В родовой общине все ее члены
являются родственниками. Они ведут хозяйство
сообща и вместе владеют имуществом, т.е.
отсутствует имущественное неравенство;
все члены рода могут иметь общее жилище;
и даже едят из одного котла. Члены одного
рода сообща выполняют трудоемкие работы;
власть основана на авторитете . Переходной
формой от родовой общины к соседской
была сложная (большая) семья. Главой большой
семьи чаще всего был мужчина. У восточных
славян он получил наименование "большак",
"старшой".У южных славян это "домачин",
"домакин", "главатарь". Спутницей
большака была большуха - главная женщина
в доме. Она заправляла хозяйством внутри
дома. Почет и уважение, оказываемые большухе
являлся прямым наследием матриархата.
После смерти мужа энергичная большуха
нередко становилась главой рода - даже
при наличии взрослых, женатых сыновей.
Большак и Большуха не были в древности
самовластными правителями семьи. Распоряжаясь
трудом домочадцев, глава семьи не лежал
весь день на лавке: он сам был первым работником,
в любом деле показывал пример. Важнейшие
вопросы, касавшиеся хозяйственной деятельности
и личной жизни членов рода (вопросы брака)
решали на семейном совете, он и был высшей
властью. На совете мужчины и женщины имели
равное право голоса, весомость каждого
голоса определялось мерой личного авторитета.
В большой семье не было ни брошенных стариков,
ни покинутых детей. Все дети находились
сперва под присмотром женщин, а по достижению
определенного возраста мальчики поступали
под опеку большака, девочки - в ведение
большухи.
В соседской общине основу общности
составляет не кровное родство, а близость
проживания. Соседи ведут свое хозяйство
индивидуально, господствует частичная
собственность, но земля не является частной
собственностью конкретного общинника,
собственником земли считается вся община,
поэтому периодически (8 - 15 лет) проводятся
переделы участков. Пастбища, лесные угодья,
места лова рыбы принадлежат всей общине.
Выделялась родоплеменная знать - вожди
(князи, князья) и старейшины. Они окружали
себя дружиной, т.е. вооруженной силой
не зависящей от воли народного собрания
и способной принудить рядовых общинников
к повиновению. Таким образом славянское
общество подходило возникновению государственности.
|
Рисунок 2 - Реконструкция захоронения
князя |
Каждое племя имело своего князя. Князь
опирался на дружину: профессиональных
воинов. Их возглавлял воевода - второе
лицо после князя. Дружинники должны были
следовать за князем не только в бой, но
и на тот свет, после смерти сопровождая
своего вождя (на рисунке 2 изображена
реконструкция захоронения князя. Он захоронен
на нижнем уровне, выше расположены его
приближенные. На самом верхнем уровне
- лошади.). Князь обязан был одевать, вооружать
и кормить дружину. Дорогую одежду и оружие
дружина могла добыть в военных походах,
но кормиться она должна была в своих землях.
Князь и дружина не могли долго кормиться
в одном и том же месте они постоянно должны
были переезжать от одной общины к другой,
чтобы у подвластного населения хватало
продуктов. В это время у князей и их дружинников
не было собственных земель, князьям принадлежали
охотничьи угодья. Охота не была забавой
она приносила мясо и меха. С подвластным
населением у князя существовал договор
о дани; в свою очередь должен был выступать
судьей (разбирать тяжбы и конфликты) и
защищать в случае внешней угрозы.
Каждое племя имело своего князя. Князь
опирался на дружину: профессиональных
воинов. Их возглавлял воевода - второе
лицо после князя. Дружинники должны были
следовать за князем не только в бой, но
и на тот свет, после смерти сопровождая
своего вождя (на рисунке 2 изображена
реконструкция захоронения князя. Он захоронен
на нижнем уровне, выше расположены его
приближенные. На самом верхнем уровне
- лошади.). Князь обязан был одевать, вооружать
и кормить дружину. Дорогую одежду и оружие
дружина могла добыть в военных походах,
но кормиться она должна была в своих землях.
Князь и дружина не могли долго кормиться
в одном и том же месте они постоянно должны
были переезжать от одной общины к другой,
чтобы у подвластного населения хватало
продуктов. В это время у князей и их дружинников
не было собственных земель, князьям принадлежали
охотничьи угодья. Охота не была забавой
она приносила мясо и меха. С подвластным
населением у князя существовал договор
о дани; в свою очередь должен был выступать
судьей (разбирать тяжбы и конфликты) и
защищать в случае внешней угрозы.
7. Это объединительное
движение вышло из Новгорода и во главе
его стали варяжские князья, т. е. скандинавские
конунги с их дружинами. Варяги-скандинавы
уже давно посещали нашу страну для грабежа
и сбора дани, а главным образом для торговли,
и даже стали осаживаться на постоянное
житье в главных городах восточных славян.
Их вожди конунги во второй половине IX
века стали утверждаться в качестве местных
вождей или князей в этих городах. Один
из этих конунгов Олег, по-скандинавски Hilga,
передвинулся со своей дружиной из Новгорода
на юг, утвердился в Киеве, бывшем главным
узлом торговых путей, ведших из Руси в
Царьград, и, опираясь на многочисленный
здесь скандинавский элемент, заставил
себя признать главным вождем всего восточного
славянства. Под его власть стали и другие
варяжские конунги, утвердившиеся в городах
восточных славян, и существовавшие у
них кое-где племенные князья и старейшины.
Вот почему и договоры с греками стали
заключаться от имени «Олга, великого
князя Русского и от всех, иже суть под
рукой его, светлых и великих князь, и его
великих бояр». Этот великий князь стал
охранять торговлю восточных славян и
отражать набеги кочевников, а по временам
предпринимать и далекие походы для грабежа
и добычи, как это было в обычае у норманнских
конунгов. Торговля восточных славян стала
теперь вестись под охраной особых экспедиций,
снаряжавшихся князьями. Князья в течение
зимы собирали дань с подвластного им
населения — мехами, воском и медом. Весной,
с открытием рек, князья нагружали собранную
дань на лодки и отправляли из Киева вниз
по Днепру целую флотилию судов. К княжеским
лодкам присоединялись купеческие из
Киева, Чернигова, Смоленска, Новгорода
и других городов. Флотилию сопровождали
вооруженные люди. Когда суда достигали
четвертого порога, купцы выгружали товар,
высаживали скованных невольников и на
расстоянии 600 шагов шли берегом. Здесь
обыкновенно приходилось вступать в бой
с поджидавшими их печенегами. Отразив
варваров, русские садились вновь на лодки,
выходили в море и, следуя вдоль западного
берега его, достигали Царьграда. Так рассказывает Константин
Багрянородный в своем сочинении
«Об управлении империей». Его рассказ
подтверждается и договорами первых
князей с греками, свидетельствующими,
что в составе купеческих караванов, прибывавших
из Руси, всегда были и княжеские корабли
с послами князя. Кроме охраны торговли,
князья стали отбивать и нападения кочевников
на украйны славянской оседлости. Поэтому
те славянские племена, которые подвергались
нападению кочевников, охотно подчинились
им; некоторые, впрочем, им пришлось «примучивать».
Тем или другим способом, но, в конце концов
восточное славянство объединилось под
властью Киевского князя, и создался политический
союз всех восточных славян.
8. В средине IX века у восточных
славян существовало два крупных
протогосударственных объединения:
на основе полянского союза
в среднем Поднепровье с центром
в Киеве и в Поволхвье с
центром в Ладоге.
Причины возникновения государства
у славян разнообразны:
сильная единоличная власть
в лице варяжских князей, среди которых
особо выделяется Рюрик;
экономические причины: развитие
частной собственности — социальное расслоение;
угроза нападения со стороны
кочевников.
Факт присутствия на Руси в
IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов,
доказанный раскопками, и летописный рассказ
о варяжском происхождении древнерусской
правящей династии (Рюриковичей) породил
длительную дискуссию между норманистами иантинорманистами.
Сторонники "норманнской" версии
образования древнерусского государства
(немецкие ученые Г. Миллер, Г. Байер, А.
Шлецер, работающие в России) преувеличивали
роль скандинавов в славянском государственном
строительстве. Их оппоненты недооценивали,
а то и полностью отрицали положительную
роль скандинавов в этом процессе, изображая
их едва ли не шайками разбойников.
Сегодня эта проблема, появившаяся
еще в XVIII в., потеряла остроту. Нет оснований
замалчивать или недооценивать роль варягов
в объединении славянских племен, их участие
в борьбе с кочевниками и Византией. Однако
никакое призвание князей не привело бы
к образованию государства, если бы тому
не созрели социальные, экономические
и политические предпосылки у самих славян.
Причиной призвания варягов следует считать
их независимость от славянских родов,
а значит, способность положить конец
родовым усобицам в борьбе за власть. Вместе
с тем сохраняется ряд разногласий по
частным вопросам этой проблемы, в том
числе о призвании Рюрика.
Согласно "Повести временных
лет" (XII в.), в 862 г. внутри славянских
племен начались распри, и тогда словени,
кривчи, представители финно-угрких этносов
чудь и весь отправили послов к варягам
искать князя для разрешения внутренних
конфликтов и защиты от шведских набегов.
Предложение приняли Рюрик, севший княжить
в Новгороде (тогда еще не существовавшем,
ученые считают в Ладоге), Синеус (в Белооозере)
и Трувор, севший княжить в Изборске. Преемник
умершего в 879 г. Ририка Олег подчинил
в 882 г. земли, лежавшие вдоль великого
водного пути "из варяг в греки" (из
Балтийского в Черное море), убив киевских
князей Аскольда и Дира (тоже варяжского
происхождения) и остался жить в Киеве.
Вероятно, потенции государствообразования
здесь были сильнее, чем в северном политическом
объединении. Поэтому в 882 г. условно считается годом создания Древнерусского
государства, Киевской Руси. После
смерти Олега власть унаследовали сын
Рюрика Игорь и его потомки Рюриковичи.
Что же качается происхождения
термина "Русь", то его первое достоверное
упоминание на юге Восточной Европы (в
так называемом "Баварском хронографе",
составленном между 811 и 821 г.) относится
ко времени, когда присутствие норманнов
в этом регионе еще не прослеживается.
Вопрос остается дискуссионным.
В IX-X вв. шел процесс подчинения
восточнославянских племен власти Киева:
Олег подчинил древлян, северян, радимичей,
часть кривичей, Игорь — уличей, его сын
Святослав — вятичей. Покоренные племена
нередко сохраняли самостоятельность
(ими продолжали управлять собственные
князья) и ограничивались выплатой дани,
но позднее попадали под контроль княжеских
наместников — представителей киевской
династии. Дань собиралась киевскими дружинными
отрядами, которые объезжали территории
подчиненного союза, такой объезд со сбором
дани назывался полюдье. В одних
случаях ее нормы были фиксированными,
в других — нет, взималась дань в натуральной
или денежной форме. В 945 г. древляне восстали
против киевского князя Игоря, нарушившего
установленные нормы дани, и убили его.
Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа,
учинила жестокий разгром Древлянской
земле, но заменила им полюдье свозом определенной
нормы дани в указанные для этого места
—погосты.
9. К моменту расцвета Киевской
Руси ведущее положение заняли города,
которым удалось совместить ряд функций.
Во-первых, возникнув в удобной
географической точке, они стали торговыми
и ремесленными центрами.
Во-вторых, это были города,
ставшие административными, а если они
были столицами княжений — и политическими
центрами. Здесь находился княжеский двор,
откуда он управлял землей и куда стекались
налоги, сюда сходились военные отряды.
Укрепленная часть города — кремль, детинец
и его посадская часть, также нередко окруженная
стенами, — придавала городам военно-стратегическое
значение.
В крупных городах сосредоточивалась
политическая жизнь. Но не только потому,
что они служили княжеской резиденцией.
В городе существовало народное собрание
— вече. Средневековый город не был отгорожен,
как в более поздние времена, от сельской
округи. Напротив, связанный с ней тысячью
нитями, он выступал как глашатай, выразитель
воли всей земли-волости, с которой вынуждены
были считаться местные князья и даже
киевский князь.
В-третьих, города — это центры
культурной и церковной жизни. В Киеве
находился двор митрополита, в других
крупных городах — кафедры епископов.
Соединение всех этих элементов
отражалось даже на внешнем облике города.
Здесь были дворы феодалов и купечества,
духовенства и княжеской администрации.
Но больше всего дворов было за посадско-ремесленным
населением. По-видимому, ремесленники
предпочитали селиться по профессиям.
Историки спорят о существовании цехов
в городах. Во всяком случае, профессиональная
и территориальная общность располагала
к совместным действиям.
10. Глава 1. «Норманнская теория» происхождения
государства у восточных славян и ее критика
в XVIII-XIX вв
1.1 Создание норманнской
теории в середине XVIII в: авторы,
источники, основные положения
В 30-40-ые годы XVIII в. российские
ученые немецкого происхождения, служившие
в XVIII в. в России, академики Петербургской
академии наук Готлиб Зигфрид Байер[3],
Герхард Фридрих Миллер и Август Людвиг
Шлецер предложили так называемую «норманнскую
теорию» происхождения древнерусского
государства.
Основными источниками,
на которые опирались первые российские
академики, была, во-первых, Начальная
летопись или «Повесть временных лет»[4].
Эта дошедшая до нас летопись излагает
события русской истории до lдесятых годов
XII века. Ее первая редакция была составлена
около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского
монастыря, по заказу князя Святополка
II Изяславича. Ее вторая редакция относится
к 1116 году и была составлена Сильвестром,
игуменом Киевского Выдубицкого монастыря,
для Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле
безымянным летописцем была создана третья
редакция "Повести временных лет"
для князя Мстислава Владимировича. На
этом работа летописцев в 12 веке над текстом
"Повести" не закончилась. Согласно
вероятному предположению ряда ученых
(М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер
Василий, близкий к Владимиру Мономаху,
в четвертый раз отредактировал текст
"Повести временных лет" и его сохранила
нам Ипатьевская летопись. Этот Василий
- автор "Повести об ослеплении князя
Василька Теребовльского", вошедшей
в "Повесть временных лет".
В 1123 году в Переяславле епископ
Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого
монастыря, скопировал текст Васильевой
редакции. В процессе многократных переписок
текст Васильевой редакции "Повести
временных лет" вошел в состав Тверского
свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской
летописи 1377 г. В составе этого Лаврентьевского
списка – самого древнего из сохранившихся
списков общерусской летописи[5] - дошла
до нас «Повесть временных лет».
Во-вторых, в качестве источников,
на которые опирались Байер, а за ним Шлецер
и Миллер, можно назвать имена князей и
дружинников указанные в договорах Олега
и Игоря с Византией, а так же упоминания
византийских писателей о варягах и Руси,
Скандинавские саги, известия арабских
писателей и финское наименование шведов
Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.
Немалое внимание для подтверждения
своей правоты сторонники норманнской
теории уделяли известиям западных историков.
Здесь в качестве основного источника
можно назвать Бертинские летописи и сочинения
епископа кремонского Лиутпранда, который
дважды был послом в Константинополе в
середине 10 века.[6]