Урок русского языка в 5 классе "Комплексный анализ текста"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:39, методичка

Краткое описание

ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков комплексного анализа текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Васнецова «Аленушка», И.Грабаря «Февральская лазурь».

Файлы: 1 файл

5 класс анализ текста.docx

— 22.57 Кб (Скачать)

Урок  русского языка в 5 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА  

 

 

 

ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков комплексного анализа текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Васнецова «Аленушка», И.Грабаря «Февральская лазурь».

ЭПИГРАФ:   «… и вот сама 

                           Идет волшебница зима».  А.С.Пушкин.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна- зеленый, осень – золотой, а зима – белый, белый. В каждом времени года есть свое очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.

3.Проверка домашнего  задания.

Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего пейзажа.

4.- А вы любите  зимнюю природу? Расскажите в  своих сочинениях.

  1. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).

 

                              Январь. Белые фигурки.

Январь – месяц больших  молчаливых снегов. Прилетают они  всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. 

        Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес. 

        На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.

  1. Словесное рисование.

Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник. Какую цветную иллюстрацию(картину) вы бы нарисовали к этому тексту? 

        Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукции картин.

Вопрос: перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин, которые вы увидели? Чем?

  • Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем число, тему.
  • Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение, соблюдая интонацию.
  • Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картине-тексту и задержим внимание на каждом «кадре».
  1. Комплексный анализ текста.
  • Открываем текст. Прочитайте его выразительно.

А) Определите тему данного  текста( она отражена в     

     заглавии).

Б)  В чем, по-вашему, заключается главная мысль?     

    (выражена в 1 предложении), (с темой неразрывно     

     связана идея).

В)  Определите тип речи (в тексте переплетаются   

     повествование и описание).

Г)  Структурно как связаны предложения? Определите вид 

     связи предложений в тексте (структурно предложения   

     связаны цепным и параллельным способом).

1 предложение связано  с заглавием при помощи слова  январь.

2 с 1 при помощи местоимения  они.

3 со 2 общим смысловым  обстоятельством вдруг – лексическим  повтором; единство временного плана  – план настоящего времени.

4 с 5 – прошедшее время,  раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.

Д) Что доказывает, что  это зима?(какая лексика? – зимняя) 

    Выделить ключевые слова и записать (январь, снега,   

    сугроб, зима, белый).

Е) Определите, слова какой  части речи преобладают в   

    тексте?

1 группа – посчитать  глаголы (18)

2 группа – прилагательные (14)

3 группа – существительные  (32)

Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем  прилагательных( последовательность действий), (это текст – повествование).

Ж) Задание по группам:

    1. Определите значение  глаголов совершенного вида(указывают на завершенность действия, результат).
    2. Найдите среди прилагательных повторяющиеся,

 

        определите их грамматическое значение(белый – 

       вызывает в памяти множество образов. Каких? 

       Белая береза, белый свадебный наряд, 

       белокаменная церковь).

    1. Выделите суффиксы существительных. Какие это  

 

        суффиксы? Какую роль играют в тексте?

Выступление со своими сообщениями (каждая группа).

Выводы:

З) Какие слова, кроме прилагательного  «белый», еще   

   повторяются в тексте? (вдруг, зашепчутся).

  • Почему слово «вдруг» встречается на стыке двух  

 

    предложений?

  • Почему слова «зашепчутся» стоят рядом?      

 

    Проанализируйте фонемный состав слова.

И) Какие изобразительно-выразительные  средства использует 

    автор?(олицетворение, эпитеты)

Запись  в тетрадь:

Олицетворение                                 Эпитеты

Прилетают снега                               молчаливых снегов

Зашепчутся деревья                          дремучих

Пришла зима                                      диковинные

Утонул лес                                         причудливые

К) Раскрытию идейно-тематического  содержания миниатюры подчинены  все ее предложения ( в этом их смысловая связь – все они  прямо или косвенно о январе, о зиме).

  • Какие предложения в тексте?
  • Объясните знаки препинания в первом предложении.
  • Назовите однородные члены.
  • Какие виды орфограмм?
  • Разбор предложения.

Вывод

  1. Домашнее задание:

На «3» - нарисовать рисунок  к миниатюре Н.Сладкова «Январь».

На «4» и «5» - создать  свою миниатюру на тему «А за окном  зима» по типу миниатюры Сладкова.

  1. Итоги урока.
  2. Рефлексия.

Информация о работе Урок русского языка в 5 классе "Комплексный анализ текста"