Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56

Файлы: 1 файл

соед.курс 1 и 2 часть.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Кроме того, в 7-8 лет дети обычно осознают свой дефект, что также может приводить к личностным изменениям [4].

Рассмотрев особенности детей с детским церебральным параличом, можно сделать вывод о том, что данная категория детей по сравнению с нормой развивается, во-первых, медленнее, а, во-вторых, с большим количеством проблем. Дети с детским церебральным параличом имеют трудности в передвижении, грубой и мелкой моторике. Часто это сопровождается нарушениями речи, задержкой психического развития. Такие дети астеничны, быстро утомляются. У детей с детским церебральным параличом появляются отклонения как познавательной, так и в эмоционально-волевой сфере. Страдают внимание, восприятие, память, нарушена схема тела. Кроме того, детский церебральный паралич может приводить к побочным заболеваниям, лечение его затруднено. Поэтому кризис трёх лет у детей этой категории может проходить болезненнее и несколько иначе, чем у группы нормы.

 

1.4 Проявление  кризиса 3-х лет у детей с ДЦП

 

Проблема кризиса трёх лет у детей, страдающих детским церебральным параличом, пока остаётся недостаточно изученной. Но, исходя из того, что развитие этой категории детей замедленно относительно нормы, можно предположить, что кризис выделения собственного «Я» будет происходить у них позже. Самосознание связано, в том числе, и с осознанием границ собственного тела, которое у детей с детским церебральным параличом зачастую оказывается нарушенным вследствие нарушения восприятия и двигательной активности.

Кризис трёх лет также связан с самостоятельным решением задач, что может быть затруднено в силу повышенной истощаемостью и утомляемостью внимания, пониженной работоспособности. Нарушение избирательности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания также усугубляют этот процесс.

Восприятие, помимо осознания границ тела, влияет так же, как внимание, на эффективность решения задач. Постоянные неудачи без должной поддержки со стороны взрослых могут привести к понижению самооценки, формирующейся как раз в этот период.

Недостатки памяти и запаздывание в развитии наглядно-действенного мышления, также снижают эффективность деятельности ребёнка.

У детей с детским церебральным параличом часто проявляется беспокойство, суетливость, расторможенность, раздражительность, упрямство. Эффекты кризиса трёх лет, накладываясь на эти свойства, могут вызвать усугубление существующей задержки психического развития по инфантильному типу, что приведёт к повышению конфликтности отношений с родителями.

Такие эффекты кризиса трёх лет как обесценивание, негативизм,  упрямство, своеволие и др. могут привести к трудностям в коррекции и адаптации ребёнка, что в свою очередь может привести к возникновению ещё больших проблем.

Родители ребёнка с ДЦП в силу наличия у него дефекта находятся в стрессогенной ситуации, а конфликты, связанные с кризисом, могут её усугубить, влияя тем самым на отношения родителей и ребёнка.

Кризис трёх лет напрямую связан с обретением относительной самостоятельности и автономности. Нарушения двигательной активности детей с детским церебральным параличом должны приводить к трудностям в данном вопросе, так как потребность в самостоятельности может опережать физические возможности самого ребёнка.

Также, со стороны ребёнка могут проявляться деспотизм или ревность по отношению к другим детям. В силу наличия патологии эти эффекты могут протекать болезненнее, чем в норме, и привести к более серьёзным последствиям.

Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент отношений родителей и ребёнка и в будущих кризисах. Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.

Кроме того, конструктивное или деструктивное разрешение кризиса может повлиять на отношение ребёнка к своему дефекту и, в будущем, привести к достаточно серьёзным изменениям личности.

 

1.5. Особенности физического  воспитания детей трех лет  с ДЦП

 

 Физическое воспитание является  важной частью общей системы  обучения, воспитания и лечения  детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания  этих детей рассмотрены в работах  М. В. Ииполитовой, Р. Д. Бабенковой, В. А. Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов.

Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В связи с этим физическое воспитание детей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни. При начале специальных занятий в первые месяцы и годы жизни ребенка можно в значительной степени исправить имеющиеся двигательные нарушения и предупредить формирование патологических двигательных стереотипов. Развитие движений представляет большие сложности при ДЦП, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению.

Моторное развитие при ДЦП не просто замедлено, но и качественно нарушено на каждом этапе. В основе физического воспитания этих детей лежит онтогенетически последовательная стимуляция моторного развития с учетом качественных специфических нарушений, характерных для разных клинических форм заболевания. Поэтому развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом индивидуальных основных двигательных функций. В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование контроля над  положением головы и ее движениями.

2. Обучение разгибанию верхней  части туловища.

3. Тренировка опорной функции  рук (опора на предплечья и кисти) .

4. Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на  живот и с живота на спину) .

5. Формирование функции сидения  и самостоятельного присаживания.

6. Обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания  в этом положении.

7. Обучение вставанию на колени, затем на ноги.

8. Развитие возможности удержания  вертикальной позы и ходьбы  с поддержкой.

9. Стимуляция самостоятельной ходьбы  и коррекция ее нарушений.

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Это связано с тем, что при ДЦП у детей наблюдаются патологические изменения мышечного тонуса, из-за чего многие статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимости от формы заболевания и возраста.

Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка. На начальных этапах развития общей моторики все мероприятия направлены на воспитание задержанных стато-кинетических рефлексов и устранение влияния тонических рефлексов, а затем на развитие возможностей активных движений.

Наряду с лечебной физкультурой при ДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Классический лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация.

Особое внимание в занятиях ЛФК уделяется тем двигательным навыкам, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего — обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание. Тренируемые навыки и умения целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. Для этого во время занятий и особенно дома нужно отрабатывать «функциональные ситуации» —раздевание, одевание, умывание, кормление.

При стимуляции двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений.

При развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом) , тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж) , проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами) , температурных (локально использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры) . При выполнении движений широко используются также звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, Особенно при наличии насильственных движений, полезно проводин ь под музыку. Важное значение играет четкая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь. На всех занятиях у ребенка нужно формировать способность воспринимать позы и направление движений, а также восприятие предметов на ощупь (стереогноз) . Большое значение имеет развитие ощущений частей тела.

Под влиянием массажа и ЛФК уменьшается степень выраженности двигательных синдромов: нормализуется мышечный тонус, стабилизируются позы и положения конечностей, уменьшаются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является важным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций.

Только под влиянием лечебной гимнастики и массажа в мышцах ребенка возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только свои неправильные позы и движения.

Важной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма — питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма. Без этого организм ребенка зачастую оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений nq развитию движений.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с детским церебральным параличом является развитие и нормализация движений.

Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП