Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа
Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56
У людей с ДЦП встречаются речевые расстройства. Заболеваемость дизартрии оценивается в диапазоне от 31% до 88%. Речевые проблемы связаны с нарушением дыхательного контроля, гортани и небно-глоточный дисфункции, а расстройства артикуляции обусловлены ограниченностью движения орально-лицевых мышц.
Существуют три основных типа дизартрии церебрального паралича: спастический, дискинезии (атетоз) и атаксический.
Речевые нарушения при спастической дизартрии включают четыре основных нарушения произвольных движений: спастичность, слабость, ограниченный диапазон движения и замедления движения. Речь включает расстройства в регуляции дыхания, дисфункции гортани (низкий, слабый и хриплый голос). Это также связано с артикуляционной дисфункцией (большой диапазон движений челюсти), неправильно расположенным языком.
Атетоидная дизартрия обусловлена нарушением внутренней системы сенсомоторной обратной связи. Обычно атаксическая дизартрия является редкостью для детей с детским церебральным параличом.
Характеристика речи: неточное произношение согласных, искажение гласных, длительность фонем, медленный темп, слабый, монотонный и резкий голос. Задержка языкового развития связана с проблемами умственной отсталости, нарушениями слуха и выученной беспомощности, риску которой дети с детским церебральным параличом подвергаются, становясь пассивными коммуникантами. Раннее вмешательство в такой ситуации необходимо, чтобы дети, общаясь с другими, узнавали, что они могут контролировать людей и объекты в среде, а также, в том числе делать выбор, решения и ошибки.
Детский церебральный паралич обычно вызван поражением или травмой участка головного мозга, контролирующего движения мышц, до родов, во время родов или сразу после них Исследования доказали, что уроженцы Азии, в частности, Южной Индии и Шри-Ланки, особенно склонны к ДЦП. Высокий уровень содержания пигмента меланина в коже способствует мутации генов, ускоряющей начало заболевания [5].
Детский церебральный паралич обычно легко можно диагностировать уже в раннем возрасте, когда ребенку еще не исполнилось и трех лет. В особо тяжелых случаях заболевание можно диагностировать в младенческом возрасте (до 3 месяцев). Симптомы и проявления ДЦП индивидуальны. Однако можно выделить и ряд типичных симптомов этого заболевания:
У некоторых детей ДЦП развивается вследствие перенесенного в раннем возрасте инфекционного заболевания мозга, например, бактериального менингита. У детей с врожденным ДЦП в тяжелой форме неправильная осанка, их тело слишком расслаблено или, наоборот, напряжено. Искривление позвоночника, неразвитая нижняя челюсть, маленькая голова и пр. - вот врожденные дефекты, сопутствующие этому заболеванию.
Эти симптомы по мере взросления ребенка могут усиливаться или оставаться без изменений. Такие заболевания и расстройства как спазмы, судороги, эпилепсия, расстройства речи, сенсорные расстройства, задержка в умственном развитии, необучаемость и пр., также называемые вторичными симптомами, очень распространены [5].
Детский церебральный паралич также возникает в результате черепно-мозговой или сильнейшей психологической травмы.
Точная причина детского церебрального паралича еще не установлена, и хотя врачи обсуждают этот вопрос уже на протяжении нескольких десятилетий, к определенному выводу они так и не пришли. Этот дефект принято связывать не с одним единственным заболеванием, но с целым рядом расстройств.
Основными факторами, приводящими к появлению ДЦП, являются гипоксия ребенка в утробе матери или сразу после рождения. Так, у большинства детей причиной заболевания является патология беременности матери (токсикозы, нарушение плацентарного кровообращения, инфекции), а также нарушение аутоиммунных механизмов, непосредственно участвующих в эмбриональном развитии тканей плода. Родовые травмы, вызванные различными видами акушерской патологии, лишь в относительно небольшом числе случаев служат единственной причиной, приводящей к повреждению мозга плода. В большинстве случаев тяжесть родов определяется уже имеющейся патологией ребенка, появившейся в результате его внутриутробного повреждения.
После родов наиболее частой причиной появления ДЦП служит гемолитическая болезнь новорожденных («ядерная желтуха»), при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка. В основе желтухи могут быть различные механизмы - несовместимость крови матери и плода по группе крови или резус-фактору, а так же печеночная недостаточность новорожденного.
Если после рождения ребенок не закричит в течение первых пяти минут жизни или если остается в инкубаторе на протяжении четырех и более недель, или же если произошло кровоизлияние в мозг, вероятность занесения инфекции повышается, а значит, повышается и риск возникновения ДЦП.
Гипоксия, лежащая в основе развития ДЦП приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка, особенно участков мозга, ответственных за формирование рефлекторных механизмов и поддержание равновесия тела. Это приводит к неправильному распределению мышечного тонуса в скелете и возникновению патологических двигательных реакций.
Также, вероятность возникновения ДЦП у недоношенных младенцев гораздо выше, чем у полноценных.
У близнецов или тройняшек низкий вес при рождении, что делает их уязвимыми для развития ДЦП [5].
К сожалению, от ДЦП невозможно полностью излечиться, но терапия улучшит состояние ребенка. Лечение ДЦП включает в себя, прежде всего, комплекс лечебной физкультуры и курсы массажа, а также применение средств, снижающих мышечный тонус.
При правильном лечении ДЦП ребенок может научиться вести почти нормальную жизнь. Возможными вариантами лечения детского церебрального паралича может быть следующее: речевая терапия (занятия у логопеда); физиотерапия и трудовая терапия; лекарственное лечение; использование ортопедических приспособлений; использование инвалидных кресел; хирургическое вмешательство с целью коррекции анатомических деформаций и расслабления напряженных мышц; использование средств коммуникации, например, компьютеров и речевых синтезаторов.
Детский церебральный паралич может проявляться в различных формах.
Гемиллегическая форма является наиболее частой разновидностью детского церебрального паралича. Она зависит от преимущественного повреждения одного полушария мозга. Уже с первых дней жизни ребенка можно отметить, что одна его ручка и ножка не принимают участия в постоянном движении конечностями. Такие дети начинают поздно садиться и особенно поздно и с трудом стоять и ходить. Наблюдаются эпилептические припадки.
Спастическая форма церебрального детского паралича, которая носит название болезни Литтля, выражается в спастических параличах или спастических парезах обеих ног. Ребенок отстает в физическом развитии и если начинает стоять и ходить, то с большой задержкой. B результате повышения мышечного тонуса, резкого напряжения приводящих мышц бедра и контрактуры икроножных мышц, походка таких больных весьма своеобразна. , Это обстоятельство дает возможность иногда ставить диагноз без детального исследования. Больные опираются не на подошву, а на пальцы, колени соприкасаются между собой и при ходьбе трутся друг о друга, походка спастически-паретическая, причем создается впечатление, будто больной стремится все время вперед и вниз. Этому дефекту ног может сопутствовать атетоз в мышцах лица и в дистальных отделах рук. Могут наблюдаться и различные синкинезии, которые, сочетаясь с гиперкинезами, весьма затрудняют выполнение произвольных движений.
Гиперкинетическая форма характеризуется наличием насильственных движений типа атетоза, которые сочетаются со значительным нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко отмечаются нарушения речи.
Таким образом, течение болезни и психическое развитие ребёнка с детским церебральным параличом будет зависеть от его формы. В зависимости от формы не только двигательная сфера будет отягощена разными проблемами, но, также, по-разному будут развиты те или иные психические сферы – познавательна эмоциональная, поведенческая.
При детском церебральном параличе страдают не только двигательные навыки, но и познавательные процессы ребёнка: внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Внимание характеризуется повышенной истощаемостью и утомляемостью, пониженной работоспособностью (возможно, за счет работы зрительных анализаторов). Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания, произвольность внимания.
Снижается количественное и качественное своеобразие восприятия, общие движения на раздражитель притормаживаются. Ориентировочный рефлекс заменяется вздрагиванием, плачем, испугом. Затруднено узнавание перечеркнутых изображений, конфликтных (утка/заяц), также отмечается затруднение при анализе сюжетных картинок. Цифры и буквы – зеркальны, перевернуты, плохо ориентируются на листе. Также, отмечается недостаточность зрения (косоглазие), задерживается ориентировка в пространстве (двигательное расстройство, фиксация взора) и вследствие этого задерживается формирование схемы тела [7].
У детей с детским церебральным параличом хорошо развита механическая память. Словесно-логическая память остаётся на достаточном уровне развития. В то же время, отмечаются недостатки образной памяти. При запоминании числовых рядов ребёнок привносит в них новые цифры.
Отмечается запаздывание в развитии наглядно-действенного мышления – нарушение познавательного интереса о мире. Нарушается также наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление. Связь с предметом зрительная – чувственное обобщение преобладает над словесным, что приводит к задержке понятийного мышления. Отмечаются трудности в установлении сходства и различения, причинно-следственных связей, нарушение классификации, нарушение абстрактного мышления – нарушение усвоения счета, нарушение деления на части и объединение их в группу [4].
Большая часть , около 60% - 70% детей с детским церебральным параличом страдают дизартрией (из-за двигательного расстройства). Кроме того, отмечается нарушение сформированности лексико-грамматической стороны, ограниченность пассивного и активного словаря. Задержаны сроки речевого развития, речь фразовая, нарушается мелодико-интонационная сторона речи.
В целом, дети с детским церебральным параличом характеризуются следующими признаками:
Помимо познавательных процессов, отмечается также изменения эмоционально-волевой сферы.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.
В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.
Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП