Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56

Файлы: 1 файл

соед.курс 1 и 2 часть.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

 

Для реализации констатирующего эксперимента на первом этапе исследования по программе «Солнышко»  в соответствии с методикой выполнения программы проведем наблюдение физического воспитания трехлетних детей с ДЦП.

Полученные данные в результате наблюдения занесем в таблицы 4,5,6,7.

Таблица 4-Действие патологических тонических рефлексов

 

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на спине

1

2

2

3

Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на животе

5

3

3

6

Действие лабиринтного тонического рефлекса при вертикализации

3

5

1

2

Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине

2

2

5

5

Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе

1

6

4

1

Действие симметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации

5

1

6

4

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине

4

2

2

2

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе

2

4

0

5

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации

3

5

2

2

Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине

6

3

5

3

Умение осуществлять произвольные движения головой

2

2

3

6

Умение осуществлять управление деятельностью рук через произвольные движения головой

5

5

2

2

Управляет головой самостоятельно при гашении асимметричного  тонического рефлекса

5

6

4

3

Управляет головой и руками самостоятельно при гашении асимметричного  тонического рефлекса

6

2

5

1

Всего:

50

48

44

45


 

Таблица 5- Наличие цепных установочных рефлексов

 

 

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Удерживает голову в положении лежа на животе

3

2

2

3

Удерживает голову и приподнимает верхнюю часть груди в положении лежа на животе с опорой на руки согнутые в локтях

2

3

3

2

Удерживает голову и приподнимает грудь в положении лежа на животе с опорой на выпрямленные руки.

6

6

6

1

Стоит на четвереньках

5

2

2

5

Встает на четвереньки из положения «лежа на животе»

2

5

1

4

Стоит на четвереньках опираясь на три точки опоры

3

4

5

3

 Сидит на коленях 

2

2

4

6

Ребенок стоит на коленях при опоре двумя руками на предмет поставленный перед ним

1

3

2

2

Ребенок стоит на коленях при опоре одной на предмет поставленный перед ним

4

2

1

1

Стоит на коленях без поддержки

2

5

2

5

 Ребенок стоит на ногах при  опоре на предмет, поставленный перед ним

5

2

5

5

Всего:

35

36

33

37


 

Таблица 6-Действия руками

(продолжение на след.странице)

 

 

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Протягивает руку к предмету.

5

2

2

3

Производит самостоятельно некоторые  изолированные движения руками

6

3

5

2

Производит целенаправленные движения руками по просьбе взрослого

2

5

1

5

Производит результативные произвольные движения руками по просьбе взрослого

3

6

3

4

Удерживает предмет положенный ему в руку

1

2

2

5

Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку.

2

4

6

2

Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку по просьбе взрослого

4

5

5

0

Производит требуемые произвольные действия с предметом вложенным ему в руку в подвижной игре

0

4

4

1

Может самостоятельно взять предмет находящийся рядом с рукой

5

2

2

2

Может самостоятельно дотянуться до предмета и взять его

3

3

0

2

Может произвольно выпустить предмет из руки

2

2

1

2

Может произвольно выпустить предмет из руки по просьбе взрослого

5

3

2

5

Может бросить предмет

6

6

3

2

Может бросить предмет по просьбе взрослого

3

2

0

3

Может бросить предмет в заданном направлении

2

5

2

0

Может бросать предметы в игре

5

2

3

1

Осуществление поворотов

2

0

6

2

Поворачивается на бок из положения «лежа на спине»

3

1

2

2

Поворачивается на бок  из положения «лежа на животе»

6

3

5

2

Переворачивается на живот из положения «лежа на спине»

2

5

1

3

Переворачивается  на спину из положения «лежа на животе»

5

5

2

3

Из положения «лежа на спине» переворачивается на живот, а затем обратно на спину

2

2

3

3

Всего:

74

72

60

54


 

 

Таблица 7-Передвижение

 

 

Катя

Анна

Ярослав

Ярослава

Ползает адаптивным способом

6

5

3

6

Ползет способом «по-пластунски»

5

3

6

5

Ползает на четвереньках

2

2

5

4

Передвигается в ходунках

1

6

4

2

Передвигается в кресло-коляске

2

2

5

3

Передвигается в другом вспомогательном средстве

3

4

3

1

всего

19

22

26

21


 

 

Полученные данные наблюдений физического воспитания занесем в сводную таблицу результатов диагностики физического развития детей, таблица 8.

Таблица 8-Сводная таблица результатов

Имя

Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности)

Наличие цепных установочных рефлексов

Действия руками

Передвижение

Катя

50

35

74

19

Анна

48

36

72

22

Ярослав

44

33

60

26

Ярослава

55

37

54

21


 

Графически полученные результаты по диагностике физического воспитания представим в виде рисунка 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики физического развития детей с ДЦП

 

Как видно из рисунка 1, результативные данные детей исследуемой группы отличаются на небольшие величины. Если произвести сравнение по всем пунктам программы диагностики  физического воспитания, то видно следующее: Катя и Анна набрали одинаковое количество - по 178 баллов, у Ярослава- 163 балла, у Ярославы -167 баллов.

Видно, что по разным группам упражнений у детей набрались различное количество баллов. Ни один из детей по всем группам упражнений не набрал лидирующего количества баллов. Это говорит о том, что физическое развитие детей в разных позах и положениях неравномерное.  

На втором этапе исследования проводим   диагностику особенностей поведения у трехлетних детей с ДЦП по  методике "Изучение негативных личностных проявлений"    Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной. В течение трех дней проводили наблюдение за детьми, результаты наблюдений  заносили в протокол наблюдений каждого дня. По наблюдению за  каждым  ребенком составили карты исследования, которые включают следующие данные:

-фамилия, имя, дата рождения;

- состояние ребенка;

- медицинское заключение;

- протокол наблюдения;

- анализ наблюдения.

Карта №1

-фамилия, имя, дата рождения: Катя Рязанова 11.03.11г;

-состояние ребенка: перемещение  в вертикальном положении с помощью ходунков, самостоятельно только ползком;

- медицинское заключение: спастический тетрапарез тяжелой степени, контрактуры ТБС, косоглазие

- протокол наблюдения представлен в таблице 9

 Таблица 9- Протокол наблюдения Кати Рязановой.

фактор

1 день

2 день

3 день

Форма негативного проявления

Упрямство

каприз

ложь

Содержание негативного проявления

Речевые поведенческие реакции

эмоциональные, поведенческие реакции

эмоциональные, поведенческие реакции

Динамика

Длительно

Длительно

Длительно

Причина, вызвавшая негативную реакцию

окрики взрослого

переутомление

страх перед взрослым, боязнь наказания

Реакции сверстников на негативное поведение товарища

любопытство

обращение к взрослому за помощью

равнодушное отношение,

Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка

равнодушное отношение

наказание

вмешательство

Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП