Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа
Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
  Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика  развития детей  в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные  признаки  кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность  и  симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4  Проявление  кризиса 3-х лет у детей с  ДЦП………………………………26
1.5. Особенности  физического воспитания детей  трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на   кризис трех  лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего  эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов   констатирующего  эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при детском церебральном параличе лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:
Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.
В физическом воспитании детей с детским церебральным параличом широко используются плавание, лечебный массаж, лечебные ванны и пр.
Вывод: Физическое воспитание детей с детским церебральным параличом приводит как к развитию двигательных навыков – грубой и мелкой моторики, осанки – так и к психическому развитию ребёнка. Обретая большую самостоятельность и независимость при обучении правильному движению, ребёнок будет не так болезненно переживать кризис трёх лет. Кроме того, физическое воспитание может устранить эффект выученной беспомощности. Благодаря успехам физического воспитания будет повышаться и самооценка ребёнка. Кроме того, оно будет содействовать лучшему взаимодействию ребёнка с взрослыми.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП
2.1 Цель, задачи, методы исследования
Одним из первоначальных этапов по коррекционной работе трехлетних детей с ДЦП является диагностика и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
На сегодняшний день существует немало методологических разработок в этой области.
При экспериментальном исследовании были использованы методики:
- программа воспитания и обучения для детей с сочетанными нарушениями «Солнышко», разработанная А.А Наумовым. и Т.Э. Токаевой под общей редакцией А.А.Наумова;
- методика "Изучение негативных личностных проявлений" Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной в работе "Практикум по детской психологии".
Использованные методики предназначены для диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата; для изучения формы, содержания, причин, динамики и особенностей личностных негативных проявлений ребенка.
Для достижения поставленной цели в рамках выполнения данной курсовой работы было проведено экспериментальное исследование с участием детей 3 лет МАДОУ « Детский сад № 196» г.Перми. В эксперименте приняли участие четверо детей.
Дети посещают среднюю группу детского сада.
Цель программы экспериментального изучения - выявление влияния физического воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП.
Задачами экспериментального исследования являются:
1. изучить анамнестические данные и карты детей;
2. провести обследование 
влияние физического 
4.обработать полученные результаты;
5.провести качественный 
и количественный анализ резуль
Перед проведением исследования выдвигается гипотеза, что физическое воспитание не влияет на особенности поведения при кризисе трех лет у детей с ДЦП.
До начала проведения эксперимента была проведена работа по изучению сведений о детях. Для этого беседовали с воспитателями, врачами, анализировали анамнестические данные и медицинские карты детей , которые имеются в детском саду.
 В результате этой 
работы были получены 
Таблица 1 - Сведения о детях, участвующих в эксперименте.
№ п/п  | 
  Фамилия, имя ребенка  | 
  Дата рождения  | 
  Медицинское заключение (диагноз)  | 
  Состояние ребенка  | 
1  | 
  Катя Рязанова  | 
  11.03.11  | 
  Спастический тетрапарез тяжелой степени, контрактуры ТБС, косоглазие  | 
  Перемещается в вертикальном положении с помощью ходунков. Самостоятельно только ползком  | 
2  | 
  Дылдина Анна  | 
  11.12.10  | 
  ДЦП,спастическая диплегия средней степени, косоглазие.  | 
  Ходит, с поддержкой за одну руку  | 
3  | 
  Суслов Ярослав  | 
  27.03.11  | 
  Спастический тетрапарез средней степени,ЗПР,ЗНПР  | 
  Передвигается без помощи взрослого.  | 
4  | 
  Соловьева Ярослава  | 
  28.11.10  | 
  Гемипарез средней степени,гидроцефалия.  | 
  Передвигается без помощи взрослого.  | 
Экспериментальная программа была реализована путем проведения двух этапов исследования.
На первом этапе исследования проведен констатирующий эксперимент в виде изучения уровня физического развития детей с использованием программы воспитания и обучения для детей с сочетанными нарушениями «Солнышко», разработанной А.А Наумовым. и Т.Э. Токаевой.
На втором этапе проведена диагностика упрямства у трехлетних детей с ДЦП по методике "Изучение негативных личностных проявлений" Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной. После проведения экспериментальной части произведена математическая обработка и анализ результатов исследования
Рассмотрим использованные в исследовании методики.
По программе «Солнышко» А.А Наумова и Т.Э. Токаевой диагностика представляет собой изучение двигательного статуса ребенка, его двигательных умений, действие и степень выраженности патологических тонических рефлексов, патологических установок, степень развития навыков самообслуживания. Для оценки двигательных возможностей ребенку предлагается выполнить ряд упражнений. В зависимости от тяжести заболевания позы и положения тела для выполнения упражнений подбираются индивидуально [17].
Результаты наблюдений заносятся в таблицу диагностики (таблица 2), в которой отражены все диагностические пункты программы «Солнышко».
Таблица 2- Диагностика физического воспитания
Баллы  | ||||
содержание  | 
  Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | 
Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности)  | ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на животе  | 
  ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса при вертикализации  | 
  ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе  | 
  ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации  | 
  ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе  | 
  ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации  | 
  ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  ||||
Умение осуществлять произвольные движения головой  | 
  ||||
Умение осуществлять управление деятельностью рук через произвольные движения головой  | 
  ||||
Управляет головой самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса  | 
  ||||
Управляет головой и руками самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса  | 
  ||||
содержание  | 
  Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | 
Наличие цепных установочных рефлексов  | ||||
Удерживает голову в положении лежа на животе  | 
  ||||
Удерживает голову и приподнимает верхнюю часть груди в положении лежа на животе с опорой на руки согнутые в локтях  | 
  ||||
Удерживает голову и приподнимает грудь в положении лежа на животе с опорой на выпрямленные руки.  | 
  ||||
Стоит на четвереньках  | 
  ||||
Встает на четвереньки из положения «лежа на животе»  | 
  ||||
Стоит на четвереньках опираясь на три точки опоры  | 
  ||||
Сидит на коленях  | 
  ||||
Ребенок стоит на коленях при опоре двумя руками на предмет поставленный перед ним  | 
  ||||
Ребенок стоит на коленях при опоре одной на предмет поставленный перед ним  | 
  ||||
Стоит на коленях без поддержки  | 
  ||||
Ребенок стоит на ногах при опоре на предмет, поставленный перед ним  | 
  ||||
содержание  | 
  Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | 
Действия руками  | 
  ||||
Протягивает руку к предмету.  | 
  ||||
Производит самостоятельно некоторые изолированные движения руками  | 
  ||||
Производит целенаправленные движения руками по просьбе взрослого  | 
  ||||
Производит результативные произвольные движения руками по просьбе взрослого  | 
  ||||
Удерживает предмет положенный ему в руку  | 
  ||||
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку.  | 
  ||||
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку по просьбе взрослого  | 
  ||||
Производит требуемые произвольные действия с предметом вложенным ему в руку в подвижной игре  | 
  ||||
Может самостоятельно взять предмет находящийся рядом с рукой  | 
  ||||
Может самостоятельно дотянуться до предмета и взять его  | 
  ||||
Может произвольно выпустить предмет из руки  | 
  ||||
Может произвольно выпустить предмет из руки по просьбе взрослого  | 
  ||||
Может бросить предмет  | 
  ||||
Может бросить предмет по просьбе взрослого  | 
  ||||
Может бросить предмет в заданном направлении  | 
  ||||
Может бросать предметы в игре  | 
  ||||
Осуществление поворотов  | 
  ||||
Поворачивается на бок из положения «лежа на спине»  | 
  ||||
Поворачивается на бок из положения «лежа на животе»  | 
  ||||
Переворачивается на живот из положения «лежа на спине»  | 
  ||||
Переворачивается на спину из положения «лежа на животе»  | 
  ||||
Из положения «лежа на спине» переворачивается на живот, а затем обратно на спину  | 
  ||||
содержание  | 
  Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | 
Передвижение  | 
  ||||
Ползает адаптивным способом  | 
  ||||
Ползет способом «по-пластунски»  | 
  ||||
Ползает на четвереньках  | 
  ||||
Передвигается в ходунках  | 
  ||||
Передвигается в кресло-коляске  | 
  ||||
Передвигается в другом вспомогательном средстве  | 
  ||||
В период проведения эксперимента производится наблюдение и балльная оценка физического развития детей с ДЦП по следующим параметрам:
- 0 баллов выставляется, если у ребенка наблюдается полное отсутствие выполнения упражнения, и нет мотивации к его освоению;
-1 балл ставится, если упражнение ребенком не выполняется, однако у ребенка достаточно мотивации для его выполнения;
-2 балла ставится, когда ребенок мотивирован на выполнение упражнения, однако оно осуществляется при значительной помощи со стороны взрослого;
-3 балла выставляется при выполнении упражнения в партнёрстве с взрослыми, при этом взрослый выполняет заместительную функцию при физической невозможности ребенком исполнить ключевое действие;
-4 балла выставляется , когда выполнение упражнения осуществляется при незначительной помощи со стороны взрослого;
-5 баллов ставится, если двигательная программа упражнения усвоена, однако перенос его в новые условия затруднён в связи с низким уровнем сформированности общеинтеллектуальных умений.
-6 баллов ставится при полной сформированности требуемого упражнения и его осознанного использования в различных условиях[17].
Затем полученные результаты заносятся в сводную таблицу. По результатам производится анализ и дается характеристика степени физического воспитания каждого ребенка.
При исследовании особенностей поведения у трехлетних детей с ДЦП по методике "Изучение негативных личностных проявлений" Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной производится «фотографическая» запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере у испытуемых детей в течение 3 дней.
Результаты наблюдений особенностей поведения детей в течении трех дней заносятся в протокол наблюдений , в котором отражены факторы особенностей поведения ребенка по следующим параметрам:
Оценка особенностей поведения детей производится с использованием балльной системы следующим образом:
- при максимальной выраженности дается 3 балла;
- при средней - 2 балла;
- при низкой — 1 балл.
По заполненным протоколам наблюдений и с учетом оценки поведения детей составляется таблица 3, в которой отражены показатели активности детей. Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам:
1) связь ребенка с предметным 
миром отражает ценность 
2) связь ребенка с взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.
 С учетом набранных баллов 
оценивается уровень 
Таблица 3-Особенности поведения детей.
Показатели активности  | 
  Оценка активности детей разного возраста (в условных баллах)  | ||
2 г. 6 мес -2 г. 10 мес.  | 
  2 г. 10 мес -3 г. 2 мес.  | 
  3 г. 2 мес. -3 г. 6 мес.  | |
Принятие задачи  | 
  |||
Настойчивость  | 
  |||
Включенность  | 
  |||
Самостоятельность  | 
  |||
Оценка своего результата  | 
  |||
Поиск оценки взрослого  | 
  |||
Отношение к оценке взрослого  | 
  |||
По полученным результатам делается вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений ребенка.
Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП