Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56

Файлы: 1 файл

соед.курс 1 и 2 часть.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6

1.1 Характеристика  развития детей  в раннем возрасте………………………..6

1.2 Отличительные  признаки  кризиса 3-х лет…………………………….…..13

1.3 Сущность  и  симптомы детского церебрального паралича……………....16

1.4  Проявление  кризиса 3-х лет у детей с  ДЦП………………………………26

1.5. Особенности  физического воспитания детей  трех лет с ДЦП……...........28

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического

воспитания на   кризис трех  лет у детей с ДЦП……………………………....33

2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33

2.2. Проведение констатирующего  эксперимента…………………………….41

2.3Анализ результатов   констатирующего  эксперимента…………………...48

Заключение……………………………………………………………………….54

Список использованной литературы …………………………………………..56

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.

  Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

Двигательные нарушения у детей с ДЦП обычно выражены слабостью в определенной группе мышц, из-за чего нарушена походка, движение руками или, например, запрокидывается шея. Также возможны так называемые гиперкинезы - резкие стереотипные движения в руках, ногах, мимический мускулатуре, которые с трудом контролируются больным. В ряде случаев при детском церебральном параличе возможно нарушение интеллектуального развития и речи.

Переход от раннего детства к так называемому дошкольному детству получил название кризиса трех лет — это переломный момент в жизни ребёнка. Сроки возникновения такого кризиса обычно приходятся на конец третьего — начало четвертого года жизни.  Этот кризис связан с развитием самосознания, обретением самостоятельности и автономности.

Так как дети с детским церебральным параличом имеют весьма существенные особенности, отличные от нормы, кризис трёх лет у данной категории детей также должен протекать своеобразно.

Актуальность данной курсовой работы определяется большим количеством детей с данной группой нарушений и необходимостью проведения с ними коррекционной работы.

Цель курсовой работы - исследовать влияние физического воспитания на развитие кризиса 3-х лет у детей с ДЦП.

Объект практического исследования – трехлетние дети в кризисном периоде с ДЦП.

Предмет практического исследования  - влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

Гипотеза исследования - физическое воспитание не влияет на особенности поведения при кризисе 3- лет у детей с ДЦП.

 Для достижения цели в  данной курсовой работе поставлены  следующие задачи:

1. Дать общую характеристику  детям трехлетнего возраста, рассмотреть их  физические и психологические возрастные особенности.

2. Рассмотреть теоретические основы  детского церебрального паралича, его воздействие на детский организм.

3. Рассмотреть совокупное влияние  кризиса трех лет и ДЦП на  организм ребенка.

4. Провести практическое исследование влияния физического воспитания на развитие кризиса трех лет детей с ДЦП.

5. Произвести  обработку и анализ  результатов практического исследования.

6. Дать рекомендации по проведению  коррекционной работы с детьми в возрасте трех лет с ДЦП.

Базой исследования является группа «Солнышко» Детского сада МАДОУ 196 г.Перми.

Для решения поставленных задач в первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты  возрастных особенностей детей 3-х лет, характерные признаки поведения и развития детей в данном возрасте; признаки и последствия детского церебрального паралича, его воздействия на организм ребенка; последствия совокупного влияния  ДЦП и возрастных особенностей трехлетних детей, находящихся в критическом периоде.

Во второй главе проведен констатирующий эксперимент  по   исследованию влияния физического воспитания на развитие и особенности поведения трехлетних детей с ДЦП. Для проведения исследования использованы методические рекомендации  изложенные в Программе воспитания и обучения для детей с сочетанными  нарушениями «Солнышко», разработанной А.А Наумовым. и Т.Э. Токаевой под  общей редакцией А.А.Наумова и  методическое пособие Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной «Практикум по детской психологии».

Произведена обработка результатов исследования, их анализ. В качестве выводов даны рекомендации по коррекционной работе с детьми данной группы, в целях их адаптации в обществе. 

В заключении приведены выводы по курсовой работе.

Для проведения исследовательской работы были использованы   25 литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет

1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте

 

Детский период с 2 до 6 лет характеризуется быстрым физическим  и психологическим развитием.

Психологическое развитие объясняется тем, что происходящее в этот период быстрое развитие мозга ведет к расширению когнитивных возможностей ребенка и к усовершенствованию грубой и мелкой моторики.

Физическое развитие характеризуется  изменениями в организме ребенка, и визуальными в том числе. Быстрое удлинение нижней части тела начинается с наступления раннего детства. В это время дети утрачивают в значительной степени ту пухлость тела, которую принято связывать с младенчеством. Вместе с изменениями пропорций тела у ребенка в возрасте от 2 до 6 лет происходит и быстрое увеличение роста и массы тела. В течение этого периода здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте — 8 см. Однако, как и в случае с другими аспектами физического развития, важно помнить, что в целом они сильно различаются по темпам роста, по количеству добавляемых граммов и сантиметров в течение раннего детства. Родителям не следует пытаться «ускорить» рост своих детей, переводя их на усиленное питание, заставляя чрезмерно заниматься физическими упражнениями.

Центр тяжести у ребенка расположен выше, чем у взрослого; на верхнюю половину тела у него приходится большая часть веса. В силу названной причины маленьким детям сложнее управлять движениями своего тела. Они быстрее теряют равновесие, им трудно остановиться на бегу и не упасть. Затруднение вызывает попытка, не падая поймать большой мяч, помешать отобрать его. По мере того как меняется телосложение ребенка, центр тяжести постепенно опускается в область таза[9].

Развитие костной системы детей сопровождается ростом их физической силы. Кости развиваются и делаются твердыми благодаря процессу оссификации, начинающемуся еще до рождения и превращающему мягкие ткани или хрящи в кости. Скелетный возраст, определяемый тем, в какой стадии созревания находятся кости, оценивается, как правило, с помощью рентгеновского снимка костей кисти. Рентгеновские снимки показывают степень оссификации, или зрелости, костей.

Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. [9]. Таким образом, развитие мозга ребенка способствует осуществлению более сложных процессов обучения, разрешения проблем и употребления языка; в свою очередь, перцептивная и моторная деятельность вносят свой вклад в создание и укрепление межнейронных связей и развитие мозговых структур.

Развитие нервной  системы ребенка начинается еще в эмбриональном и фетальном периодах и практически завершается к моменту родов. Интенсивное развитие мозга является временем значительной пластичности или гибкости, на протяжении которого ребенок гораздо быстрее и с большей вероятностью может восстановиться в случае повреждения мозга, чем в старшем возрасте; мозг  взрослого не обладает свойством пластичности.

В то же время специализация, происходящая в результате уникального опыта каждого ребенка, повышает количество синапсов некоторых нейронов и уничтожает, или «купирует» синапсы других. Как объясняют Элисон Гопник и ее коллеги [9], нейроны в мозге новорожденного в среднем имеют примерно по 2500 синапсов, а к возрасту 2-3 лет их число у каждого нейрона достигает максимального уровня — 15 000, что, в свою очередь, гораздо больше, чем это характерно для мозга взрослого человека. В дальнейшем число синапсов в мозге не увеличивается, а создаются множество связей, которые возникают и уничтожаются по мере необходимости.. Синапсы, которые несут наибольшее количество сообщений, становятся сильнее и выживают, тогда как слабые синаптические связи обрываются. Поверхность мозга, или церебральная кора, разделяется на два полушария - правое и левое. Каждое полушарие имеет свою специализацию в области обработки информации и управления поведением; это явление получило название латерализации.

В 60-е годы XX века Роджер Сперри с коллегами подтвердили наличие латерализации, проводя изучения последствий хирургических операций, направленных на лечение людей, страдающих эпилептическими припадками. Ученые обнаружили, что рассечение нервной ткани, соединяющей два полушария, может существенно снизить частоту припадков, оставляя при этом нетронутыми большинство способностей, необходимых для повседневного функционирования. Однако левое и правое полушария человека оказываются во многом независимыми и не могут устанавливать связь друг с другом. [9].

Левое полушарие мозга контролирует моторное поведение правой стороны тела, а правое — левой стороны. В некоторых аспектах функционирования одно полушарие может быть более активным, чем другое.

Наблюдая за тем, как и в какой последовательности дети проявляют свои навыки и умения, мы замечаем, что развитие полушарий мозга происходит несинхронно. Например, лингвистические способности очень быстро развиваются в период с 3 до 6 лет, и левое полушарие большинства детей, отвечающее за них, ускоренно растет именно в это время. Созревание правого полушария в раннем детстве, напротив, идет более медленными темпами и несколько ускоряется в течение среднего детства (8-10 лет). Специализация полушарий головного мозга продолжается в течение всего периода детства и завершается в подростковом возрасте.

Вместе с развитием мозга развивается и познавательная сфера. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Предметная деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам.

В процессе деятельности ребёнок соотносит наиболее важные свойства предмета с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.

По Гальперину, первая стадия «целенаправленных проб» характеризуется тем, что ребенок варьирует свои действия, исходя из свойств самого этого предмета. На второй стадии  «подстерегания» дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия — это этап «объективной регуляции». На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия, исходя из тех объективных условий, в которых это действие приходится выполнять. 

Кроме того, в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа. 

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование восприятия. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация и некоторыми другими. 

Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП