Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56

Файлы: 1 файл

соед.курс 1 и 2 часть.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

Становление восприятия состоит в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составлении на их основе устойчивых образов и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Развитие восприятия способствует формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность ребенку в дальнейшем объединить их в классы и понятия. 

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных , которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Представления о форме или цвете, связанные с конкретным предметом,  становятся обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. 

Вместе с развитием восприятия в раннем возрасте развивается и мышление. Кроме наглядно-действенного мышления  начинает формироваться и наглядно-образное мышление.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. 

Наглядно-действенное мышление предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Для развития мышления ребёнку необходима помощь взрослого, указывающего, на что стоит обратить внимание, чтобы решить задачу. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, то есть уметь решать задачи на основе образного мышления. 

Помощь взрослого должна быть направлена на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок выделит главные и второстепенные. Ускорению познавательного развития детей способствует общение с взрослым.

Вместе с физическим и психическим развитием, совершенствуются и двигательные навыки ребёнка.

В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность совершать движения большой амплитуды, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов. Развитие мелкой моторики — способности совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой, происходит медленнее.

В 2 года дети обычно ходят, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Они также норовят пустить в ход обе руки или ноги, даже если достаточно одной [23].

В 3-летнем возрасте дети во время ходьбы и бега начинают ставить ноги гораздо ближе одну к другой, им уже не требуется постоянно контролировать взглядом свои движения. Таким образом, в их грубой моторике уже проглядывают элементы автоматизма — способности реализовывать моторное поведение без осознанного контроля. Они бегают, поворачиваются и останавливаются на ходу с большей легкостью, чем это удавалось им в 2-летнем возрасте. Однако голеностопные суставы и кисти рук у детей еще не такие гибкие, какими они будут через год или два. 3-летние малыши уже начинают отдавать предпочтение правой или левой руке и, скорее всего, протянут за предложенным печеньем одну, а не две руки.

Тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев. Развитие различных умений, требующих их использования, включает ряд накладывающихся друг на друга процессов, которые начинаются еще до рождения ребенка. К концу 3-го года такие способности у ребенка приобретают новое качество, когда он начинает объединять и координировать движение кистей рук и пальцев с другими моторными, перцептивными и вербальными схемами. В мелкой моторике дошкольников начинает появляться автоматизм. Однако, несмотря на растущее мастерство, они все еще испытывают трудности при совершении действий, требующих особо точных движений. Эти трудности связаны, с одной стороны, с незрелостью центральной нервной системой ребенка (еще продолжается процесс миелинизации), а с другой — с отсутствием у них терпения, необходимого для их выполнения.

Двигательные навыки, которые осваивают дети, это, как правило, такие повседневные действия, как завязывание шнурков, пользование ножницами или выполнение различных прыжков. Овладение этими навыками позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять творческие способности. Некоторые из них пытаются освоить более сложные навыки, такие как выполнение гимнастических упражнений, игра на рояле и даже верховая езда.

Специалисты давно определили ряд существенных условий моторного обучения, таких как готовность, активность, внимание, мотивация компетентности и обратная связь.

Формирование любого нового навыка требует, чтобы ребенок находился в состоянии готовности. Для того чтобы извлечь пользу из упражнения, ребенок должен достичь определенного уровня развития (обусловленного в значительной степени процессами созревания) и обладать рядом предварительных знаний и умений. Несмотря на то, что достаточно сложно определить, когда дети достигают такого состояния готовности, классические исследования, проведенные в России и США, позволили сделать вывод, что если начать обучать ребенка новым действиям в момент его наивысшей готовности, он освоит их быстро, с минимальными усилиями и без особого напряжения [23].

Дети в состоянии готовности хотят учиться, получают удовольствие от занятий и бурно радуются своим успехам. Их поведение является лучшим индикатором того, достигли ли они состояния готовности; они сами начинают подражать определенным действиям.

Таким образом, рассмотрев особенности развития в раннем детстве, можно сделать вывод о том, что темпы роста и развития всех систем в этом возрасте необычайно высоки, и организм ребёнка претерпевает значительные изменения. Ребёнок становится больше в размерах, сильнее, совершенствуются его двигательные навыки – грубая и мелкая моторика. Вместе с тем, формируются мозговые структуры, а вместе с ними развивается познавательная и эмоциональная сферы. Всё это приводит к большей самостоятельности ребёнка.

1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет

 

Важной характеристикой раннего детства является лабильность эмоциональной сферы. Эмоции и формирующиеся в это время чувства ребенка, отражающие отношения к людям и предметам, еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. В такой ситуации вероятна эмоциональная вспышка.

Первые представления о себе как о личности появляются у детей к концу раннего детства. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет.

Кризис 3-х лет – это своеобразная граница между ранним и дошкольным детством. По Д.Б.Эльконину, кризис 3-х лет - это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Возрастание самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми [23].

 В своих работах Л.С.Выготский и Э. Келлер описывают основные характеристики этого кризиса: 

1. Негативизм.  Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив - сделать наоборот иногда даже в ущерб своему желанию. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультиков, но стоит взрослому предложить это же - ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т.к. сам не понимает, что происходит). 

2. Упрямство.  Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно. 

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

4. Своеволие. Желание всё делать самостоятельно, часто неадекватное возможностям. Например, завязывать шнурки или пойти самостоятельно домой и т.д. 

5. Протест-бунт. Конфликты с взрослыми становятся постоянными. 

6. Деспотизм. Проявляется в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании всем прихотям окружающими. 

7. Ревность. Возникает в ситуации нескольких детей в семье. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые, по мнению ребёнка, не имеют никаких прав в семье. 

8. Обесценивание. Характеристика присущая всем переходным периодам. Обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.д. 

В трехлетнем возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости. Доминирование одного из двух вариантов связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. При этом самооценка ребёнка является своеобразной оценкой взрослого, поэтому общение с взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста.

Уже к концу раннего детства, как отмечается в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. Поэтому постоянные замечания, игнорирование не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.

При формировании самостоятельности ребёнка препятствиями могут быть: гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых. Эти препятствия приводят к тому, что эффекты кризиса трёх лет становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества влияют на все виды деятельности детей и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и подростковом возрасте. 

Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития – как физического, так и психического. Вместе с развитием скелета и мускулатуры возрастают и возможности ребёнка. Движения становятся более точными и произвольными. Развивается грубая и мелкая моторика. Развитие центральной нервной системы также идёт очень быстро.

Вместе с развитием мозговых структур развивается и познавательная сфера. Мышление от предметного развивается к наглядно-действенному через ведущую деятельность - предметную, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними.. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона - цвета, формы, размера. Скорость развития детей напрямую зависит от общения с взрослыми.

Кроме того, с развитием самостоятельности и автономности у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к себё. Происходит психологическое отделение от близких людей. Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах, особенно в период кризиса  подросткового возраста. Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.

 

1.3 Сущность  и симптомы детского церебрального паралича

 

Детский церебральный паралич (сокращенно «ДЦП») - заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. Со временем ДЦП не обостряется, поскольку это не прогрессирующее заболевание. Хотя при детском церебральном параличе поражены мышцы, отнюдь не мышцы и не нервы являются причиной этого заболевания.

Все виды детского церебрального паралича характеризуется аномальным мышечным тонусом, рефлексами, моторным развитием и координацией. Классические симптомы ДЦП - это судороги, другие непроизвольные движения (например, мимикой), неустойчивая походка, проблемы с балансом.  Но в целом, симптоматика очень разнообразна. 

Последствия церебрального паралича могут привести к дисфункции, которая может варьироваться от легкой неловкости до нарушения настолько серьезного, что скоординированные движения становятся практически невозможными.

Врожденные дефекты, такие как искривление позвоночника, небольшая челюсть, или маленькая голова иногда встречаются вместе с детским церебральным параличом.  У некоторых детей, рождённых с детским церебральным параличом, явные его признаки не проявляются сразу.  Обычно детский церебральный паралич становится очевидным, когда ребенок достигает стадии развития от 6,5 до 9 месяцев и начинает активно двигаться, преимущественно используя конечности, и тогда асимметрия или грубая задержка двигательного развития становится видна. 
Вторичные заболевания могут включать судороги, эпилепсию, апраксию, дизартрию и другие расстройства, сенсорные нарушения, умственная отсталость, неспособность к обучению, и поведенческие расстройства.

Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП