Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56

Файлы: 1 файл

соед.курс 1 и 2 часть.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при детском церебральном параличе лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи: 

  1. Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. 
  2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. 
  3. Развитие зрительно-моторной координации. 
  4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений. 
  5. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа. 

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. 

В физическом воспитании детей с детским церебральным параличом широко используются плавание, лечебный массаж, лечебные ванны и пр.

Вывод: Физическое воспитание детей с детским церебральным параличом приводит как к развитию двигательных навыков – грубой и мелкой моторики, осанки – так и к психическому развитию ребёнка. Обретая большую самостоятельность и независимость при обучении правильному движению, ребёнок будет не так болезненно переживать кризис трёх лет. Кроме того, физическое воспитание может устранить эффект выученной беспомощности. Благодаря успехам физического воспитания будет повышаться и самооценка ребёнка. Кроме того, оно будет содействовать лучшему взаимодействию ребёнка с взрослыми.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

2.1 Цель, задачи, методы исследования

 

Одним из первоначальных этапов по  коррекционной  работе   трехлетних детей с ДЦП является   диагностика  и  реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

На сегодняшний день существует немало  методологических разработок в этой области.

При экспериментальном исследовании были использованы методики:

- программа воспитания и обучения для детей с сочетанными  нарушениями «Солнышко», разработанная А.А Наумовым. и Т.Э. Токаевой под  общей редакцией А.А.Наумова;

- методика "Изучение негативных личностных проявлений"    Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной в работе "Практикум по детской психологии".

Использованные  методики  предназначены для диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата; для изучения формы, содержания, причин, динамики и особенностей личностных негативных проявлений ребенка.

Для достижения поставленной цели   в рамках выполнения  данной курсовой  работы было проведено экспериментальное исследование с участием  детей 3 лет МАДОУ  « Детский сад № 196» г.Перми. В эксперименте приняли участие  четверо   детей.

 Дети посещают среднюю   группу детского сада.

Цель программы экспериментального изучения -   выявление влияния физического воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП. 

Задачами  экспериментального исследования являются:

1.  изучить анамнестические  данные и  карты детей;

2. провести обследование  влияние физического воспитания  на кризис трех лет у детей  с ДЦП

4.обработать полученные  результаты;

5.провести качественный  и количественный анализ результатов;

Перед проведением исследования выдвигается  гипотеза, что физическое воспитание не влияет на особенности поведения при кризисе трех лет у детей с ДЦП.

До начала проведения эксперимента была проведена работа по  изучению сведений о детях. Для этого беседовали  с  воспитателями, врачами, анализировали  анамнестические данные и медицинские карты детей , которые имеются в детском саду.

 В результате этой  работы были получены следующие  данные, которые представлены в  таблице 1.

Таблица 1 - Сведения о детях, участвующих в эксперименте.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Медицинское заключение (диагноз)

Состояние ребенка

1

Катя Рязанова

11.03.11

Спастический тетрапарез  тяжелой степени, контрактуры ТБС, косоглазие

Перемещается   в вертикальном положении с помощью ходунков. Самостоятельно только ползком

2

Дылдина Анна

11.12.10

ДЦП,спастическая диплегия средней степени, косоглазие.

Ходит,  с поддержкой за одну руку

3

Суслов Ярослав

27.03.11

Спастический тетрапарез средней степени,ЗПР,ЗНПР

Передвигается без помощи взрослого.

4

Соловьева Ярослава

28.11.10

Гемипарез средней степени,гидроцефалия.

Передвигается без помощи взрослого.


Экспериментальная программа  была реализована путем проведения двух этапов исследования.

На первом этапе  исследования проведен констатирующий эксперимент  в виде   изучения уровня  физического развития  детей с использованием программы воспитания и обучения для детей с сочетанными  нарушениями «Солнышко», разработанной А.А Наумовым. и Т.Э. Токаевой.  

На  втором этапе проведена диагностика упрямства у трехлетних детей с ДЦП по  методике "Изучение негативных личностных проявлений"    Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной. После проведения экспериментальной части произведена математическая обработка и анализ результатов исследования

Рассмотрим использованные в  исследовании методики.

По программе «Солнышко» А.А Наумова и Т.Э. Токаевой диагностика представляет собой изучение двигательного статуса ребенка, его двигательных умений, действие и степень выраженности патологических тонических рефлексов, патологических установок, степень развития навыков самообслуживания. Для оценки двигательных возможностей   ребенку предлагается выполнить ряд упражнений. В зависимости от тяжести заболевания позы и положения тела для выполнения упражнений подбираются индивидуально [17].

Результаты наблюдений заносятся в таблицу диагностики (таблица 2), в которой отражены все диагностические  пункты программы «Солнышко».

 

Таблица 2- Диагностика физического воспитания

 

Баллы

содержание

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности)

Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на спине

       

Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на животе

       

Действие лабиринтного тонического рефлекса при вертикализации

       

Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине

       

Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе

       

Действие симметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации

       

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине

       

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе

       

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации

       

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине

       

Умение осуществлять произвольные движения головой

       

Умение осуществлять управление деятельностью рук через произвольные движения головой

       

Управляет головой самостоятельно при гашении асимметричного  тонического рефлекса

       

Управляет головой и руками самостоятельно при гашении асимметричного  тонического рефлекса

       

содержание

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Наличие цепных установочных рефлексов

Удерживает голову в положении лежа на животе

       

Удерживает голову и приподнимает верхнюю часть груди в положении лежа на животе с опорой на руки согнутые в локтях

       

Удерживает голову и приподнимает грудь в положении лежа на животе с опорой на выпрямленные руки.

       

Стоит на четвереньках

       

Встает на четвереньки из положения «лежа на животе»

       

Стоит на четвереньках опираясь на три точки опоры

       

 Сидит на коленях 

       

Ребенок стоит на коленях при опоре двумя руками на предмет поставленный перед ним

       

Ребенок стоит на коленях при опоре одной на предмет поставленный перед ним

       

Стоит на коленях без поддержки

       

 Ребенок стоит на ногах при  опоре на предмет, поставленный  перед ним

       

содержание

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Действия руками

       

Протягивает руку к предмету.

       

Производит самостоятельно некоторые  изолированные движения руками

       

Производит целенаправленные движения руками по просьбе взрослого

       

Производит результативные произвольные движения руками по просьбе взрослого

       

Удерживает предмет положенный ему в руку

       

Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку.

       

Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку по просьбе взрослого

       

Производит требуемые произвольные действия с предметом вложенным ему в руку в подвижной игре

       

Может самостоятельно взять предмет находящийся рядом с рукой

       

Может самостоятельно дотянуться до предмета и взять его

       

Может произвольно выпустить предмет из руки

       

Может произвольно выпустить предмет из руки по просьбе взрослого

       

Может бросить предмет

       

Может бросить предмет по просьбе взрослого

       

Может бросить предмет в заданном направлении

       

Может бросать предметы в игре

       

Осуществление поворотов

       

Поворачивается на бок из положения «лежа на спине»

       

Поворачивается на бок  из положения «лежа на животе»

       

Переворачивается на живот из положения «лежа на спине»

       

Переворачивается  на спину из положения «лежа на животе»

       

Из положения «лежа на спине» переворачивается на живот, а затем обратно на спину

       

содержание

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Передвижение

       

Ползает адаптивным способом

       

Ползет способом «по-пластунски»

       

Ползает на четвереньках

       

Передвигается в ходунках

       

Передвигается в кресло-коляске

       

Передвигается в другом вспомогательном средстве

       
         



 

В период  проведения эксперимента производится наблюдение и балльная оценка физического развития детей с ДЦП по следующим параметрам:

- 0 баллов выставляется, если у ребенка наблюдается полное отсутствие выполнения упражнения, и нет мотивации к его освоению;

-1 балл ставится, если упражнение ребенком не выполняется, однако у ребенка достаточно мотивации для  его выполнения;

-2 балла ставится, когда ребенок мотивирован на выполнение упражнения, однако оно осуществляется при значительной помощи со стороны взрослого;

-3 балла выставляется при выполнении упражнения в партнёрстве с взрослыми, при этом взрослый выполняет заместительную функцию при физической невозможности ребенком исполнить ключевое действие;

-4 балла выставляется , когда выполнение упражнения осуществляется  при незначительной помощи со стороны взрослого;

-5 баллов ставится, если двигательная программа упражнения усвоена, однако перенос его в новые условия затруднён в связи с низким уровнем сформированности общеинтеллектуальных умений.

-6 баллов ставится при полной сформированности требуемого упражнения  и его осознанного использования в различных условиях[17].

Затем полученные результаты заносятся в сводную таблицу. По результатам производится анализ и дается характеристика степени физического воспитания каждого ребенка.

При исследовании  особенностей поведения у трехлетних детей с ДЦП по  методике "Изучение негативных личностных проявлений"    Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной производится «фотографическая» запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере у испытуемых детей в течение 3 дней.

Результаты наблюдений особенностей поведения детей в течении трех дней   заносятся в протокол наблюдений , в котором отражены факторы особенностей поведения ребенка по следующим параметрам:

  1. Форма негативного проявления. Включает: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т.д.
  2. Содержание негативного проявления, то есть, какие речевые, эмоциональные, поведенческие реакции наблюдались.
  3. Динамика, насколько длительно, устойчиво протекает процесс.
  4. Причина, вызвавшая негативную реакцию. К этим причинам можно отнести: неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, страх перед взрослым, боязнь наказания, неправильная организация жизни детей, недоверие, насмешки, окрики взрослого, соматическое заболевание, переутомление, негативное поведение сверстника и т.д.
  5. Реакции сверстников на негативное поведение товарища: равнодушное отношение, любопытство, активное вмешательство, обращение к взрослому за помощью, с жалобой и т.д.
  6. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка: равнодушное отношение, силовое вмешательство, окрик, наказание, использование игрового приема и т.д [23].

Оценка особенностей поведения детей производится с использованием  балльной системы следующим образом:

- при максимальной выраженности дается 3 балла;

- при средней - 2 балла;

- при низкой — 1 балл.

По заполненным протоколам наблюдений и с учетом оценки поведения детей составляется таблица 3, в которой отражены показатели активности детей. Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам:

1) связь ребенка с предметным  миром отражает ценность достижений  в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности;

2) связь ребенка с взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

 С учетом набранных баллов  оценивается уровень проявления  активности.   I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл [23].

Таблица 3-Особенности поведения детей.

 

Показатели активности

Оценка       активности       детей разного  возраста  (в  условных баллах)

2 г. 6 мес -2   г.    10 мес.

2    г.     10 мес   -3 г. 2 мес.

3 г. 2 мес. -3     г.     6 мес.

Принятие                  задачи

     

Настойчивость

     

Включенность

     

Самостоятельность

     

Оценка своего результата

     

Поиск   оценки   взрослого

     

Отношение      к      оценке взрослого

     

По полученным результатам делается вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений ребенка.

 

    1. Проведение констатирующего эксперимента

Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП