В родовой общине все ее члены 
являются родственниками. Они ведут хозяйство 
сообща и вместе владеют имуществом, т.е. 
отсутствует имущественное неравенство; 
все члены рода могут иметь общее жилище; 
и даже едят из одного котла. Члены одного 
рода сообща выполняют трудоемкие работы; 
власть основана на авторитете . Переходной 
формой от родовой общины к соседской 
была сложная (большая) семья. Главой большой 
семьи чаще всего был мужчина. У восточных 
славян он получил наименование "большак", 
"старшой".У южных славян это "домачин", 
"домакин", "главатарь". Спутницей 
большака была большуха - главная женщина 
в доме. Она заправляла хозяйством внутри 
дома. Почет и уважение, оказываемые большухе 
являлся прямым наследием матриархата. 
После смерти мужа энергичная большуха 
нередко становилась главой рода - даже 
при наличии взрослых, женатых сыновей. 
Большак и Большуха не были в древности 
самовластными правителями семьи. Распоряжаясь 
трудом домочадцев, глава семьи не лежал 
весь день на лавке: он сам был первым работником, 
в любом деле показывал пример. Важнейшие 
вопросы, касавшиеся хозяйственной деятельности 
и личной жизни членов рода (вопросы брака) 
решали на семейном совете, он и был высшей 
властью. На совете мужчины и женщины имели 
равное право голоса, весомость каждого 
голоса определялось мерой личного авторитета. 
В большой семье не было ни брошенных стариков, 
ни покинутых детей. Все дети находились 
сперва под присмотром женщин, а по достижению 
определенного возраста мальчики поступали 
под опеку большака, девочки - в ведение 
большухи.
В соседской общине основу общности 
составляет не кровное родство, а близость 
проживания. Соседи ведут свое хозяйство 
индивидуально, господствует частичная 
собственность, но земля не является частной 
собственностью конкретного общинника, 
собственником земли считается вся община, 
поэтому периодически (8 - 15 лет) проводятся 
переделы участков. Пастбища, лесные угодья, 
места лова рыбы принадлежат всей общине. 
Выделялась родоплеменная знать - вожди 
(князи, князья) и старейшины. Они окружали 
себя дружиной, т.е. вооруженной силой 
не зависящей от воли народного собрания 
и способной принудить рядовых общинников 
к повиновению. Таким образом славянское 
общество подходило возникновению государственности.
    | 
Рисунок 2 - Реконструкция захоронения 
  князя  | 
Каждое племя имело своего князя. Князь 
опирался на дружину: профессиональных 
воинов. Их возглавлял воевода - второе 
лицо после князя. Дружинники должны были 
следовать за князем не только в бой, но 
и на тот свет, после смерти сопровождая 
своего вождя (на рисунке 2 изображена 
реконструкция захоронения князя. Он захоронен 
на нижнем уровне, выше расположены его 
приближенные. На самом верхнем уровне 
- лошади.). Князь обязан был одевать, вооружать 
и кормить дружину. Дорогую одежду и оружие 
дружина могла добыть в военных походах, 
но кормиться она должна была в своих землях. 
Князь и дружина не могли долго кормиться 
в одном и том же месте они постоянно должны 
были переезжать от одной общины к другой, 
чтобы у подвластного населения хватало 
продуктов. В это время у князей и их дружинников 
не было собственных земель, князьям принадлежали 
охотничьи угодья. Охота не была забавой 
она приносила мясо и меха. С подвластным 
населением у князя существовал договор 
о дани; в свою очередь должен был выступать 
судьей (разбирать тяжбы и конфликты) и 
защищать в случае внешней угрозы.
Каждое племя имело своего князя. Князь 
опирался на дружину: профессиональных 
воинов. Их возглавлял воевода - второе 
лицо после князя. Дружинники должны были 
следовать за князем не только в бой, но 
и на тот свет, после смерти сопровождая 
своего вождя (на рисунке 2 изображена 
реконструкция захоронения князя. Он захоронен 
на нижнем уровне, выше расположены его 
приближенные. На самом верхнем уровне 
- лошади.). Князь обязан был одевать, вооружать 
и кормить дружину. Дорогую одежду и оружие 
дружина могла добыть в военных походах, 
но кормиться она должна была в своих землях. 
Князь и дружина не могли долго кормиться 
в одном и том же месте они постоянно должны 
были переезжать от одной общины к другой, 
чтобы у подвластного населения хватало 
продуктов. В это время у князей и их дружинников 
не было собственных земель, князьям принадлежали 
охотничьи угодья. Охота не была забавой 
она приносила мясо и меха. С подвластным 
населением у князя существовал договор 
о дани; в свою очередь должен был выступать 
судьей (разбирать тяжбы и конфликты) и 
защищать в случае внешней угрозы.
 
7. Это объединительное 
движение вышло из Новгорода и во главе 
его стали варяжские князья, т. е. скандинавские 
конунги с их дружинами. Варяги-скандинавы 
уже давно посещали нашу страну для грабежа 
и сбора дани, а главным образом для торговли, 
и даже  стали осаживаться на постоянное 
житье в главных городах восточных славян. 
Их вожди конунги во второй половине IX 
века стали утверждаться в качестве местных 
вождей или князей в этих городах. Один 
из этих конунгов Олег, по-скандинавски Hilga, 
передвинулся со своей дружиной из Новгорода 
на юг, утвердился в Киеве, бывшем главным 
узлом торговых путей, ведших из Руси в 
Царьград, и, опираясь на многочисленный 
здесь скандинавский элемент, заставил 
себя признать главным вождем всего восточного 
славянства. Под его власть стали и другие 
варяжские конунги, утвердившиеся в городах 
восточных славян, и существовавшие у 
них кое-где племенные князья и старейшины. 
Вот почему и договоры с греками стали 
заключаться от имени «Олга, великого 
князя Русского и от всех, иже суть под 
рукой его, светлых и великих князь, и его 
великих бояр». Этот великий князь стал 
охранять торговлю восточных славян и 
отражать набеги кочевников, а по временам 
предпринимать и далекие походы для грабежа 
и добычи, как это было в обычае у норманнских 
конунгов. Торговля восточных славян стала 
теперь вестись под охраной особых экспедиций, 
снаряжавшихся князьями. Князья в течение 
зимы собирали дань с подвластного им 
населения — мехами, воском и медом. Весной, 
с открытием рек, князья нагружали собранную 
дань на лодки и отправляли из Киева вниз 
по Днепру целую флотилию судов. К княжеским 
лодкам присоединялись купеческие из 
Киева, Чернигова, Смоленска, Новгорода 
и других городов. Флотилию сопровождали 
вооруженные  люди. Когда суда достигали 
четвертого порога, купцы выгружали товар, 
высаживали скованных невольников и на 
расстоянии 600 шагов шли берегом. Здесь 
обыкновенно приходилось вступать в бой 
с поджидавшими их печенегами. Отразив 
варваров, русские садились вновь  на лодки, 
выходили в море и, следуя вдоль западного 
берега его, достигали Царьграда. Так рассказывает Константин 
Багрянородный в своем сочинении 
«Об управлении империей». Его рассказ 
подтверждается и договорами первых 
князей с греками, свидетельствующими, 
что в составе купеческих караванов, прибывавших 
из Руси, всегда были и княжеские корабли 
с послами князя. Кроме охраны торговли, 
князья стали отбивать и нападения кочевников 
на украйны славянской оседлости. Поэтому 
те славянские племена, которые подвергались 
нападению кочевников, охотно подчинились 
им; некоторые, впрочем, им пришлось «примучивать». 
Тем или другим способом, но, в конце концов 
восточное славянство объединилось под 
властью Киевского князя, и создался политический 
союз всех восточных славян.
 
8. В средине IX века у восточных 
славян существовало два крупных 
протогосударственных объединения: 
на основе полянского союза 
в среднем Поднепровье с центром 
в Киеве и в Поволхвье с 
центром в Ладоге.
Причины возникновения государства 
у славян разнообразны:
  сильная единоличная власть 
  в лице варяжских князей, среди которых 
  особо выделяется Рюрик;
 
  экономические причины: развитие 
  частной собственности — социальное расслоение;
 
  угроза нападения со стороны 
  кочевников.
 
Факт присутствия на Руси в 
IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов, 
доказанный раскопками, и летописный рассказ 
о варяжском происхождении древнерусской 
правящей династии (Рюриковичей) породил 
длительную дискуссию между норманистами иантинорманистами. 
Сторонники "норманнской" версии 
образования древнерусского государства 
(немецкие ученые Г. Миллер, Г. Байер, А. 
Шлецер, работающие в России) преувеличивали 
роль скандинавов в славянском государственном 
строительстве. Их оппоненты недооценивали, 
а то и полностью отрицали положительную 
роль скандинавов в этом процессе, изображая 
их едва ли не шайками разбойников.
Сегодня эта проблема, появившаяся 
еще в XVIII в., потеряла остроту. Нет оснований 
замалчивать или недооценивать роль варягов 
в объединении славянских племен, их участие 
в борьбе с кочевниками и Византией. Однако 
никакое призвание князей не привело бы 
к образованию государства, если бы тому 
не созрели социальные, экономические 
и политические предпосылки у самих славян. 
Причиной призвания варягов следует считать 
их независимость от славянских родов, 
а значит, способность положить конец 
родовым усобицам в борьбе за власть. Вместе 
с тем сохраняется ряд разногласий по 
частным вопросам этой проблемы, в том 
числе о призвании Рюрика.
Согласно "Повести временных 
лет" (XII в.), в 862 г. внутри славянских 
племен начались распри, и тогда словени, 
кривчи, представители финно-угрких этносов 
чудь и весь отправили послов к варягам 
искать князя для разрешения внутренних 
конфликтов и защиты от шведских набегов. 
Предложение приняли Рюрик, севший княжить 
в Новгороде (тогда еще не существовавшем, 
ученые считают в Ладоге), Синеус (в Белооозере) 
и Трувор, севший княжить в Изборске. Преемник 
умершего в 879 г. Ририка Олег подчинил 
в 882 г. земли, лежавшие вдоль великого 
водного пути "из варяг в греки" (из 
Балтийского в Черное море), убив киевских 
князей Аскольда и Дира (тоже варяжского 
происхождения) и остался жить в Киеве. 
Вероятно, потенции государствообразования 
здесь были сильнее, чем в северном политическом 
объединении. Поэтому в 882 г. условно считается годом создания Древнерусского 
государства, Киевской Руси. После 
смерти Олега власть унаследовали сын 
Рюрика Игорь и его потомки Рюриковичи.
Что же качается происхождения 
термина "Русь", то его первое достоверное 
упоминание на юге Восточной Европы (в 
так называемом "Баварском хронографе", 
составленном между 811 и 821 г.) относится 
ко времени, когда присутствие норманнов 
в этом регионе еще не прослеживается. 
Вопрос остается дискуссионным.
В IX-X вв. шел процесс подчинения 
восточнославянских племен власти Киева: 
Олег подчинил древлян, северян, радимичей, 
часть кривичей, Игорь — уличей, его сын 
Святослав — вятичей. Покоренные племена 
нередко сохраняли самостоятельность 
(ими продолжали управлять собственные 
князья) и ограничивались выплатой дани, 
но позднее попадали под контроль княжеских 
наместников — представителей киевской 
династии. Дань собиралась киевскими дружинными 
отрядами, которые объезжали территории 
подчиненного союза, такой объезд со сбором 
дани назывался полюдье. В одних 
случаях ее нормы были фиксированными, 
в других — нет, взималась дань в натуральной 
или денежной форме. В 945 г. древляне восстали 
против киевского князя Игоря, нарушившего 
установленные нормы дани, и убили его. 
Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, 
учинила жестокий разгром Древлянской 
земле, но заменила им полюдье свозом определенной 
нормы дани в указанные для этого места 
—погосты.
 
 
9. К моменту расцвета Киевской 
Руси ведущее положение заняли города, 
которым удалось совместить ряд функций.
Во-первых, возникнув в удобной 
географической точке, они стали торговыми 
и ремесленными центрами.
Во-вторых, это были города, 
ставшие административными, а если они 
были столицами княжений — и политическими 
центрами. Здесь находился княжеский двор, 
откуда он управлял землей и куда стекались 
налоги, сюда сходились военные отряды. 
Укрепленная часть города — кремль, детинец 
и его посадская часть, также нередко окруженная 
стенами, — придавала городам военно-стратегическое 
значение.
В крупных городах сосредоточивалась 
политическая жизнь. Но не только потому, 
что они служили княжеской резиденцией. 
В городе существовало народное собрание 
— вече. Средневековый город не был отгорожен, 
как в более поздние времена, от сельской 
округи. Напротив, связанный с ней тысячью 
нитями, он выступал как глашатай, выразитель 
воли всей земли-волости, с которой вынуждены 
были считаться местные князья и даже 
киевский князь.
В-третьих, города — это центры 
культурной и церковной жизни. В Киеве 
находился двор митрополита, в других 
крупных городах — кафедры епископов.
Соединение всех этих элементов 
отражалось даже на внешнем облике города. 
Здесь были дворы феодалов и купечества, 
духовенства и княжеской администрации. 
Но больше всего дворов было за посадско-ремесленным 
населением. По-видимому, ремесленники 
предпочитали селиться по профессиям. 
Историки спорят о существовании цехов 
в городах. Во всяком случае, профессиональная 
и территориальная общность располагала 
к совместным действиям.
 
 
10.  Глава 1. «Норманнская теория» происхождения 
государства у восточных славян и ее критика 
в XVIII-XIX вв
1.1 Создание норманнской 
теории в середине XVIII в: авторы,
источники, основные положения
В 30-40-ые годы XVIII в. российские 
ученые немецкого происхождения, служившие 
в XVIII в. в России, академики Петербургской 
академии наук Готлиб Зигфрид Байер[3], 
Герхард Фридрих Миллер и Август Людвиг 
Шлецер предложили так называемую «норманнскую 
теорию» происхождения древнерусского 
государства.
Основными источниками, 
на которые опирались первые российские 
академики, была, во-первых, Начальная 
летопись или «Повесть временных лет»[4]. 
Эта дошедшая до нас летопись излагает 
события русской истории до lдесятых годов 
XII века. Ее первая редакция была составлена 
около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского 
монастыря, по заказу князя Святополка 
II Изяславича. Ее вторая редакция относится 
к 1116 году и была составлена Сильвестром, 
игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, 
для Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле 
безымянным летописцем была создана третья 
редакция "Повести временных лет" 
для князя Мстислава Владимировича. На 
этом работа летописцев в 12 веке над текстом 
"Повести" не закончилась. Согласно 
вероятному предположению ряда ученых 
(М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер 
Василий, близкий к Владимиру Мономаху, 
в четвертый раз отредактировал текст 
"Повести временных лет" и его сохранила 
нам Ипатьевская летопись. Этот Василий 
- автор "Повести об ослеплении князя 
Василька Теребовльского", вошедшей 
в "Повесть временных лет".
В 1123 году в Переяславле епископ 
Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого 
монастыря, скопировал текст Васильевой 
редакции. В процессе многократных переписок 
текст Васильевой редакции "Повести 
временных лет" вошел в состав Тверского 
свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской 
летописи 1377 г. В составе этого Лаврентьевского 
списка – самого древнего из сохранившихся 
списков общерусской летописи[5] - дошла 
до нас «Повесть временных лет».
Во-вторых, в качестве источников, 
на которые опирались Байер, а за ним Шлецер 
и Миллер, можно назвать имена князей и 
дружинников указанные в договорах Олега 
и Игоря с Византией, а так же упоминания 
византийских писателей о варягах и Руси, 
Скандинавские саги, известия арабских 
писателей и финское наименование шведов 
Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.
Немалое внимание для подтверждения 
своей правоты сторонники норманнской 
теории уделяли известиям западных историков. 
Здесь в качестве основного источника 
можно назвать Бертинские летописи и сочинения 
епископа кремонского Лиутпранда, который 
дважды был послом в Константинополе в 
середине 10 века.[6]