Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:28, курсовая работа
Согласно статистическим данным пресс-службы Министерства здравоохранения и социального развития в нашей стране насчитывается более 71500 детей с ДЦП в возрасте до 14 лет, из них около трети приходится на детей до 5 лет. Статистика неутешительная и ужасающая.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и проявление кризиса трёх лет……………………………..6
1.1 Характеристика развития детей в раннем возрасте………………………..6
1.2 Отличительные признаки кризиса 3-х лет…………………………….…..13
1.3 Сущность и симптомы детского церебрального паралича……………....16
1.4 Проявление кризиса 3-х лет у детей с ДЦП………………………………26
1.5. Особенности физического воспитания детей трех лет с ДЦП……...........28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физического
воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП……………………………....33
2.1 Цель, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Проведение констатирующего эксперимента…………………………….41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………...48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованной литературы …………………………………………..56
Для реализации констатирующего эксперимента на первом этапе исследования по программе «Солнышко» в соответствии с методикой выполнения программы проведем наблюдение физического воспитания трехлетних детей с ДЦП.
Полученные данные в результате наблюдения занесем в таблицы 4,5,6,7.
Таблица 4-Действие патологических тонических рефлексов
Катя |
Анна |
Ярослав |
Ярослава | |
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на спине |
1 |
2 |
2 |
3 |
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на животе |
5 |
3 |
3 |
6 |
Действие лабиринтного тонического рефлекса при вертикализации |
3 |
5 |
1 |
2 |
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине |
2 |
2 |
5 |
5 |
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе |
1 |
6 |
4 |
1 |
Действие симметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации |
5 |
1 |
6 |
4 |
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине |
4 |
2 |
2 |
2 |
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе |
2 |
4 |
0 |
5 |
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации |
3 |
5 |
2 |
2 |
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине |
6 |
3 |
5 |
3 |
Умение осуществлять произвольные движения головой |
2 |
2 |
3 |
6 |
Умение осуществлять управление деятельностью рук через произвольные движения головой |
5 |
5 |
2 |
2 |
Управляет головой самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса |
5 |
6 |
4 |
3 |
Управляет головой и руками самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса |
6 |
2 |
5 |
1 |
Всего: |
50 |
48 |
44 |
45 |
Таблица 5- Наличие цепных установочных рефлексов
Катя |
Анна |
Ярослав |
Ярослава | |
Удерживает голову в положении лежа на животе |
3 |
2 |
2 |
3 |
Удерживает голову и приподнимает верхнюю часть груди в положении лежа на животе с опорой на руки согнутые в локтях |
2 |
3 |
3 |
2 |
Удерживает голову и приподнимает грудь в положении лежа на животе с опорой на выпрямленные руки. |
6 |
6 |
6 |
1 |
Стоит на четвереньках |
5 |
2 |
2 |
5 |
Встает на четвереньки из положения «лежа на животе» |
2 |
5 |
1 |
4 |
Стоит на четвереньках опираясь на три точки опоры |
3 |
4 |
5 |
3 |
Сидит на коленях |
2 |
2 |
4 |
6 |
Ребенок стоит на коленях при опоре двумя руками на предмет поставленный перед ним |
1 |
3 |
2 |
2 |
Ребенок стоит на коленях при опоре одной на предмет поставленный перед ним |
4 |
2 |
1 |
1 |
Стоит на коленях без поддержки |
2 |
5 |
2 |
5 |
Ребенок стоит на ногах при опоре на предмет, поставленный перед ним |
5 |
2 |
5 |
5 |
Всего: |
35 |
36 |
33 |
37 |
Таблица 6-Действия руками
(продолжение на след.странице)
Катя |
Анна |
Ярослав |
Ярослава | |
Протягивает руку к предмету. |
5 |
2 |
2 |
3 |
Производит самостоятельно некоторые изолированные движения руками |
6 |
3 |
5 |
2 |
Производит целенаправленные движения руками по просьбе взрослого |
2 |
5 |
1 |
5 |
Производит результативные произвольные движения руками по просьбе взрослого |
3 |
6 |
3 |
4 |
Удерживает предмет положенный ему в руку |
1 |
2 |
2 |
5 |
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку. |
2 |
4 |
6 |
2 |
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку по просьбе взрослого |
4 |
5 |
5 |
0 |
Производит требуемые произвольные действия с предметом вложенным ему в руку в подвижной игре |
0 |
4 |
4 |
1 |
Может самостоятельно взять предмет находящийся рядом с рукой |
5 |
2 |
2 |
2 |
Может самостоятельно дотянуться до предмета и взять его |
3 |
3 |
0 |
2 |
Может произвольно выпустить предмет из руки |
2 |
2 |
1 |
2 |
Может произвольно выпустить предмет из руки по просьбе взрослого |
5 |
3 |
2 |
5 |
Может бросить предмет |
6 |
6 |
3 |
2 |
Может бросить предмет по просьбе взрослого |
3 |
2 |
0 |
3 |
Может бросить предмет в заданном направлении |
2 |
5 |
2 |
0 |
Может бросать предметы в игре |
5 |
2 |
3 |
1 |
Осуществление поворотов |
2 |
0 |
6 |
2 |
Поворачивается на бок из положения «лежа на спине» |
3 |
1 |
2 |
2 |
Поворачивается на бок из положения «лежа на животе» |
6 |
3 |
5 |
2 |
Переворачивается на живот из положения «лежа на спине» |
2 |
5 |
1 |
3 |
Переворачивается на спину из положения «лежа на животе» |
5 |
5 |
2 |
3 |
Из положения «лежа на спине» переворачивается на живот, а затем обратно на спину |
2 |
2 |
3 |
3 |
Всего: |
74 |
72 |
60 |
54 |
Таблица 7-Передвижение
Катя |
Анна |
Ярослав |
Ярослава | |
Ползает адаптивным способом |
6 |
5 |
3 |
6 |
Ползет способом «по-пластунски» |
5 |
3 |
6 |
5 |
Ползает на четвереньках |
2 |
2 |
5 |
4 |
Передвигается в ходунках |
1 |
6 |
4 |
2 |
Передвигается в кресло-коляске |
2 |
2 |
5 |
3 |
Передвигается в другом вспомогательном средстве |
3 |
4 |
3 |
1 |
всего |
19 |
22 |
26 |
21 |
Полученные данные наблюдений физического воспитания занесем в сводную таблицу результатов диагностики физического развития детей, таблица 8.
Таблица 8-Сводная таблица результатов
Имя |
Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности) |
Наличие цепных установочных рефлексов |
Действия руками |
Передвижение |
Катя |
50 |
35 |
74 |
19 |
Анна |
48 |
36 |
72 |
22 |
Ярослав |
44 |
33 |
60 |
26 |
Ярослава |
55 |
37 |
54 |
21 |
Графически полученные результаты по диагностике физического воспитания представим в виде рисунка 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики физического развития детей с ДЦП
Как видно из рисунка 1, результативные данные детей исследуемой группы отличаются на небольшие величины. Если произвести сравнение по всем пунктам программы диагностики физического воспитания, то видно следующее: Катя и Анна набрали одинаковое количество - по 178 баллов, у Ярослава- 163 балла, у Ярославы -167 баллов.
Видно, что по разным группам упражнений у детей набрались различное количество баллов. Ни один из детей по всем группам упражнений не набрал лидирующего количества баллов. Это говорит о том, что физическое развитие детей в разных позах и положениях неравномерное.
На втором этапе исследования проводим диагностику особенностей поведения у трехлетних детей с ДЦП по методике "Изучение негативных личностных проявлений" Г.А.Урунтаевой, Ю. А.Афонькиной. В течение трех дней проводили наблюдение за детьми, результаты наблюдений заносили в протокол наблюдений каждого дня. По наблюдению за каждым ребенком составили карты исследования, которые включают следующие данные:
-фамилия, имя, дата рождения;
- состояние ребенка;
- медицинское заключение;
- протокол наблюдения;
- анализ наблюдения.
Карта №1
-фамилия, имя, дата рождения: Катя Рязанова 11.03.11г;
-состояние ребенка: перемещение в вертикальном положении с помощью ходунков, самостоятельно только ползком;
- медицинское заключение: спастический тетрапарез тяжелой степени, контрактуры ТБС, косоглазие
- протокол наблюдения представлен в таблице 9
Таблица 9- Протокол наблюдения Кати Рязановой.
фактор |
1 день |
2 день |
3 день |
Форма негативного проявления |
Упрямство |
каприз |
ложь |
Содержание негативного проявления |
Речевые поведенческие реакции |
эмоциональные, поведенческие реакции |
эмоциональные, поведенческие реакции |
Динамика |
Длительно |
Длительно |
Длительно |
Причина, вызвавшая негативную реакцию |
окрики взрослого |
переутомление |
страх перед взрослым, боязнь наказания |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища |
любопытство |
обращение к взрослому за помощью |
равнодушное отношение, |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка |
равнодушное отношение |
наказание |
вмешательство |
Информация о работе Влияние физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП