Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 06:35, курсовая работа
Целью исследования является изучение способов формирования нравственности младших школьников под влиянием СМИ.
В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. определить специфику нравственного развития младших школьников; а так же степень влияния СМИ на развитие личности младших школьников;
3. подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления влияния современных СМИ на развитие личности младших школьников;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое видение проблемы формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ……………………………………………………………………………….
1.1 Понятие нравственной устойчивости младших школьников…………….
1.2 Современные СМИ как фактор воспитания младших школьников……..
1.3 Процесс формировании нравственной устойчивости личности младших школьников……………………………………………………………………….
Глава II. Экспериментальное изучение формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ………………………………………………………………………………..
2.1. Программа для родителей и педагогов для организации работы по нравственному воспитанию……………………………………..
2.2. Констатирующий и контрольный эксперимент ……………………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………..
29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическое видение проблемы формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ………………………………………………………………………
1.1 Понятие нравственной устойчивости младших школьников…………….
1.2 Современные СМИ как фактор воспитания младших школьников……..
1.3 Процесс формировании нравственной устойчивости личности младших школьников……………………………………………………
Глава II. Экспериментальное изучение формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ………………………………………………………………………
2.1. Программа для родителей и педагогов для организации работы по нравственному воспитанию……………………………………..
2.2. Констатирующий и контрольный эксперимент ……………………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в безнравственности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[19,67].
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Термин нравственное развитие употребляется, когда речь идет о процессе и результатах динамики поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателями развитие нравственных чувств являются: появившиеся представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и как высший результат – нравственные качества. То есть можно сказать о том, что развитие нравственных чувств нужно рассматривать как процесс саморазвития, понятие и усвоение моральных, нравственных норм.
Большую роль в сфере морали играют нравственные чувства (добро, честь, совесть, справедливость), развитие которых является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представление о явлениях общественной жизни, положительное отношение к ним.
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности,а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал И.Г. Песталоцци[30, c.214].
Целью исследования является изучение способов формирования нравственности младших школьников под влиянием СМИ.
Объектом выступает нравственное воспитание младших школьников.
Предметом исследования является формирование нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ.
На основании определенных цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования:
мы предполагаем, что отношение родителей к современным СМИ и регуляция ими процесса воздействия СМИ в значительной степени влияют на социальное развитие современного младшего школьника:
предпочтения детей в теле - и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы);
влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия; влияние рекламы;
самостоятельность детей в области теле - и видеопросмотра, контроль родителей за просмотром детей.
Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.
В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. определить специфику нравственного развития младших школьников; а так же степень влияния СМИ на развитие личности младших школьников;
3. подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления влияния современных СМИ на развитие личности младших школьников;
4. подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления отношения родителей к современным СМИ, степень осознанности ими влияния СМИ на социальное развитие младших школьников;
5. составить и систематизировать рекомендации для родителей и учителей по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ на развитие личности младших школьников, с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей
Для реализации цели и задач нами были использованы следующие
методы психолого-педагогического исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы: анализ деятельности родителей и учителя по регуляции процесса воздействия СМИ на социальное развитие младших школьников; разработка программы для учителей и родителей для организации работы по нравственному воспитанию;
- статистические методы: обработка данных экспериментальной работы, графическое представление результатов исследования.
Структура работы состоит: из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
I. Теоретическое видение проблемы формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ
1.1 Понятие нравственной устойчивости младших школьников
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию нравственности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). »
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [7, с. 232].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [18, с. 311].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [7, c. 118].
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой» [7, c. 119].
В научной литературе указывается, что нравственность (мораль) появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Нравственность выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, нравственность поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь» [15, с. 184].
А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [8, с. 78].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [14, c. 57].
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно [22, c. 69].
Информация о работе Влияние СМИ на нравственное становление младших школьников