Ройа". Примерно с тем же чередованием
мы имеем дело и при обозначении других
"Русий". Не исключено, что в каких-то
случаях совпадали различные по смыслу,
но сходно звучавшие названия. Но и факт
широкого рассеяния родственных родов
и племен тоже нельзя игнорировать. Эпоха
великого переселения народов дает нам
множество примеров такого порядка. В
сущности, все охваченные им племена в
конце концов распались, рассеявшись по
разным частям Европы и даже Северной
Африки. Притязания одних родов на господство
по отношению к другим, им родственным,
побуждали последних отделяться и уходить
подальше от честолюбивых сородичей. Руги-русы,
очевидно, пережили примерно то же, что
наблюдалось у готов, аланов, свевов, вандалов
и других племен. Еще и в Х веке византийцы
называют русь "дромитами", то есть
подвижными, странствующими.
В настоящее время ответа на
возникающие естественно вопросы еще
нет: никто и не пытался нанести на карту
все упоминания Руси. Разные представления
об изначальной этнической природе русов
сопровождаются обычно и соответствующими
осмыслениями самого этнонима.
Норманисты указывают обычно
на финское название шведов "Руотси",
не объясняя, что вообще это название значит
(а значить это слово в финских языках
может "страна скал"), сторонники
южного происхождения названия указывают
на обозначение в иранских и индоарийских
языках светлого или белого цвета, который
часто символизировал социальные притязания
племен или родов. Источники дают достаточно
представительный материал и для иного
подобного толкования. В Западной Европе
Русь, как говорилось, называлась также
Ругией, Рутенией, иногда Руйей или Руйяной.
В первые века в Галлии существовало кельтское
племя рутенов, которое часто сопровождалось
эпитетом "флави рутены", то есть
"рыжие рутены". Это словосочетание
в некоторых средневековых этногеографических
описаниях переносилось и на Русь, и, как
это указывалось в нашей литературе, для
такого перенесения требовалось какое-то
хотя бы внешнее основание. И действительно,
в Х веке североитальянский автор Лиутпранд
этноним "Русь" объяснял из "простонародного"
греческого, как "красные", "рыжие".
Во французских источниках также, скажем,
дочь Ярослава Мудрого Анна Русская осмысливалась
и как Анна Рыжая. Название Черного моря
как "Русского" встречается более
чем в десятке источников Запада и Востока.
Обычно это название связывается с этнонимом,
служит, в частности, обоснованием южного
происхождения Руси.
Это не исключено и даже вероятно.
Но надо иметь в виду и то, что само это
название осмысливалось как "Красное".
В некоторых славянских источниках море
называется не "Черным", а "Чермным",
то есть Красным. Так же оно называется
в ирландских сагах, выводящих первых
поселенцев на острове Ирландии из "Скифии"
(в ирландском языке: "Маре Руад").
Само название "рутены" происходит,
видимо, от кельтского обозначения красного
цвета, хотя на ругов-русов это название
перешло уже в латинской традиции.
В русской средневековой традиции
тоже была версия, что название "Русь"
связано с цветом "русый". Традицию
эту обычно всерьез не принимают. Тем не
менее у нее весьма глубокие истоки. Так,
в некоторых ранних славянских памятниках
зафиксировано обозначение месяца сентября
как руен, или рюен, то есть почти так, как
в славянских языках назывался и остров
Рюген (обычно Руйяна). Значение этого
название месяца то же, что и прилагательного
"русый": именно коричнево-желтый,
багряный (уже позднее слово "русый"
станет обозначать несколько иной оттенок).
По существу, все формы обозначения Руси
в западноевропейских источниках объясняются
из каких-то языков и диалектов как "красный",
"рыжий". При этом необязательно речь
должна идти о внешнем виде, хотя и внешний
вид в глазах со седей мог этому соответствовать.
Красный цвет в столь важной для средневековья
символике означал могущество, право на
власть. Красный цвет могли специально
подчеркивать, как подчеркивал автор "Слова
о полку Игореве" "черленый", то
есть красный цвет щитов русичей. Для язычников
эпохи военной демократии было свойственно
и ритуальное раскрашивание, на что обращал
внимание Юлий Цезарь, говоря о бриттах
(они красились в синий цвет).
О языке русов сведений пока
мало, и нужна конструктивная концепция,
которая позволила бы объяснить разрозненный
материал. Выше упомянуто любопытное сообщение
анонима XV века, согласно которому рутены
называли поморян "галматами". В этой
связи напрашивается параллель с иллирийскими
далматами, тем более что и известных по
германским источникам гломачей называли
также делемичами. Географ XVI века Меркатор
язык рутенов с острова Рюген называл
"словенским да виндальским". Очевидно,
какое-то время рутены были двуязычными;
переходя на славянскую речь, они сохраняли
и свою исконную, которую Меркатор считает
"виндальской", то есть, видимо, венедской.
В современной германской лингвистике
имеет широкое распространение и обоснованная
версия, по которой в северных, прибалтийских
пределах некогда жили не германцы, а иллирийцы
или венеты, так называемые "северные
иллирийцы". Доказывается этот тезис
главным образом материалом топонимики.
Значительная часть топонимики северо-западного
побережья Адриатики имеет аналогии в
Юго-Восточной Прибалтике. Добавим, что
та же топонимика встречается также в
северо-западной части Малой Азии и прилегающих
к ней европейских областях.
Топонимика иллирийско-венетского
облика уходит в достаточно глубокую древность,
может быть, к концу эпохи бронзы, когда
по всему Европейскому континенту происходят
значительные передвижения племен, в том
числе передвижения, вызванные поражением
Трои и ее союзников из Малой Азии, в том
числе венетов (XII в. до н. э.). Именно в последней
четверти II тысячелетия до н. э. на юго-восточном
побережье Прибалтики появляется чуждое
для этого района узколицее население,
которое и доныне отражается в облике
живущих на морском побережье литовцев,
латышей и эстонцев. Именно эта часть Балтийского
моря называлась некогда Венедским заливом,
и такое название применительно к Рижскому
заливу сохранялось вплоть до XVI столетия.
Как соотносились иллирийский,
фракийский и венетский языки, остается
неясным, но принадлежали они, по всей
вероятности, к одной группе. Близок к
этой группе был и кельтский язык, хотя
кельтические черты в культуре южного
берега Балтики, которые выявляются немецкими
археологами в последнее время, возможно,
имеют уже вторичное происхождение, наслаиваются
на более раннюю венето-иллирийскую культуру.
Имена послов и купцов "от рода русского",
называемые в договорах руси с греками
Олега и Игоря, находят более всего аналогий
и объяснений именно в венето-иллирийском
и кельтском языках. Встречаются в их числе
и такие, которые могут быть истолкованы
из иранских языков, что неудивительно,
если учесть глубокие местные традиции
этого языка в Поднепровье, а также в эстонском
(чудском) языке.
Итак, русь, славяне, венеды.
Исторические судьбы этих трех поначалу
разных народов оказались настолько тесно
переплетены, что в районе Восточной Европы
они со временем стали представлять собой
своеобразное единое целое. Процесс объединения
(ассимиляции) проходил на основе славянского
элемента, но этнические различия сохранялись
еще довольно долго, в частности, эти различия
отразились в "Повести временных лет".
Единое целое трех народов стало основным
компонентом формирующейся в IX - XI веках
древнерусской народности. В то же время
наличие различных этносов в немалой степени
повлияло на форму и характер Древнерусского
государства.
Древняя Русь была государством
изначально многоэтничным, а потому неизбежно
в рамках его сочетались разные формы
управления. Славянская форма была наиболее
распространенной и устойчивой, и она
в конечном счете просматривается позднее
г. условиях феодальной раздробленности.
У балтов и угро-финнов складывается подобная
же форма, причем в значительной степени
это, видимо, было следствием славянского
влияния. Дело в том, что у тех и других
еще не был четко отлажен племенной уровень
организации, а разрозненные местные общины
(территориальные или родовые) включались
в систему, привносимую славянскими колонистами,
и скоро ассимилировались. На юге Руси
ассимилировались остатки ираноязычных
племен. Это население издавна имело довольно
развитые формы организации и долго могло
их сохранять. Наибольшее же значение
имели русь на юге и варяги на севере Восточной
Европы.
Именно вопрос об этнической
принадлежности руси и варягов, а также
о их роли в создании большого государственного
объединения на территории Восточной
Европы послужил основанием длительного
спора норманистов и антинорманистов.
Спор этот всегда имел много оттенков
от чисто научных до откровенно политических,
спекулятивных. Эти оттенки сохраняются
и сейчас. А потому на существе проблемы
надо остановиться несколько подробнее.
В летописи, как было сказано,
соединены разные представления о начале
Руси. Один из древнейших летописцев поставил
в начале своего труда три вопроса: "Откуда
пошла Русская земля", "кто в Киеве
нача первее княжити" и "откуда Русская
земля стала есть". Ответ прежде всего
на эти вопросы и надо искать в тексте.
Он и действительно есть в летописи: русь
- это поляне, некогда они, как и другие
славяне, вышли из Норика - римской провинции
на Правобережье Дуная. Первыми князьями
в Киеве были Кий и его братья, после чего
"род их" княжил у полян-руси. Летописец
не знал точно, когда все это было, хотя
до него дошли предания о дунайских походах
Кия, о приеме его неким византийским "царем".
Не знал он и о том, почему полян стали
называть русью. Но он настойчиво подчеркивал,
что "поляне, яже ныне зовомая русь"
- племя славянское, что вместе с другими
славянскими племенами оно получило начала
христианства еще в Норике от апостола
Павла и т.п.
Другой летописец считал, что
русь - это варяги, которые пришли в середине
IX века к северо-западным славянским и
чудским (угро-финским) племенам и установили
господство над ними, а затем спустились
вниз по Днепру и обосновались в Киеве,
сделав его "матерью городов русских".
Судя по "Слову о полку Игореве" и
позднейшим славянским хроникам, были
и иные версии происхождения Руси и начала
Русского государства, по крайней мере,
происхождения династии. Но две названные
оставались главными, повлиявшими и на
позднейшую историографию.
Норманистская концепция зародилась
в годы бироновщины (30-е годы XVIII века).
Это была эпоха повсеместного торжества
абсолютизма, эпоха, когда верили, что
от главы целиком зависит благосостояние
государства и подданных, а любой произвол
монарха оправдывался его якобы обязательно
благими намерениями. Это была эпоха, когда
на раздавленный аппаратом угнетения
народ смотрели как на "не способный"
на какую-либо самодеятельность. А начавшееся
с развитием буржуазных отношений формирование
наций заключениям о "способности"
и "неспособности" придавало и этнический
характер: одни народы более "способны",
другие - менее.
Славяне попадали в число последних,
германцы, у которых пробуждение национального
сознания началось несколько ранее, - в
разряд первых. Откровенная тенденциозность
создателей норманской теории 3. Байера
и Г. Миллера вызвала резкую отповедь М.
В. Ломоносова, доказывавшего, что варяги-русь
- выходцы с южного и восточного берегов
Балтики, принадлежавшие к славянскому
языку. Если учесть, что такое представление
было распространено в источниках XV - начала
XVIII века, причем не только славянских,
то говорить о Ломоносове как о родоначальнике
антинорманизма можно лишь условно: по
существу, он восстанавливал то, что ранее
уже было известно, лишь заостряя факты,
либо обойденные, либо произвольно интерпретированные
создателями норманно-германской концепции.
Спор в это время довольно четко выявлял
и позиции: немецкая часть Академии наук
и бюрократии держалась норманизма, русские
ученые и кое-кто из придворных - антинорманизма.
В XIX веке картина станет более
сложной. Против норманизма выступит немец
Г.Эверс, а одним из столпов норманизма
станет выходец из крепостного сословия
М.П.Погодин (1800-1875). Правда, его эмоциональные
восклицания в защиту норманизма слишком
слабо подкреплялись конкретным материалом.
Он вообще считал, что "главное, существенное
в этом происшествии, относительно к происхождению
Русского государства, есть не Новгород,
а лицо Рюрика, как родоначальника династии".
"Младенец Рюриков, Игорь, - поясняет
эту мысль Погодин, - с его дружиною есть
единственный ингредиент в составлении
государства, тонкая нить, которою она
соединяется с последующими происшествиями.
Все прочее перешло, не оставив следа.
Если бы не было Игоря, то об этом северном
новгородском эпизоде почти не пришлось
бы, может быть, говорить в русской истории
или только мимоходом". Иными словами,
норманское участие в сложении государства
сводится у Погодина к происхождению государя.
В наше время многие из тех,
кто отводит норманнам куда большую роль,
кто признает норманской не только династию,
но и дружину и вообще социальную верхушку,
не считают себя норманистами. Это произошло
потому, что вопрос о составе социальной
верхушки стал отодвигаться как несущественный,
а внимание сосредоточилось на отыскании
элементов социального неравенства, которое
должно вести к образованию классов и
государства.
Спор норманистов и антинорманистов
действительно не может теперь восприниматься
так, как это было в прошлом столетии. Возможности
князя с дружиной вовсе не были столь беспредельными,
как это казалось дворянско-буржуазным
историкам и социологам. Внутренние законы
развития общества в конечном счете преодолевают
внешнее воздействие. Но только в конечном
счете. А живущее поколение может и не
дождаться торжества исторической закономерности,
потому что на пути ее встанет какая-то
извне появившаяся сила.
В старой норманистской литературе
обычно подчеркивался благодетельный
характер норманского завоевания или
просто утверждения норманнов на верху
социальной лестницы. Но в отдельных работах
и публицистических сочинениях просматривалось
и чисто расистское упоение превосходством
силы. Антинорманисты обычно указывали
на отсутствие германизмов в языке, языческих
культах, вообще в культуре.
Нынешние неонорманисты часто
этим аргументам противопоставляют указания
на то, что норманны и всюду в Европе не
оставили никакого следа. Только это утверждение
неверно. Норманны всюду оставили след,
и след кровавый, разрушительный. Правильным
было бы сказать, что они нигде не играли
созидательной роли. А такой вывод будет
полезен для сопоставления с тем, что происходило
в Восточной Европе. Он, во всяком случае,
должен учитываться нынешними приверженцами
идеи "норманно-славянского синтеза",
пытающимися представить дело таким образом,
будто известные всей Европе кровожадные
разбойники сразу "размякли", как
только увидели созревших для получения
государственности славян.