Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:24, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы к проблеме развития произвольного поведения у детей с нарушением речи.
На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у детей в норме и с нарушением речи.
Экспериментально изучить влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного поведения у детей
1.2. Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4. Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
2.2. Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты исследования
3.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
В игре (ролевой), как показал Д. Б. Эльконин (1978), в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом поведения стоит роль. Правило, сооотнесенное с ролью, осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку. «Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения». (Д. Б. Эльконин, 1978, с. 278).
В психологической литературе
представлено множество фактов о
том, что в игровой деятельности
ребенок способен к длительному
подчинению своего поведения определенным
правилам, тогда как вне игры подчинение
правилу представляет для дошкольника
сложнейшую задачу. Особенно велик
разрыв в уровне игровой и неигровой
произвольности у детей 4-6 лет. В
работе Е. А. Бугрименко (1978) показано, что
усвоение контрольно-оценочных
Таким образом, исследователи,
относящие начало возникновения
произвольного поведения к
Существует еще одна точка зрения на начало возникновения произвольного поведения. Авторы, придерживающиеся ее, полагают, что произвольная регуляция начинается лишь за пределами дошкольного детства - в младшем школьном и даже в подростковом возрасте, когда ребенок становится способным сознательно выбирать цели своих действий и противостоять ситуативным моментам.
Грузинские психологи
М. Р. Догонадзе (1965) и Р. А. Кварцхава
(1968), опираясь на экспериментальные
исследования, пришли к выводу, что
дети до 5 лет не проявляют элементарной
выдержки, их поведение целиком определяется
импульсом актуальной потребности.
Н. И. Непомнящая (1992) в своем исследовании
показала, что у большинства детей
6 лет не сформирована произвольная
деятельность. Л. И. Божович, Л. С. Славина,
Т. В. Ендовицкая (1976) подчеркивают, что
важнейшим звеном произвольного
поведения является внутренний интеллектуальный
план. Умение действовать во внутреннем
плане независимо от конкретного
содержания деятельности выступает
по мнению, в качестве общего психологического
механизма регулирующего и
Таким образом, авторы этой
точки зрения, опираясь на экспериментальные
исследования, утверждают, что возникновение
произвольного поведения
Такое несовпадение взглядов
по вопросу возникновения
Одной из распространенных трактовок произвольности, которой придерживаются, например, 3. В. Мануйленко (1948), Н. И. Непомнящая (1992) и др., является способность субъекта подчинять свое поведение существующим нормам, правилам, предписаниям и образцам. Д. Б. Эльконин (1960, с. 267) отмечает, что «соподчинение мотивов, на которое указывал А. Н. Леонтьев, есть выражение столкновения между тенденцией к непосредственному действию и действиям по образцу (таким образцом выступает требование взрослого). Произвольность поведения есть так же не что иное, как подчинение своих поступков ориентирующему образцу».
«Важно, что образ поведения выступает как регулятор и поведение начинает сравниваться с этим образом, где последний выступает как образец». (Там же, с. 285-286).
«В процессе развития ребенок начинает находить содержательность своего поведения через отношение к себе, к своим возможностям через сравнение их с образцом». (Там же, с. 267).
Приведенное понимание произвольности, хотя и фиксирует существенный аспект, но страдает, по нашему мнению, некоторой односторонностью. Действительно, процесс социализации подразумевает воспитание у дошкольников определенной культуры поведения, выполнение разнообразных социальных требований. Например, к концу дошкольного возраста дети должны быть способны к выполнению основных требований школьной жизни. Однако прямое подчинение детей этим требованиям в процессе воспитания часто не ведет к нужному результату. У дошкольников вместо произвольности формируется скованность, зажатость, безынициативная послушность, либо протипоположная крайность - расторможенность, своеволие, импульсивность, неуправляемость поведения.
Поэтому исключительно важно
выявить и адекватно
В этом плане интересной
и перспективной представляется
позиция, заявленная в культурно-исторической
концепции, согласно которой произвольное
поведение рассматривается как
поведение свободное, т. е. построенное
субъектом действия по собственным
правилам, в то же время, согласующееся
с принятыми в обществе нормами.
Л. С. Выготский отмечал, что в
современном воспитании «на место
принудительной дрессуры выдвигается
самостоятельное овладение
Таким образом, анализ психологической
литературы по проблеме произвольности
позволяет, несмотря на многообразие трактовок,
выявить то общее, что, с нашей
точки зрения, заложено в содержании
этого понятия. Во-первых, это упоминаемая
практически всеми
Выделенные характеристики
произвольного поведения
Однако само содержание и суть выделенных
характеристик таковы, что, с нашей
точки зрения, становление произвольности
теснейшим образом связано с ра
1.3. Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
С целью выявления особенностей развития произвольного поведения детей с нарушением речи дадим психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением речи.
Несмотря на различную
природу дефектов, у детей с
нарушением речи имеются типичные проявления,
указывающие на системное нарушение
речевой деятельности. Одним из ведущих
признаков является более позднее
начало речи: первые слова появляются
к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична
и недостаточно фонетически оформлена.
Наиболее выразительным показателем
является отставание экспрессивной
речи при относительно благополучном,
на первый взгляд, понимании обращенной
речи. Речь этих детей малопонятна.
Наблюдается недостаточная
Неполноценная речевая деятельность
накладывает отпечаток на формирование
у детей аффективно-волевой
Детей с общим недоразвитием
речи следует отличать от детей, имеющих
сходные состояния – временную
задержку речевого развития. При этом
следует иметь в виду, что у
детей с общим недоразвитием
речи в обычные сроки развивается
понимание обиходно-
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. В классификации Е.М. Мастюковой выделяются три основные группы.
I группа - неосложненный вариант общего недоразвития речи. У детей первой группы имеет место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.
В психическом облике этих
детей отмечаются отдельные черты
общей эмоционально-волевой
Отсутствие парезов и
параличей свидетельствует о
сохранности у них первичных (ядерных)
зон речедвигательного
Несмотря на отсутствие выраженных
нервно-психических нарушений
У II группы детей
общее недоразвитие речи сочетается с
рядом неврологических и психопатологических
синдромов. Это осложненный вариант общего
недоразвития речи церебрально-органического
генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-
При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие.
Информация о работе Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов