Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:24, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы к проблеме развития произвольного поведения у детей с нарушением речи.
На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у детей в норме и с нарушением речи.
Экспериментально изучить влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного поведения у детей
1.2. Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4. Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
2.2. Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты исследования
3.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
1). Различные по сложности
и структуре волевые действия
возникают на основе
2). Включение словесных
сигналов, обозначающих цели и
пути действия, т. е. целую систему
формирующихся ассоциаций, служит
основой превращения
3). Развитие воли у ребенка выражается в том, что:
а) изменяется и расширяется объем и содержание целей, которые привлекают ребенка и побуждают его к их достижению;
б) он может преодолевать
все большие внешние и
в) ребенку становится доступной все большая длительность волевого усилия - нарастает выносливость воли;
г) нарастает возможность произвольно тормозить свои побуждения, проявлять самообладание, выдержку;
д) ребенок приобретает возможность ставить себе далекие, воображаемые цели и направлять свои усилия на их достижение;
е) цели и пути их достижения, ранее подсказываемые взрослыми, ставит и определяет сам ребенок (обычно после 4-5 лет);
ж) мотивы, оказывающие наиболее
сильное побудительное
з) весь волевой процесс
усложняется, возникает борьба мотивов,
в которой общественно
4). Воля развивается в
процессе становления личности.
Этот процесс не может
5). Развитие воли немыслимо
без обогащения памяти ребенка,
Проблема произвольности в дошкольном возрасте изучалась многими исследователями (А. В, Запорожец, 3. М. Истомина, 3. В. Мануйленко, Я. З. Неверович, М. И. Лисина, Л. С. Славина, К. М. Гуревич, В. К. Котырло, Е. О. Смирнова и др). Все авторы указывают на исключительно важное значение развития произвольности. Л. И. Божович (1976) утверждала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности. Согласно А. Н. Леонтьеву (1972), соподчинение мотивов деятельности формирующееся в дошкольном возрасте является психологическим механизмом произвольного поведения и, одновременно, тем «узелком», который связывает Р»смысловые линии деятельности человека, характеризующие его как личность. Произвольность поведения, как отмечал А. Н. Леонтьев, определяет и психологическую готовность к обучению в школе.
Психологический анализ сложившейся
практики общественного воспитания
детей показывает, что формирование
подлинной произвольности поведения
в нынешних условиях затруднено. Зачастую,
у детей вместо произвольности формируется
скованность и зажатость, безынициативная
послушность или
Л. С. Выготский считал волевое
поведение социальным по содержанию
и по направленности. Психологический
механизм и источник развития детской
воли он усматривал во взаимоотношениях
ребенка с окружающим миром. Ведущую
роль в социальной обусловленности
воли Л. С. Выготский отводил речевому
общению ребенка со взрослым. Воля
в генетическом плане проявляется
как стадия овладения собственными
процессами поведения. Л. С. Выготский
подчеркивал, что «всякая функция
в культурном развитии ребенка появляется
дважды, и двух планах, сперва - социальном,
потом - психологическом, сперва как
категория интерпсихическая, затем
внутри ребенка как категория
интрапсихическая. Это относится
одинаково к произвольному
Одни авторы указывают на появление произвольности в младенчестве. Такая точка зрения связана, в основном, с появлением в этом возрасте целенаправленных, произвольных хватательных движений (И. М. Сеченов, А. В. Запорожец, И. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова и др.).
Е. О. Смирнова считает, что
происхождение первых произвольных
движений младенца следует искать не
в отработке его двигательных
рефлексов и навыков, а в условиях
и способах формирования цели, образа
предмета. Процессы формирования образа
предмета и произвольного действия
неразрывно связаны и взаимообусловлены,
т. к. для возникновения
Решающее влияние на становление
и развитие предметной деятельности
младенца, как показали экспериментальные
работы М. И. Лисиной, оказывает ситуативно-
Другая точка зрения принадлежит
авторам, которые относят становление
произвольного поведения к
Согласно концепции Л.
С. Выготского, волевое и произвольное
поведение есть поведение, опосредованное
знаком. Основная функция знаковых
средств состоит в
«С помощью речи ребенок
создает рядом со стимулами, доходящими
до него из среды, другую серию вспомогательных
стимулов, стоящих между ним и
средой и направляющих его поведение.
Именно благодаря созданному с помощью
речи второму ряду стимулов поведение
ребенка поднимается на более
высокий уровень, обретая относительную
свободу от непосредственно привлекающей
ситуации, импульсивные попытки преобразуются
в планируемое, организованное поведение»
(Л. С. Выготский, 1984, с. 24-25). Исследования
Л. С. Выготского показали что речевые
расстройства (афазии) резко повышают
зависимость человека от ситуации,
делают его «рабом зрительного поля».
«Лишенный речи, которая сделала
бы его свободным от видимой ситуации...
афазик оказывается рабом
Процесс становления регулирующей
функции речи изучался в исследованиях,
выполненных под руководством А.
Р. Лурия и А. В. Запорожца. Исследования,
проведенные А. Р. Лурия, показали, что
дети до 5 лет, как правило, подчиняют
свои действия ситуативным обстоятельствам,
а не слову. Для того, чтобы ребенок
в своих действиях
Развитие регулирующей функции речи связано с переходом к смысловой регуляции процессов вначале со стороны речи взрослых, а затем и со стороны собственной речи ребенка. Однако, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «в раннем детстве характерной особенностью волевой сферы является непосредственная импульсивность. Воля ребенка на начальных стадиях развития - это совокупность его желаний».
Таким образом, те исследователи,
которые связывают
Третья точка зрения связана
с тем, что некоторые авторы относят
начало становления произвольного
поведения к школьному
Так, Л. А. Венгер и В. С. Мухина
(1974) отмечают, что дошкольный возраст
- это возраст возникновения
Многие исследователи
отмечают, что дошкольный возраст- это
период наиболее активного освоения
детьми внешних приемов
Освоение ребенком средств произвольной регуляции деятельности происходит в ситуации совместных действий ребенка со взрослым. «Но если в раннем детстве функции нормативного контроля и регуляции действий ребенка целиком принадлежат взрослому, то в дошкольном возрасте овладение предметными действиями позволяет ребенку частично эмансипироваться от взрослого, у ребенка возникае тенденция действовать самостоятельно». (Д. Б. Эльконин, 1960, с. 138-139).
Характерная особенность
ранней саморегуляции состоит в
том, что правило для ребенка
еще не вполне отделено от его носителя-взрослого,
не выделено из общего контекста взаимодействия
ребенка со взрослым. Поэтому определенные
правила действия, нормы отношений
с другими людьми, установленные
в обществе, выполняются ребенком-
Информация о работе Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов