Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа
Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56
- анализ наблюдения: У Кати Рязановой выражены формы негативного проявления – упрямство, каприз, ложь. Негативное проявление содержится в речевых и эмоциональных реакциях, с длительной динамикой. Причины, которые вызвали негативную реакцию - это переутомление, окрики взрослого, страх перед взрослым и боязнь наказания. Реакции сверстников на негативное поведение товарища – любопытство, обращение к взрослому за помощью, равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка - равнодушное отношение, наказание, вмешательство.
Карта №2
-фамилия, имя, дата рождения: Дылдина Анна 11.12.10
-состояние ребенка: ходит с поддержкой за одну руку;
- медицинское заключение: ДЦП, спастическая диплегия средней степени, косоглазие;
- протокол наблюдения представлен в таблице 10
Таблица 11-Протокол наблюдения Дылдиной Анны
фактор |
1 день |
2 день |
3 день |
Форма негативного проявления |
зависть |
проступок |
ложь |
Содержание негативного проявления |
Речевые поведенческие реакции |
эмоциональные, поведенческие реакции |
Речевые поведенческие реакции |
Динамика |
Длительно |
Устойчиво |
Устойчиво |
Причина, вызвавшая негативную реакцию |
страх перед взрослым, боязнь наказания |
недоверие |
негативное поведение сверстника |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища |
активное вмешательство |
равнодушное отношение, |
активное вмешательство, |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка |
использование игрового приема |
равнодушное отношение, |
вмешательство |
-анализ наблюдения: У Дылдиной Анны выражены формы негативного проявления – зависть, поступок, ложь. Содержание негативного проявления – речевые и эмоциональные реакции. Динамика длительно-устойчивая. Причина, вызвавшая негативную реакцию – недоверие, негативное поведение сверстника, страх перед взрослым и боязнь наказания. Реакции сверстников на негативное поведение товарища – активное вмешательство и равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка - равнодушное отношение, использование игрового приема, вмешательство.
Карта №3
-фамилия, имя, дата рождения: Суслов Ярослав 27.03.11;
-состояние ребенка: передвигается без помощи взрослого;
- медицинское заключение: Спастический тетрапарез средней степени,ЗПР,ЗНПР;
- протокол наблюдения представлен в таблице 11
Таблица 11-Протокол наблюдения Суслова Ярослава
фактор |
1 день |
2 день |
3 день |
Форма негативного проявления |
проступок |
упрямство, |
проступок |
Содержание негативного проявления |
Речевые поведенческие реакции |
эмоциональные, поведенческие реакции |
эмоциональные, поведенческие реакции |
Динамика |
Длительно |
Длительно |
Устойчиво |
Причина, вызвавшая негативную реакцию |
неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения |
соматическое заболевание, |
соматическое заболевание, |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища |
обращение к взрослому за помощью |
активное вмешательство, |
равнодушное отношение, |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка |
силовое вмешательство |
использование игрового приема |
использование игрового приема |
-анализ наблюдения: У Суслова Ярослава выражены такие формы негативного проявления, как упрямство, поступок. Содержание негативного проявления – речевые и эмоциональные реакции. Упрямство выражается в виде длительной эмоциональной, поведенческой реакции. Причина, вызвавшая упрямство- соматическое заболевание. В остальных случаях причиной, вызвавшей негативную реакцию является неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, соматическое заболевание. Реакции сверстников на негативное поведение товарища – обращение к взрослому за помощью, вмешательство и равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка - силовое вмешательство, использование игрового приема.
Карта №4
-фамилия, имя, дата рождения: Соловьева Ярослава 28.11.10;
-состояние ребенка: передвигается без помощи взрослого;
- медицинское заключение: Гемипарез средней степени,гидроцефалия;
- протокол наблюдения представлен в таблице 12
Таблица 12 - Протокол наблюдения Соловьевой Ярославы
фактор |
1 день |
2 день |
3 день |
Форма негативного проявления |
проступок |
ложь |
зависть |
Содержание негативного проявления |
Речевые поведенческие реакции |
эмоциональные, поведенческие реакции |
Речевые поведенческие реакции |
Динамика |
Длительно |
Длительно |
Устойчиво |
Причина, вызвавшая негативную реакцию |
недоверие |
переутомление |
насмешки |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища |
равнодушное отношение |
обращение к взрослому с жалобой |
активное вмешательство |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка |
использование игрового приема |
использование игрового приема |
наказание |
- анализ наблюдения: У Соловьева Ярослава выражены формы негативного проявления –поступок, ложь, зависть. Содержание негативного проявления – речевые и эмоциональные реакции. Динамика длительно-устойчивая. Причина, вызвавшая негативную реакцию – недоверие, переутомление, насмешки. Реакции сверстников на негативное поведение товарища – обращение к взрослому за помощью, вмешательство и равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка – наказание и использование игрового приема.
Для анализа физического воспитания испытуемых детей с ДЦП воспользуемся результатами первого этапа исследования, обобщенными в таблице 8, и наглядно изображенными на рисунке 1.
Если произвести сравнение по всем пунктам программы диагностики физического воспитания, то видно следующее:
Катя и Анна набрали одинаковое количество - по 178 баллов, у Ярослава-163 балла, у Ярославы -167 баллов.
Видно, что по разным группам упражнений у детей набрались различное количество баллов. Ни один из детей по всем группам упражнений не набрал лидирующего количества баллов. Это говорит о том, что физическое развитие детей в разных позах и положениях неравномерное.
Если произвести сравнение по группам упражнений, то видно следующее:
- по степени выраженности
- по наличию цепных установочных рефлексов: Ярослава, Катя, Ярослав, Анна;
- по действиям руками: Катя, Анна, Ярослав, Ярослава;
- по передвижению: Ярослав, Анна, Ярослава, Катя.
По результатам второго этапа исследования можно сделать определенные выводы.
Для анализа результаты наблюдения особенностей поведения детей с ДЦП были оценены по трехбалльной системе и занесены в таблицу 13.
Таблица 13- Особенности поведения детей с ДЦП
Показатели активности |
Катя |
Анна |
Ярослав |
Ярослава |
Принятие задачи |
1 |
2 |
3 |
2 |
Настойчивость |
2 |
3 |
3 |
1 |
Включенность |
3 |
2 |
2 |
3 |
Самостоятельность |
2 |
1 |
1 |
2 |
Оценка своего результата |
1 |
2 |
2 |
3 |
Поиск оценки взрослого |
2 |
3 |
3 |
2 |
Отношение к оценке взрослого |
3 |
2 |
2 |
1 |
Всего: |
14 |
15 |
16 |
14 |
Для наглядности результаты исследования особенностей поведения детей с ДЦП представим в виде рисунка 2.
Рисунок 2. Особенности поведения детей с ДЦП
В соответствии с системой оценки активности[23] все дети находятся в категории, которая соответствует третьему уровню активности ( от 14 до 21 балла).
При анализе личностных характеристик в ходе проведения эксперимента, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП