Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:24, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы к проблеме развития произвольного поведения у детей с нарушением речи.
На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у детей в норме и с нарушением речи.
Экспериментально изучить влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного поведения у детей
1.2. Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4. Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
2.2. Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты исследования
3.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов (диплом)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного поведения у детей
1.2. Особенности развития
произвольного поведения у
1.3. Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4. Показатели развития
произвольного поведения у
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого
развития и развития
2.2. Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты исследования
3.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день главной
задачей детского сада и семьи
является создание условий наиболее
полного общего развития ребенка
с учетом его возрастных особенностей
и потребностей. В процессе разнообразных
видов активной деятельности происходит
зарождение важнейших «новообразований»
развития, подготавливающих к выполнению
новых задач. Одним из важнейших
новообразований дошкольного
Сегодня одной из актуальных
проблем современности
Коррекционная система обучения
и воспитания данного контингента
детей направлена на формирование правильного
звукопроизношения, развитие лексического
и грамматического строя языка,
на развитие связной речи, развитие
дыхания, но в современной системе
коррекционной работы не рассмотрено
направление по развитию произвольного
поведения детей с нарушениями
речи. Отсюда возникают противоречия:
между необходимостью развития произвольного
поведения детей с нарушением
речи и слабой разработкой данного
направления в работах
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Объект исследования: развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Предмет исследования: регулирующая функция речи и её влияние на развитие произвольного поведения дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что регулирующая функция речи влияет на развитие произвольного поведения детей дошкольного возраста с нарушением речи, так как речь позволяет фиксировать цель, последовательность, этапы выполнения действий, результаты действий и поэтому делает возможным управление своим поведением. Произвольное поведение зависит от сформированности регулирующей функции речи.
Задачи исследования:
Методы исследования:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Развитие произвольного поведения у детей
Рассмотрение произвольного поведения у детей дошкольного возраста начнём с основных определений, составляющий категориальный аппарат исследования.
Понятие «произвольность» в психологических исследованиях определено неоднозначно. Так, ряд учёных (Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, Б.Н. Смирнов и др.) рассматривают произвольность как волю. Воля является, по Выготскому, одним из механизмов, позволяющих человеку управлять собственным поведением, психическими процессами, мотивацией. В своих развитых формах произвольная регуляция опосредована искусственными знаками и осуществляется путем объединения различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую регуляцию деятельности или какого-либо психического процесса.
В. И. Селиванов также выделяет, наряду с побудительной, регулирующую функцию воли. Для него воля - это способность человека сознательно регулировать свое поведение. «...Воля есть регулирующая функция мозга, - пишет он, - выраженная в способности человека сознательно управлять собой и своей деятельностью, руководствуясь определенными побуждениями и целями».
По Л. М. Веккеру (1957), воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, а именно та, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия. Необходимость волевой регуляции этот исследователь связывает с потребностью в переводе регуляции на личностный уровень.
Регулирующую роль воли отмечали также А. Ц. Пуни (1966), Б. Н. Смирнов (1983), П.А. Рудик (1945, 1962), Н. П. Рапохин (1981), М. Брихцин (1989) и другие.
Р. Мэй (1974) характеризует волю как категорию, определяющую способность личности организовывать свое поведение таким образом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. В отличие от желания воля подразумевает возможность выбора, несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.
В. К. Калин считает, что
исследования феномена воли в рамках
анализа предметного действия не
привели к успеху в раскрытии
сущности воли. По его мнению, специфику
понятия воли нельзя выделить и при
анализе мотивации, равно как
и при рассмотрении воли только как
механизма преодоления
В. К. Калин дает следующее
ее развернутое определение: «Волевая
регуляция (процессуальный аспект воли)
есть сознательное, опосредованное целями
и мотивами предметной деятельности
создание состояния оптимальной
мобилизованности, оптимального режима
активности и концентрирование этой
активности в нужном направлении, т.
е. выбор и реализация субъектом
деятельности наилучшего способа (формы)
преобразования исходной актуальной функциональной
организации психики в
В сознании большинства людей, несведущих в психологии, слово «воля» выступает как синоним волевой регуляции, т. е. способности человека преодолевать возникающие затруднения. Однако и многие психологи понимают волю только как психологический механизм, способствующий преодолению препятствий. К. Н. Корнилов, в связи с этим, утверждает, что о воле человека судят прежде всего по тому, насколько он способен справляться с трудностями. Аналогичное понимание воли можно найти и в других публикациях. Например, по Б. Н. Смирнову (1984), воля в единстве с разумом и чувствами регулирует поведение и деятельность в затрудненных условиях; по П. А. Рудику (1967), воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели,преодолевая при этом внутренние препятствия; в «Психологическом словаре» (1983) воля определяется как способность действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления. В приведенных выше определениях воля является синонимом волевой регуляции, функция которой - преодоление трудностей и препятствий.
При рассмотрении понятия воля необходимо разграничить понятия волевая регуляция и произвольное управление. С моей точки зрения, волевая регуляция не тождественна произвольному управлению. Очевидно, что термину «управление» соответствует воля в широком понимании - связанная с тем, что называют произвольной регуляцией, а термину «регуляция» - узкое понимание воли, соотносящееся с проявлением «силы воли», волевых качеств, используемых для удержания поведения человека в пределах норм, правил, необходимых параметров функционирования при наличии препятствий, затруднений.
Таким образом, произвольное управление и волевая регуляция - это не совершенно независимые психологические феномены, а такие, которые соотносятся как целое и его часть.
Таким образом, произвольное
управление, являясь более общим
феноменом, организует произвольное поведение,
реализуемое через
По определению Д.Б. Эльконина, произвольность – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (свобода воли), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле.. Проихвольность является одним из свойств, присущих произвольному поведению.
Воля как самоуправление
поведением с помощью сознания включает
в себя самодетерминацию, самоинициацию
и самоторможение действий, самоконтроль
(как за своими действиями, так и
за своим состоянием, эмоциями), самомобилизацию
и самостимуляцию. В соответствии
с таким пониманием общая функциональная
структура произвольного
Рис. 1. Функциональная структура произвольного управления
Самодетерминация –
Самоинициация – сознательный запуск волевого действия с помощью волевого импульса (волевого усилия), который усиливает один из альтернативных мотивов.
Самоторможение – торможение непроизвольных проявлений с помощью волевого импульса (волевого) усилия.
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль является одной из форм самоуправления и саморегуляции. У многих зарубежных авторов понятие «самоконтроль» заменяет понятие «воля».
Самомобилизация – сознательный
процесс вызывающий и поддерживающий
состояние мобилизационной
Самостимуляция – актуализация волевого усилия с помощью самоприказа, самоободрения и т. п.
Информация о работе Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов