Теоретические основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, лекция

Краткое описание

1. Теоретические основы методики развития речи.
2. Система работы по развитию речи детей в детском саду.
3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
4. Планирование работы по развитию речи в детском саду
5. Исторические этапы становления систем речевого развития детей.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
7. Литературное образование дошкольников

Файлы: 1 файл

Межсессионка по МРР.docx

— 110.34 Кб (Скачать)

Группа «Малыши»

Задачи:

  • Обеспечить благоприятные условия для первоначального знакомства с миром словесного искусства возможность приобщения детей к фольклору, к мировой детской литературе, творчеству белорусских поэтов, писателей, содействует формированию начал художественного вкуса, любви к художественному слову, отбирать произведения, отвечающие возрастным возможностям детского восприятия, читать, пересказывать детям несложные фольклорные  произведения, герои которых являются, знакомы детям, в которых отражены явления природы, знакомые ребенку эпизоды, описываются понятные детям игровые и бытовые ситуации.
  • Эмоционально выразительно передавать художественное произведение детской литературы и фольклора, содействуя художественному восприятию ребенком произведения, одновременно приобщая малыша к тональности воспринимаемого произведения.
  • Способность к приобщению детей к искусству слова, развитию художественного восприятия используя как специально организованные с этой целью формы деятельности, так и повседневной жизни.
  • Содействовать развитию художественных произведений, стимулировать и поддерживать желание малыша повторять отдельные слова и выражения из сказок и стихотворений
  • Познакомить детей с книгой, содействовать формированию интереса, бережного отношения к ней
  • Познакомить детей с иллюстрациями, побуждать детей познавать в иллюстрациях книг героев известных произведений
  • Обучать малышей рассматривать иллюстрации
  • Содействовать развитию восприятия небольших сценок
  • Содействовать углублению художественного материала, путем многократного восприятия детьми одного и того же произведения используя чтение произведения книжки с картинками, самостоятельное рассматривание иллюстраций детьми, совместное рассматривание педагогом с детьми иллюстраций к произведению.

 

Группа «Почемучки»

Задачи:

  • Формировать сокровищницу впечатлений, путем приобщения детей к живому слову, восточнославянскому фольклору и фольклору народов мира, умение соотносить свой личный опыт с фактами, описанными в произведении
  • Содействовать дальнейшему развитию художественного восприятия детей, умение слушать и слышать художественный текст, эмоционально откликаться на воспринятые художником произведения проявляя сопереживание к героям, формировать личностное отношение к воспринятому
  • Стимулировать детей к повторению,  воспроизведению отдельных слов, ворожений в процессе слушания
  • Содействовать развитию художественного восприятия, постепенно подводить детей к восприятию на слух произведений разных жанров.
  • Развивать эстетическое восприятие произведений, содействуя выявлению выразительно-изобразительных средств языка художественно-литературных произведений и фольклора.
  • Предоставить возможность прослушать грамзапись детских литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова (авторов), радиопередач
  • Развивать восприятие детьми театральных спектаклей, способствовать эмоционально откликаться на воспринятое, сопереживать персонажам кукольного театра, драматизации, содействовать адекватному восприятию сюжета драматического произведения
  • Содействовать в процессе восприятия художественного произведения пониманию эмоционального состояния другого человека, художественного образа, переданного персонажем спектакля, его чувства и т.д.
  • Использовать художественно - речевую деятельность для изучения особенностей восприятия детьми литературных произведений, спектаклей с целью получения информации об интересах воспитанников, об развитии их эстетического восприятия, образного мышления о мотивах их поведения.
  • Использовать чтение и рассказывание художественных произведений как средство воспитания личности ребенка, создание благоприятного эмоционального фона в группе, коррекция внутреннего мира дошкольников, оптимизация психологического климата в детском обществе
  • Ввести книжный уголок в предметную среду дошкольной группы
  • Обогащать литературными образами игровую и изобразительную деятельность детей
  • Знакомить с художественными произведениями большого объема, читать с продолжением на следующий день
  • Оказывать родителям в содействии организации систематического чтения в семье.

 

Группа «Фантазеры»

Задачи:

  • Обогащать опыт восприятия детьми, народных сказок,  малых форм фольклора, произведений классиков мировой детской литературы современных писателей и поэтов
  • Знакомить дошкольников с литературными произведениями «различными временами года, праздничными датами, происходящим в современном мире, труду взрослых, отношение между людьми в процессе труда, особенностям проживания и общения  людей различных этнических групп.
  • Развивать способность слушать литературное произведение, различать их жанры и тематику
  • Содействовать эмоциональному восприятию события, развивать умение входить в воображаемую ситуацию, содействовать восприятию художественной литературы, развитию чувства стиля, умению определять характер произведения в зависимости от его типа
  • Содействовать восприятию языкового своеобразия, композиции сказок
  • Развивать умение устанавливать жанровую принадлежность литературных произведений на основе соответствующих признаков
  • Формировать умение устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел, осознавать мысли и чувства персонажей литературных произведений, театрального спектакля.
  • Способствовать развитию чувства языка
  • Формировать представление о развитии и изменении художественного образа
  • Содействовать способности наслаждаться художественной литературой, развитию поэтического слуха, чувства языка
  • Продолжать знакомить с книгой, использовать книжный уголок
  • Содействовать углублению восприятия художественного произведения
  • Содействовать совместно с родителями воспитанию юного зрителя театра
  • Стимулировать интерес к телепередачам для детей, мультфильмам, спектаклям, художественным детским фильмам
  • Знакомить старших дошкольников с жизнью и творчеством писателей и поэтов Беларуси, России и других народов мира.

 

4) Составить конспект  занятия по ознакомлению с  художественной литературой.

 Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд». Группа «Фантазеры».

Программное содержание: связная речь: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный или на занятии выразительно передавать прямую речь персонажей. Грамматика: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа, существительных, звуковая культура речи, закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», учить самостоятельно, подбирать слова со звуком «с».

Материал: картинки с изображением зимней одежды, валенки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка. Картина «Саша и снеговик» Русакова Г.А. «Звучащее слово», - М., 1980.

Ход занятия.

Воспитатель читает рассказ «Поезд» , задает вопросы:

  1. О чем говорится в этом рассказе?
  2. Как он начинается?
  3. О каком времени года говориться в этом рассказе?
  4. Почему вы думаете, что это было зимой?
  5. Как у детей получится поезд?
  6. Кто был машинистом?
  7. Кто кондуктором?
  8. Кто паровозом?
  9. А вы играете в такой поезд во время прогулки?
  10. Как вы играете?

Затем воспитатель читает рассказ снова. Дети пересказывают его содержание. В случае затруднения воспитатель предлагает поиграть в поезд, помогает распределить роли, сам говорит текст от лица автора.

Физкультминутка: воспитатель предлагает поиграть в поезд.

- подумайте и расскажите, как могли бы быть одеты  дети, воспитатель. Как был одет  Толя, когда играл в поезд? –  дополнительные вопросы он задает  только в случае необходимости.

- Толя пошел на прогулку  в теплых варежках, носках и  валенках, он надел меховую шубу  и шапку, повязал шею шарфом. Вся  одежда Толи была сложена в  шкафчик, поэтому он оделся быстро. А Миша не сложил свои вещи  аккуратно, стал собираться на  прогулку, смотрит, а носков, валенок, варежек нет (воспитатель демонстрирует  поочередно картинку). Решил Миша  исправиться и заранее готовить  свою одежду к прогулке. Сложил  он в шкафчик свитер и теплые  брюки, а что он еще стал  готовить, скажите дети. Чего не  хватает Мише, чтобы пойти на  прогулку? Дети отвечают «Носков, валенок, шарфа, пальто, шапки». Если  дети затрудняются назвать какой-то  вид одежды, воспитатель показывает  картинку и спрашивает «Чего  не хватает Мише?» (Предлагается  ответ существительными в родительном  падеже).

Воспитатель вывешивает картинку «Саша и снеговик». Дети рассматривают ее. Картина называется «Саша и снеговик». В этих словах есть звук «с». Этот звук встречается еще во многих словах о картинке (снеговик, сани, савок и т.д.)

5) Предложить  письменно приемы обучения детей  выразительной речи на примере  одного стихотворного текста.

От того насколько выразительно прочитан текст (музыкально, напевно), зависит восприятие его детьми. Воспитатель не имеет права исправлять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального переживания, когда ребенок находится во власти поэзии. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с его опорой на текст,  система вопросов помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их существе (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируется эстетическая оценка прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Необходимо помочь детям понять трудные места. Дать возможность еще раз их послушать. вопросы лучше формулировать так чтобы дети могли отвечать словами текста.

Ознакомление детей с образным языком стихотворений о природе. При чтении стихов о природе основное внимание детей направляется не только на его содержание, но и на его прочувствование. По определению В.Белинского поэзия должна воздействовать на детей, как и музыка через сердце. Чем шире круг произведений художественной литературы и фольклора, с которыми мы знакомим детей в старшем дошкольном возрасте тем больше возможность для усвоения их языкового богатства, образности и выразительности. Вместе с тем наличие у детей навыков образной и выразительной речи свидетельствует о высоком уровне развития ее связности.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

 

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев река несет

На торжествующем хребте

Поднятый его лед!

