Влияние СМИ на нравственное становление младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение способов формирования нравственности младших школьников под влиянием СМИ.
В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. определить специфику нравственного развития младших школьников; а так же степень влияния СМИ на развитие личности младших школьников;
3. подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления влияния современных СМИ на развитие личности младших школьников;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое видение проблемы формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ……………………………………………………………………………….
1.1 Понятие нравственной устойчивости младших школьников…………….
1.2 Современные СМИ как фактор воспитания младших школьников……..
1.3 Процесс формировании нравственной устойчивости личности младших школьников……………………………………………………………………….
Глава II. Экспериментальное изучение формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ………………………………………………………………………………..
2.1. Программа для родителей и педагогов для организации работы по нравственному воспитанию……………………………………..
2.2. Констатирующий и контрольный эксперимент ……………………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

влияние сми на нравственную устойчивость младшего школьн возраста2.doc

— 222.00 Кб (Скачать)


 

Полученные данные позволяют сделать вывод, что в серии 1, большая часть детей руководствовалась личным мотивом, к тому же предлагаемый вид деятельности общественного значения, был для них явно неинтересен, лишь 5 человек из 30 выбирали деятельность полезную для коллектива.

Во второй серии дети чаще проявляли общественную мотивацию.

Такой результат был получен из-за того, что выбранный вид деятельности более интересный для детей именно как коллективный. У них в данной ситуации проявлялись общественные интересы.

К тому же стоит отметить ,что условия выбора в сериях эксперимента были разные – в первом случае ребенок выбор делал индивидуально, во второй – в присутствии сверстников. Это также оказывает влияние на выбор детей, т.к. в младшем школьном возрасте ребенок уже осознает, что такое коллективное поведение.

 

 


Заключение

 

Теоретический анализ литературы  показал, что, нравственный мир – это ценностно-смысловая структура, выполняющая функцию высшей инстанции регуляции жизнедеятельности и отношений человека с миром, как своеобразная система жизненных принципов, обеспечивающая нравственный потенциал человека, программу его жизнетворчества, способность противостоять жизненным обстоятельствам, свободу и автономность в следовании собственным идеалам, моральную силу и устойчивость человека, богатство внутреннего мира.

Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению нравственных  правил  и  норм духовности.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развития личности. Стержнем воспитания, определяющим формирование личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Были также рассмотрены методы  словесно-эмоционального  воздействия на развитие личности детей младшего школьного возраста:  рассказ,  разъяснение,  этическая  беседа  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

Таки образом, следует учитывать при образовании и воспитании влияние телевидения на нравственный мир находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и информационных потоков современного телевидения, обеспечивать их пересечение, а затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют именно этому учебному материалу.

Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что формирование личности детей младшего школьного возраста происходит более успешно при использовании дидактических возможностей современного телевидения.

На констатирующем этапе эксперимента был определен начальный уровень развития личности детей младшего школьного возраста. На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у школьников 2-х  классов личности.

В ходе работы детям был рекомендован просмотр определенных телепередач, которые заостряют внимание на нравственном выборе и правильном поведении, а следовательно  способствуют формированию личности. В ходе формирующего этапа эксперимента также проводилось обсуждение с детьми телепередач, которые они просматривают для того, чтобы дети могли критически воспринимать информацию, которую они получают при просмотре телевизора.

Все это способствовало формированию личности детей младшего школьного возраста, что видно из результатов контрольного эксперимента. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа экспериментального класса,  в котором проводилась работа с использованием возможностей современного телевидения, с низким уровнем уменьшилась на 15,7%, со средним уменьшилась на 17,3%, и с высоким увеличилась на 33 %. В целом 79% испытуемых изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем сформированности личности. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента с использованием дидактических возможностей современного телевидения у школьников 2 А класса нравственный мир достиг высокого уровня развития, в то  время как у младших школьников 2 Б класса, в котором не проводились занятия по формированию личности каких-либо количественных и качественных изменений не произошло. Таким образом наша гипотеза полностью подтвердилась.

В заключение хотелось бы отметить, что телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.

Телевидение позволяет увидеть жизнь с разнообразных  позиций, даже таких, в которых ребенок никогда не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (ребенок оценивает, как это может коснуться его в жизни, позиция «и Я»);  персонификация (создание сообраза, «позиция Я», ребенок либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм)

Телевидение такое, какое оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, учитель должен использовать возможности телевидения в своих педагогических целях.

 

 

 


Список литературы

 

1.      Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика, 1999, №4.    – 96  с.

2.      Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.  – 317 с.

3.      Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1998. – 459 с.

4.      Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983. – 227 с.

5.      Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1995. –  190 с.

6.      Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы:  Учеб.  пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. – 276 с.

7.      Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977. – 398 с.

8.      Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. – 449 с.

9.      Виноградова  Н.  Д.  Привычка  –  основа  нравственного  воспитания// Педагогика, 1997, №5. - 197 с.

10. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – М., 2006. – 160 с.

11. Воспитание трудного ребенка: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 210 с. – 299 с.

12. Гавриловец  К.  В.,  Казимирская  И.  И.  Нравственно-эстетическое  воспитание  школьников:  Кн.  для  учителя. – 2-е  изд.,  доп.  и  перераб. – М.: Нар. асвета, 1988. – 353 с.

13. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты М.: Изд-во РАГС, 1998. – 371 с.

14. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 1977. – 421 с.

15. Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе, 1, 2006: Как же выжить в мире СМИ. – 266 с.

16. Каиров И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - Москва, 1979.   – 184 с.

17. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1994.  – 281 с.

18. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Для студентов высш.и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2008. – 568 с.

19. Леонтьев  А.  Н.  Деятельность,  сознание,  личность. – М., 1975.   – 489 с.

20. Леонтьев  А.  Н.  Потребности  и  мотивы  деятельности// Психология/ Под  ред.  А.  А.  Смирнова  и др. – М.: 1992. – 188 с.

21. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1996. – 183 с.

22. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. - Москва, 1985. – 270 с.

23. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Ленинград, 1989. – 267 с.

24. Немов  Р.  С.  Психология.  В  трех  книгах.  Кн. 1.: Общие  основы психологии. – М.: Владос, 2007. – 310 с.

25. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 2006. Вып.6. – 170 с.

26. Нравственное  воспитание  личности  школьника/ Под  ред.  Колдунова  Я.  И. – Калуга, 1969. – 251 с.

27. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред.  Каирова  И.  А., Богдановой  О.  С. – М.: Педагогика, 1997. – 110 с.

28. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995. – 214 с.

29. Педагогика  школы/ Под  ред.  Г.  И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977. – 317 с.

30. Педагогика/ Под  ред.  Бабанского  Ю.  К – М.: Просвещение, 1983. – 292 с.

31. Педагогика/ Под  ред.  Э. Т.  Малиночки. – М.: Краснодар, 1992.– 209 с.

32. Педагогика:  Учеб. пособие для педучилищ/ С.  П.  Баранов,  Л.  Р.  Болотина,  Т.  В.  Воликова,  В.  А.  Сластенин. – М.: Просвещение, 1981. – 518 с.

33. Подласый  П.  И.  Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2005. – 558 с.

34. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Сост В.А. Мижериков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 310 с.

35. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 1981. – 321 с.

36. Сластенин  В.  А.,  Исаев  И.  Ф.,  Мищенко  А.  И.,  Шиянов  Е.  Н.  Педагогика.  Уч.  пособие  для студентов  педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998. – 497 с.

37. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.


Приложение

 

Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)

 

Назначение. Изучение вектора интерактивной направленности и личной социализации у современных школьников. 

Инструкция. Вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Вам следует выбрать не тот ответ который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для Вас.

Отвечайте по возможности быстро, так как важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним ответ в буквенной форме.

 Опросник

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив.

в) Отодвину и пройду.

с) Смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело? 

в) Не знаю, как сложатся обстоятельства.

с) Подойду, заговорю непременно.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь в школу.

в) Если попросят о помощи, не откажу.

с) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

4. Ваши соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь.

б) Не вмешиваюсь в чужую жизнь.

с) Если попросят, я, конечно, помогу.

5. Недалеко от дома продают клубнику. Вам мама покупает оставшийся килограмм. Сзади слышится голос бабушки, сожалеющий о том, что не хватило клубники, а так хочется. Как реагируете на голос?

а) Выражаете сожаление, конечно.

в) Оборачиваетесь, предлагаете уступить.

с) Не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.

6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших друзей. Что делаете?

а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами.

в) Ничего, жизнь вообще несправедлива.

с) Вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?

а) Они мои, раз я их нашел.

в) Завтра спрошу, кто потерял.

с) Может быть, возьму себе.

8. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?

а) Неизвестные красоты нашей страны.

в) Экзотические страны.

с) Богатые страны.

9. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет.

в) Ухожу домой, конечно.

с) Присоединюсь к кому-нибудь.

10. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью.

в) Сначала узнаю, сколько было таких случаев.

с) Отказываюсь решительно.

12. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?

а) Забываю про него, вспомню, если скажут.

в) Выполняю, разумеется.

Информация о работе Влияние СМИ на нравственное становление младших школьников