Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 06:35, курсовая работа
Целью исследования является изучение способов формирования нравственности младших школьников под влиянием СМИ.
В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. определить специфику нравственного развития младших школьников; а так же степень влияния СМИ на развитие личности младших школьников;
3. подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления влияния современных СМИ на развитие личности младших школьников;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое видение проблемы формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ……………………………………………………………………………….
1.1 Понятие нравственной устойчивости младших школьников…………….
1.2 Современные СМИ как фактор воспитания младших школьников……..
1.3 Процесс формировании нравственной устойчивости личности младших школьников……………………………………………………………………….
Глава II. Экспериментальное изучение формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ………………………………………………………………………………..
2.1. Программа для родителей и педагогов для организации работы по нравственному воспитанию……………………………………..
2.2. Констатирующий и контрольный эксперимент ……………………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………..
1.3 Процесс формировании нравственной устойчивости личности младших школьников
СМИ играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины — телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% — сериалам, 39% —к эстраде, 33% —лотереям и викторинам, 29%—к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%) [15, c. 316].
Говоря о влиянии на младших школьников средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.
Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой информации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.
Большую роль играют СМИ в развитии младших школьников. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых»[19, c. 212]. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.
Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями [8, с. 56].
Средства трансляции информации создают условия для развития младших школьников, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМИ (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМИ в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.
Основной веткой СМИ в наш век является Интернет. Да, благодаря Интернету мы можем узнавать всю необходимую нам информацию в считанные минуты.
Но не все так идеально как кажется на первый взгляд. Взять только наших детей. Они давно уже забыли, что такое улица и живое общение. Множество детей поглощены интернетом, этаким незримым, но ловким врагом, затягивающим в свои сети. Существует очень множество социальных сетей, которые заменяют нашим детям живое общение. Но это еще половина беды. Ведь куда ни посмотри в Интернете, на какой сайт не зайди постоянно выскакивают порно-картинки, которые просто губят нравственность наших детей, закапывают ее все глубже и глубже.
Часами школьники проводят за ним своё время, где доступна абсолютно любая информация, которая очень слабо отслеживается родителями. В интернете у них своя «другая» жизнь, иногда далеко отличающаяся от реальной. Но абсолютно точно то, что нельзя ограничивать ребенка в Интернете насильно. Этим только увеличивается его желание не «вылезать» из сети. Необходимо заинтересовать ребёнка в совместном времяпровождении: уличных прогулках, играх, чтении классики. Можно отдать ребенка в какую-либо секцию, благодаря чему Вы не только ограничите чадо от ненужной и «грязной» информации, а также поможете ему развивать свой талант.
В принципе влияние СМИ на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого потока информации»: идеи распространяются от СМИ к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует[32, 87].
Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).
СМИ выполняют и рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМИ. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о детях, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность [10, с. 121].
В последнее время набирает силу тенденция превращения СМИ в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключено много миллионов абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
Телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на детей. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, можно отметить что влияние СМИ на формирование нравственности младших школьников оказывает как положительное, так и отрицательное влияние. Полученная детьми информация должна грамотно комментироваться взрослыми(родителями, учителями). А время препровождения за источниками СМИ, и количество получаемой информации должно ограничиваться, а качество проверяться.
Глава II. Экспериментальное изучение формирования нравственной устойчивости личности младших школьников под влиянием современных СМИ
2.1. Программа для родителей и педагогов для организации работы по нравственному воспитанию
Изучив и проанализировав учебно-методическую литературу, а так же проведя эксперимент,
Организуя работу по нравственному воспитанию и учету СМИ, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей.
1. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
2. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
5. Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.
8. Закон культивирования в семье положительных привычек
9. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок.
Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.
3. Психолого-педагогическая диагностика
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
4. Коррекционная работа
Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы.
Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.
В процессе практической работы с детьми учителя используют сюжеты мультфильмов, игрушки в виде персонажей, игры в социальном развитии детей и для создания положительных эмоций. Вместе с тем имеется необходимость в разработке упражнений и игр, которые помогут использовать сюжеты мультфильмов наиболее активно и рационально.
Примерный подбор мультфильмов для совместного просмотра (дома или на занятии в детском саду)
"Три поросенка" - снятие мнимых неадекватных страхов.
" Дудочка и кувшинчик" - о трудолюбии
"Лунтик", "Смешарки" - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, решение различных сложных ситуаций
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди", "Заяц- хваста", "Что такое хорошо - и что такое плохо?" - воспитание нравственных качеств.
Информация о работе Влияние СМИ на нравственное становление младших школьников