Е.Баратынский.

  • О каких признаках весны рассказывается в стихотворении?
  • Послушайте еще раз эти строчки: «Шумят ручьи! Блестят ручьи!», как еще можно рассказать о весенних ручейках?
  • Нарисуйте картину о весне, которая описывается в этом стихотворении.

 

6) Составить рассказ  о жизни и творчестве писателя, поэта (на выбор) для детей старшего  дошкольного возраста. Подобрать  его произведения и наглядный  материал.

Лев Николаевич Толстой.

Этот автор написал очень много произведений. Его книги переведены на разные языки. Уже более ста лет произведения Льва Николаевича Толстого читают люди во всем мире.

Лев Николаевич был не только талантливым писателем, но и добрым, жизнерадостным, трудолюбивым человеком. Он жил в усадьбе Ясная поляна, де открыл школу для крестьянских детей, он сам учил их грамоте. С малых лет писатель мечтал о том, чтобы все люди были счастливы и никогда не сорились и любили друг-друга. В детстве со своими братьями и сестрами он искал зеленую палочку. На ней, по словам его старшего брата, было написано, как стать счастливым. Хотя дети так и не нашли заветную палочку, с годами Лев Николаевич понял, что счастливым может быть только добрый человек.

И прежде всего добру, честности, благоразумия, чуткости он учил детей в своих произведениях. Это такие рассказы как: «Два товарища», «Косточка» и др.

В стране мудрых уроков мы обязательно встретимся с добрыми и ответственными героями Льва Николаевича Толстого.

Тема 1. Диагностика речевого развития детей.

1) Составить тезисы  по источнику 1 (Алексеева М.М.., Яшина  В.И. Речевое развитие дошкольников. м., 1998.-160с.) и источник 2( Любина Г.А. Детская речь.- Мн.,2000 с.)

Источник 1. Настоящее пособие адресовано студентам средних и высших учебных заведений для организации самостоятельной работы. Основное содержание программа таких форм самостоятельной работы, как семинарские лабораторные занятия, курсовых и дипломных работ.

На семинарских занятиях предусмотрено расширение теоретических вопросов на основе изучения научной литературы по проблеме развития речи. Практические занятия направленные на обсуждение методов, вопросов, на разработку конспектов и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-граматических упражнений, планов работы на базе ознакомления с материалами специальных исследований речевого онтогенеза одной из форм организации учебного процесса является лабораторный практикум на базе ДУ. Именно здесь в полной мере реализовывания приняты – обучение через исследование. Высокая самостоятельность студентов при выполнении творческих задач.

Источник 2. Пособие предназначенное для педагогов, педагогов –психологов, преподавателей, студентов и учащихся педагогических учебных заведений. В нем сделана попытка довести некоторые теоретические положения речевого воспитания, представлены важные для практики выводы исследования детской речи, составленные ими схемы, графики, таблицы, таблицы показывают овладение речью детьми определенного возраста, определить основные понятия методики развития речи, а также познакомить со способностями проведения обследований речевого развития детей.

  • Данное пособие основано на правильности речевого воспитания дошкольников, является развитием связной речи детей.
  • В пособии описывается несколько видов обследований детской речи с использованием несложных различных приемов исследования и анализа.
  • В предлагаемых материалах практики найдут характерные речевые особенности у детей определенного возраста и рекомендации которые очень близки педагогическому процессу и являются его частью
  • Все предложенные материалы опубликованы в течении нескольких лет в детских садах города Бреста.

Тезисы по книге Г.А. Любина «Детская речь».

Детской речью интересовались с детских времен. В работах Квинтилиана обнаруживаются наблюдения, ценные речи, выводы о том что речь является фундаментом воспитания.

Я.А. Коменский полагал, что ребенка следует учить 3 вещам: разуму, действию, речи, но прежде нужно изучить ребенка.

Ж.Ж.Руссо считал, что развитие речи самый важный момент в жизни человека.

Песталоцци говорил о языке как о важнейшем средстве общения и познания.

В 19 веке интерес к детской речи усиливается. Ее исследуют изучают, описывают.

Известные писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, считали ранний возраст самым подходящим для обучения родному языку.

Н.А. Добролюбов считал, что уже в 3-4 года ребенок может сам составлять и производить слова.

Информация о работе Теоретические основы методики развития речи