Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа
Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
  Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика  развития детей  в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные  признаки  кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность  и  симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4  Проявление  кризиса 3-х лет у детей с  ДЦП………………………………26
1.5. Особенности  физического воспитания детей  трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на   кризис трех  лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего  эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов   констатирующего  эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56
Для реализации констатирующего эксперимента на первом этапе исследования по программе «Солнышко» в соответствии с методикой выполнения программы проведем наблюдение физического воспитания трехлетних детей с ДЦП.
Полученные данные в результате наблюдения занесем в таблицы 4,5,6,7.
Таблица 4-Действие патологических тонических рефлексов
Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | |
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на животе  | 
  5  | 
  3  | 
  3  | 
  6  | 
Действие лабиринтного тонического рефлекса при вертикализации  | 
  3  | 
  5  | 
  1  | 
  2  | 
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  2  | 
  2  | 
  5  | 
  5  | 
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе  | 
  1  | 
  6  | 
  4  | 
  1  | 
Действие симметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации  | 
  5  | 
  1  | 
  6  | 
  4  | 
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  4  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе  | 
  2  | 
  4  | 
  0  | 
  5  | 
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации  | 
  3  | 
  5  | 
  2  | 
  2  | 
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине  | 
  6  | 
  3  | 
  5  | 
  3  | 
Умение осуществлять произвольные движения головой  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  6  | 
Умение осуществлять управление деятельностью рук через произвольные движения головой  | 
  5  | 
  5  | 
  2  | 
  2  | 
Управляет головой самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса  | 
  5  | 
  6  | 
  4  | 
  3  | 
Управляет головой и руками самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса  | 
  6  | 
  2  | 
  5  | 
  1  | 
Всего:  | 
  50  | 
  48  | 
  44  | 
  45  | 
Таблица 5- Наличие цепных установочных рефлексов
Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | |
Удерживает голову в положении лежа на животе  | 
  3  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
Удерживает голову и приподнимает верхнюю часть груди в положении лежа на животе с опорой на руки согнутые в локтях  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  2  | 
Удерживает голову и приподнимает грудь в положении лежа на животе с опорой на выпрямленные руки.  | 
  6  | 
  6  | 
  6  | 
  1  | 
Стоит на четвереньках  | 
  5  | 
  2  | 
  2  | 
  5  | 
Встает на четвереньки из положения «лежа на животе»  | 
  2  | 
  5  | 
  1  | 
  4  | 
Стоит на четвереньках опираясь на три точки опоры  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  3  | 
Сидит на коленях  | 
  2  | 
  2  | 
  4  | 
  6  | 
Ребенок стоит на коленях при опоре двумя руками на предмет поставленный перед ним  | 
  1  | 
  3  | 
  2  | 
  2  | 
Ребенок стоит на коленях при опоре одной на предмет поставленный перед ним  | 
  4  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
Стоит на коленях без поддержки  | 
  2  | 
  5  | 
  2  | 
  5  | 
Ребенок стоит на ногах при опоре на предмет, поставленный перед ним  | 
  5  | 
  2  | 
  5  | 
  5  | 
Всего:  | 
  35  | 
  36  | 
  33  | 
  37  | 
Таблица 6-Действия руками
(продолжение на след.странице)
Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | |
Протягивает руку к предмету.  | 
  5  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
Производит самостоятельно некоторые изолированные движения руками  | 
  6  | 
  3  | 
  5  | 
  2  | 
Производит целенаправленные движения руками по просьбе взрослого  | 
  2  | 
  5  | 
  1  | 
  5  | 
Производит результативные произвольные движения руками по просьбе взрослого  | 
  3  | 
  6  | 
  3  | 
  4  | 
Удерживает предмет положенный ему в руку  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  5  | 
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку.  | 
  2  | 
  4  | 
  6  | 
  2  | 
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку по просьбе взрослого  | 
  4  | 
  5  | 
  5  | 
  0  | 
Производит требуемые произвольные действия с предметом вложенным ему в руку в подвижной игре  | 
  0  | 
  4  | 
  4  | 
  1  | 
Может самостоятельно взять предмет находящийся рядом с рукой  | 
  5  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
Может самостоятельно дотянуться до предмета и взять его  | 
  3  | 
  3  | 
  0  | 
  2  | 
Может произвольно выпустить предмет из руки  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
Может произвольно выпустить предмет из руки по просьбе взрослого  | 
  5  | 
  3  | 
  2  | 
  5  | 
Может бросить предмет  | 
  6  | 
  6  | 
  3  | 
  2  | 
Может бросить предмет по просьбе взрослого  | 
  3  | 
  2  | 
  0  | 
  3  | 
Может бросить предмет в заданном направлении  | 
  2  | 
  5  | 
  2  | 
  0  | 
Может бросать предметы в игре  | 
  5  | 
  2  | 
  3  | 
  1  | 
Осуществление поворотов  | 
  2  | 
  0  | 
  6  | 
  2  | 
Поворачивается на бок из положения «лежа на спине»  | 
  3  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
Поворачивается на бок из положения «лежа на животе»  | 
  6  | 
  3  | 
  5  | 
  2  | 
Переворачивается на живот из положения «лежа на спине»  | 
  2  | 
  5  | 
  1  | 
  3  | 
Переворачивается на спину из положения «лежа на животе»  | 
  5  | 
  5  | 
  2  | 
  3  | 
Из положения «лежа на спине» переворачивается на живот, а затем обратно на спину  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
Всего:  | 
  74  | 
  72  | 
  60  | 
  54  | 
Таблица 7-Передвижение
Катя  | 
  Анна  | 
  Ярослав  | 
  Ярослава  | |
Ползает адаптивным способом  | 
  6  | 
  5  | 
  3  | 
  6  | 
Ползет способом «по-пластунски»  | 
  5  | 
  3  | 
  6  | 
  5  | 
Ползает на четвереньках  | 
  2  | 
  2  | 
  5  | 
  4  | 
Передвигается в ходунках  | 
  1  | 
  6  | 
  4  | 
  2  | 
Передвигается в кресло-коляске  | 
  2  | 
  2  | 
  5  | 
  3  | 
Передвигается в другом вспомогательном средстве  | 
  3  | 
  4  | 
  3  | 
  1  | 
всего  | 
  19  | 
  22  | 
  26  | 
  21  | 
Полученные данные наблюдений физического воспитания занесем в сводную таблицу результатов диагностики физического развития детей, таблица 8.
Таблица 8-Сводная таблица результатов
Имя  | 
  Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности)  | 
  Наличие цепных установочных рефлексов  | 
  Действия руками  | 
  Передвижение  | 
Катя  | 
  50  | 
  35  | 
  74  | 
  19  | 
Анна  | 
  48  | 
  36  | 
  72  | 
  22  | 
Ярослав  | 
  44  | 
  33  | 
  60  | 
  26  | 
Ярослава  | 
  55  | 
  37  | 
  54  | 
  21  | 
Графически полученные результаты по диагностике физического воспитания представим в виде рисунка 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики физического развития детей с ДЦП
Как видно из рисунка 1, результативные данные детей исследуемой группы отличаются на небольшие величины. Если произвести сравнение по всем пунктам программы диагностики физического воспитания, то видно следующее: Катя и Анна набрали одинаковое количество - по 178 баллов, у Ярослава- 163 балла, у Ярославы -167 баллов.
Видно, что по разным группам упражнений у детей набрались различное количество баллов. Ни один из детей по всем группам упражнений не набрал лидирующего количества баллов. Это говорит о том, что физическое развитие детей в разных позах и положениях неравномерное.
На втором этапе исследования проводим диагностику особенностей поведения у трехлетних детей с ДЦП по методике "Изучение негативных личностных проявлений" Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной. В течение трех дней проводили наблюдение за детьми, результаты наблюдений заносили в протокол наблюдений каждого дня. По наблюдению за каждым ребенком составили карты исследования, которые включают следующие данные:
-фамилия, имя, дата рождения;
- состояние ребенка;
- медицинское заключение;
- протокол наблюдения;
- анализ наблюдения.
Карта №1
-фамилия, имя, дата рождения: Катя Рязанова 11.03.11г;
-состояние ребенка: перемещение в вертикальном положении с помощью ходунков, самостоятельно только ползком;
- медицинское заключение: спастический тетрапарез тяжелой степени, контрактуры ТБС, косоглазие
- протокол наблюдения представлен в таблице 9
Таблица 9- Протокол наблюдения Кати Рязановой.
фактор  | 
  1 день  | 
  2 день  | 
  3 день  | 
Форма негативного проявления  | 
  Упрямство  | 
  каприз  | 
  ложь  | 
Содержание негативного проявления  | 
  Речевые поведенческие реакции  | 
  эмоциональные, поведенческие реакции  | 
  эмоциональные, поведенческие реакции  | 
Динамика  | 
  Длительно  | 
  Длительно  | 
  Длительно  | 
Причина, вызвавшая негативную реакцию  | 
  окрики взрослого  | 
  переутомление  | 
  страх перед взрослым, боязнь наказания  | 
Реакции сверстников на негативное поведение товарища  | 
  любопытство  | 
  обращение к взрослому за помощью  | 
  равнодушное отношение,  | 
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка  | 
  равнодушное отношение  | 
  наказание  | 
  вмешательство  | 
Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП