Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:28, реферат
В современной науке существует несколько точек зрения на происхождение восточных славян. Согласно первой славяне — коренное население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и Черняховской археологических культур. Согласно второй точке зрения (ныне более распространенной) славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину из Центральной Европы, а конкретнее — из верховьев Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр.
ВВЕДЕНИЕ
История – одна из важнейших форм самосознания людей. Ссылаясь на исторические данные можно понять истину «основы», как государства, так и отдельно взятого народа. Сложность исследования вопросов происхождения именно восточных славян весьма проблематична, из-за простого отсутствия достоверных сведений о славянах. Более насыщенные источники историческая наука предоставляет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история восточных славян весьма туманна.
Наиболее серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись (начало XII в.). Монах Нестор предоставляет наиболее красочную и подробную информацию о древнерусском государстве, в частности восточных славян.
Не безызвестно, что в наши дни проявляются попытки исказить всю основу русской истории, для кого и с какой целью это применяется лично мне не понятно. В любом случае будем опираться на наиболее достоверные и ранние источники информации о восточных славянах (Праславян).
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
В современной науке существует
несколько точек зрения на происхождение
восточных славян. Согласно первой
славяне — коренное население
Восточной Европы. Они происходят
от живших здесь в раннем железном
веке создателей зарубинецкой и Черняховской
археологических культур. Согласно второй
точке зрения (ныне более распространенной)
славяне переселились на Восточно-Европейскую
равнину из Центральной Европы, а конкретнее
— из верховьев Вислы, Одера, Эльбы и Дуная.
С этой территории, являвшейся древнейшей
прародиной славян, они расселились по
Европе. Восточные славяне перешли с Дуная
в Карпаты, оттуда — на Днепр.
Первые сведения о политической истории
славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского
побережья германские племена готов пробились
в Северное Причерноморье. Готский вождь
Германарих был разбит славянами. Его
преемник Винитар обманом заманил к себе
70 славянских старейшин во главе с Бусом
и распял их (спустя 8 столетий неизвестный
автор «Слова о полку Игореве» упомянул
«время Бусово»).
Особое место в жизни славян занимали
отношения с кочевыми народами степи.
В конце IV в. готский племенной союз был
разбит тюркоязычными племенами гуннов,
пришедшими из Центральной Азии. В своем
продвижении на запад гунны увлекли и
часть славян.
В источниках VI в. славяне впервые выступают
под собственным именем. По данным готского
историка Иордана и византийского писателя-историка
Прокопия Кесарийского, венеды в это время
делились на две основные группы: антов
(восточные) и славинов (западные). Именно
в VI в. славяне заявили о себе как о сильном
и воинственном народе. Они воевали с Византией
и сыграли основную роль в сломе дунайской
границы Византийской империи, заселив
в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров.
В ходе расселения славяне смешивались
с местным населением (балтийскими, финно-угорскими,
позднее сарматскими и другими племенами),
в результате ассимиляции у них складывались
языковые и культурные особенности.
Предки русских, украинцев, белорусов
— занимали территорию от Карпатских
гор на западе до Средней Оки и верховьев
Дона на востоке, от Невы и Ладожского
озера на севере до Среднего Поднепровья
на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись
в общности, имеющие не только родовой,
но и территориально-политический характер.
Племенные союзы — это этап на пути формирования
государственности восточных славян.
В летописном рассказе названо
полтора десятка объединений восточных
славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи,
вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали
в себя 120-150 отдельных племен, имена которых
уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь,
состояло из множества родов. Объединяться
в союзы славян заставляла необходимость
защиты от набегов кочевых племен и налаживания
торговых связей.
2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VII-IX ВВ.
Тысячелетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать все споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный огородить род от посягательства чужеродцев, то есть обеспечить его сохранение и выживание. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени играли народное собрание — вече, и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.
Со второй половины I тыс. родовой
строй вступил в период разложения. Постепенное
совершенствование орудий труда, усложнение
всей структуры общественных отношений
внутри и между племенами ведут к упадку
родовых отношений. Кровно-родственные
связи уже не могут служить первоосновой
общества. Родовая община постепенно сменяется территориальной, или
Сам процесс разложения родовой
общины хорошо прослеживается по археологическим
данным. Обширные жилища, где жили все
члены рода, сменяются на небольшие
жилища для семей. Однако коллективные
формы хозяйственной
Разложение родового строя
находит свое выражение в изменении
положения племенных вождей. Они
возвышаются над своими сородичами
и соплеменниками, вокруг них сплачиваются
боевые соратники — воины, составляющие
дружину. Дружинники начинают ориентироваться
на удачливых военных
Еще одно проявление кризиса родового строя — появление у восточных славян союзов племен.
Автор «Повести временных лет» перечислял 15 племен славян. На самом деле это не племена, а союзы племен. Но создание столь крупных образований несвойственно родовому строю. Призванные защищать свою территорию или организовывать военные походы, союзы племен, по сути, решали задачи политические. Покоренные племена облагались данью.
Иными становились взаимоотношения
внутри племен, входивших в союз:
эта форма объединения
3. ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
Материальная культура
1) включает в себя разнообразные
по типам и формам «артефакты»,
2) это предметы ремесел,
производства, техника, сооружения,
орудия труда, то есть
3) культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства, физическая культура.
Духовная культура - наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный.
По всей видимости, вселенная представлялась состоящей из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный мир, обитатели которого держат на себе тяжесть земной толщи.
Збручский идол. Более ста лет тому назад в реке Збруч был найден знаменитый Збручский идол (хранится в Краковском музее). Это – четырехгранный высокий каменный столб, разделенный на три яруса, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам.
Славянский языческий пантеон богов возглавлял Перун – бог-громовержец. Почитались также Волос (Велес) – бог скота, богатства (слово скот имело значение денег); Мокошь – богиня влаги, плодородия; Даждьбог – бог солнца, дающий бог, податель блага. Очень популярной у древних славян была Берегиня (Житная Баба, Роженица) – прообраз богородицы Оранты. Ее изображение до сих пор сохранилось в вышивке домотканых полотенец, в резьбе по дереву – женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками, неизменно сливается с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами.
Важное место в верованиях славян занимал культ предков, которые охраняли род. Обоготворенный предок – чур или щур оберегал от нечистой силы или неожиданной опасности. В различных сложных ситуациях и сейчас мы восклицаем: «Чур меня!», т.е. храни меня, дед.
Полная зависимость людей от окружающей среды привела к тому, что они стали обожествлять явления природы. Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми духами. Первых можно было призвать на помощь, вторых задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или частоколом. При постройке дома соблюдали множество правил. Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало строительства обычно предварялось принесением в жертву домашнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было даровать жильцам благоденствие.
Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол» с расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.
Проемы в стенах, двери, окна окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Так сложилась традиция украшения мастерами своих творений. Самым распространенным изображением был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа.
Местами поклонения богам и божествам были капища, круглые, под открытым небом святилища с идолами во внутреннем круге. Эти сооружения называли и хоромами (от «хоро» – круг) или храмами. Источники свидетельствуют и о существовании закрытых святилищ (храмах).
Языческие представления лежали в основе всей жизнедеятельности людей, ими определялись циклы работ, обычаи, обряды, что ярко показано в книгах Б.А. Рыбакова: «Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду… Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печением – хозяйки пекли из теста изображения жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля – покровителей любви».
В недрах языческой культуры накапливались первые астрономические, медицинские, биологические, технические, географические знания. Истоки прекрасных русских сказок, былин, пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов (отзвуки скифского звериного стиля).
Древнеславянские племена объединяло общее древнее наречие – праславянский язык, из которого выросли отдельные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне».
Восточные славяне задолго
до крещения пользовались начатками
письменности. Археологические раскопки
открывают немало древних предметов
(сосудов, надгробий, монет), которые
покрыты изображениями, напоминающими
письменность. Однако их объяснение, видимо,
дело будущего. О наличии у славян навыков
письма сообщают древние греческие и арабские
авторы: указывается, что славяне оставляли
на могилах надписи с именами усопших,
что знаки письма использовались при прорицаниях
будущего, что у послов были некие «грамоты»,
что даже завещания составлялись в письменном
оформлении. В житиях Кирилла иМефодия говорится,
что святой Кирилл в Херсонесе (Корсуни)
Таким образом, языческая Русь к моменту создания единого централизованного государства имела достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры. Общественное сознание строилось на традициях относительной свободы, коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе формирования феодальных отношений появляется зависимость бедных от богатых и власть имущих. В славянских представлениях о мире соединились реальные и ирреальные начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и потусторонних сил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.
Сложность исследования
вопросов происхождения
Первые, достаточно скудные сведения,
содержатся в трудах античных, византийских
и арабских авторов.
Серьезным письменным источником, несомненно,
является Повесть временных лет – первая
русская летопись, основной задачей которой,
по словам самого летописца, было выяснить,
«откуда есть пошла Русская земля, кто
в Киеве нача первее княжити, и откуда
Русская земля стала есть». Автор летописи
подробно описывает расселение славянских
племен и период, непосредственно предшествующий
образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами
проблему происхождения и ранней истории
древних славян сегодня решают ученые
разных наук: историки, археологи, этнографы,
лингвисты.