Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56

Файлы: 1 файл

соед.курс 1 и 2 часть.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

Для изучения взаимосвязи между физическим воспитанием и особенностями поведения трехлетних детей с ДЦП  составим сводную таблицу 14, в которой отразим результаты двух этапов проведенного исследования.

Таблица 14-Сводная таблица проведенных исследований

 

Имя

Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности)

Наличие цепных установочных рефлексов

Действия руками

Передвижение

Особенности поведения

Катя

50

35

74

19

14

Анна

48

36

72

22

15

Ярослав

44

33

60

26

16

Ярослава

55

37

54

21

14


 

Сопоставляя и анализируя данные из таблицы 14  видно, что результаты проведенной диагностики особенностей поведения у детей не очень отличаются (рис. 2), а так же результаты физического развития так же не имеют значимых отличий (рис.1).

Перед проведением исследовательской работы была выдвинута гипотеза  исследования, что  физическое воспитание не влияет на особенности поведения при кризисе 3- лет у детей с ДЦП.

На основании таблицы 14 проанализируем, ошибочна или нет данная гипотеза. Представим анализ в виде таблицы 15.

Таблица 15-Аналитическая таблица

 

Имя

Действие патологических тонических рефлексов

( место)

Особенности поведения

(баллы) /(место)

Катя

50 /(II)

14 /(III)

Анна

48/( III)

15 /(II)

Ярослав

44/( IV)

16 /(I)

Ярослава

55/ (I)

14/(III)


 

Как видно из  аналитической таблицы 15 максимальное количество баллов по физическому воспитанию набрала Ярослава, но у нее минимальное количество баллов по диагностике поведения. Второе по количеству баллов на первом этапе набрала Катя, по диагностике поведения- третье по количеству баллов место .

Третье по количеству баллов на первом этапе набрала Анна, на втором этапе у нее второе место. И минимальное количество баллов по первой методике набрал Ярослав, по второй методике у него наименьшее количество баллов- 14 баллов. И у Кати по второй методике 14 баллов. Будем считать, что Ярослав и Катя разделили третье место по второй методике.

 Таким образом, выявлено, что ранее высказанная гипотеза не нашла подтверждения, и анализируя ход проведения и результаты констатирующего эксперимента, можно сделать определенные выводы и предложения:

1.Очень важно в момент диагностики и в период коррекции контролировать эмоциональное самочувствие детей, поскольку положительный подход и обращение в непринужденной игровой форме  в процессе обучения способствует возникновению у него элементарных примитивных навыков и умений..

2. Были изучены особенности физического развития и особенностей поведения трехлетних  детей с ДЦП в период кризиса 3-х лет, которые свидетельствуют о следующем:

  • При сравнении показателей физического воспитания  детей не было отмечено большой разницы в развитии. Так же нет большого различия в особенностях поведения детей. Упрямство, как форма негативного проявления проявилась только у одного ребенка в виде длительной эмоциональной реакции. 
  • В целом, у  трехлетних детей с ДЦП  недостаточно развита степень  патологических тонических рефлексов,   которое характеризуется тем, что  у большинства детей  не развито  действие симметричного  и ассиметричного шейного тонического рефлекса. Дети  не могут самостоятельно  управлять головой и руками при гашении асимметричного  тонического рефлекса, не могут осуществлять произвольные движения головой.

Заключение

 

Актуальность подобных исследований  определяется тем, что по статистике в последние годы  количество детей с  ДЦП увеличивается. Очень важно как можно раньше выявить таких детей и произвести коррекцию из развития  с целью формирования у детей  адаптации к жизни общества и формирования положительного  общего  психологического состояния. Методика определения уровня  физического развития  и особенностей поведения детей  с ДЦП в возрасте 3-х лет  является одним из ключевых моментов в коррекции детского развития.

Детям с ДЦП с нарушениями физического воспитания и имеющих отклонения в поведении необходима помощь педагогов и психологов в проведении корректирующих занятий по восстановлению и развитию основных функций.

Необходимо учитывать профессиональную подготовленность педагогов и психологов, их тактика должна быть направлена на полную индивидуализацию обучения. Уровень подготовленности педагогов- психологов должен соответствовать значению поставленной задачи по диагностике и коррекции физического воспитания  и поведения трехлетних детей с ДЦП.

В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены теоретические основы  физического развития, поведения детей в трехлетнем возрасте, в период их возрастного кризиса.

 В первой главе курсовой  работы были раскрыты понятия ДЦП как болезни (признаки, проявления). Рассмотрены теоретические аспекты физического и психологического развития детей среднего дошкольного возраста. Особое внимание уделено особенностям поведения и развития трехлетним детям, у которых диагностировано ДЦП, рассмотрены особенности поведения при кризисе 3- лет у детей с ДЦП.

 Во второй главе проведен  констатирующий эксперимент  по   исследованию влияния физического воспитания на развитие и особенности поведения  трехлетних детей с ДЦП.

Для проведения исследования использованы методические рекомендации  изложенные в следующей литературе:

- программа воспитания и обучения для детей с сочетанными  нарушениями «Солнышко», разработанной А.А Наумовым и Т.Э. Токаевой под  общей редакцией А.А.Наумова;

-  методическое пособие Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной «Практикум по детской психологии».

Базой исследования является группа «Солнышко» Детского сада МАДОУ 196 г.Перми.

Произведена обработка результатов исследования, их анализ. В качестве выводов даны рекомендации по коррекционной работе с детьми данной группы,  в целях их адаптации в обществе. 

В заключении приведены выводы по курсовой работе.

Цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988. – 200 с.
  2. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. – с.32-36.
  3. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980. - № 1. –с.21-25.
  4. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2. – с.19-22.
  5. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003. – 190 с.
  6. Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.- 150 с.
  7. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.- с.33-40.
  8. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982. – 250с.
  9. Крайг Г. Психология развития – 9-е издание – СПб.: Питер, 2010 – 940 с.
  10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 354 с.
  11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. - 250 с.
  12. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991. – 230 с.
  13. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.- с. 15-19.
  14. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3. – с. 21-25.
  15. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003. – 210с.
  16. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1982. - № 4. – с. 35-39.
  17. Наумов А.А., Токаева Т.Э. «Солнышко» /Программа воспитания и  обучения  детей с сочетанными нарушениями. Учебно-методическое пособие/Под общ. ред. Наумова А.А.,; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. –109 с.
  18. Пузанов Б. П., Лапшин В. А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. – 205 с.
  19. Пузанов, Б.П.,Селивёрстов В. И., Шаховская С. Н. ; Под ред. Пузанова Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 140 с.
  20. Сапин М. П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). - М., 1997. – 250 с.
  21. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
  22. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 200 с.
  23. Урунтаева Г.А.,  Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»; под.ред.Г.А.Урунтаевой.-М.:Просвещение «Владос», 1995.-190с.
  24. Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. - СПб.: Стиль, 2005. -159 с.
  25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 2000. – 190 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП