Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, лекция
1. Теоретические основы методики развития речи.
2. Система работы по развитию речи детей в детском саду.
3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
4. Планирование работы по развитию речи в детском саду
5. Исторические этапы становления систем речевого развития детей.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
7. Литературное образование дошкольников
Группа «Малыши»
Задачи:
Группа «Почемучки»
Задачи:
Группа «Фантазеры»
Задачи:
4) Составить конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд». Группа «Фантазеры».
Программное содержание: связная речь: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный или на занятии выразительно передавать прямую речь персонажей. Грамматика: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа, существительных, звуковая культура речи, закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», учить самостоятельно, подбирать слова со звуком «с».
Материал: картинки с изображением зимней одежды, валенки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка. Картина «Саша и снеговик» Русакова Г.А. «Звучащее слово», - М., 1980.
Ход занятия.
Воспитатель читает рассказ «Поезд» , задает вопросы:
Затем воспитатель читает рассказ снова. Дети пересказывают его содержание. В случае затруднения воспитатель предлагает поиграть в поезд, помогает распределить роли, сам говорит текст от лица автора.
Физкультминутка: воспитатель предлагает поиграть в поезд.
- подумайте и расскажите,
как могли бы быть одеты
дети, воспитатель. Как был одет
Толя, когда играл в поезд? –
дополнительные вопросы он
- Толя пошел на прогулку
в теплых варежках, носках и
валенках, он надел меховую шубу
и шапку, повязал шею шарфом. Вся
одежда Толи была сложена в
шкафчик, поэтому он оделся быстро.
А Миша не сложил свои вещи
аккуратно, стал собираться на
прогулку, смотрит, а носков, валенок,
варежек нет (воспитатель демонстрирует
поочередно картинку). Решил Миша
исправиться и заранее
Воспитатель вывешивает картинку «Саша и снеговик». Дети рассматривают ее. Картина называется «Саша и снеговик». В этих словах есть звук «с». Этот звук встречается еще во многих словах о картинке (снеговик, сани, савок и т.д.)
5) Предложить
письменно приемы обучения
От того насколько выразительно прочитан текст (музыкально, напевно), зависит восприятие его детьми. Воспитатель не имеет права исправлять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального переживания, когда ребенок находится во власти поэзии. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с его опорой на текст, система вопросов помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их существе (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируется эстетическая оценка прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Необходимо помочь детям понять трудные места. Дать возможность еще раз их послушать. вопросы лучше формулировать так чтобы дети могли отвечать словами текста.
Ознакомление детей с образным языком стихотворений о природе. При чтении стихов о природе основное внимание детей направляется не только на его содержание, но и на его прочувствование. По определению В.Белинского поэзия должна воздействовать на детей, как и музыка через сердце. Чем шире круг произведений художественной литературы и фольклора, с которыми мы знакомим детей в старшем дошкольном возрасте тем больше возможность для усвоения их языкового богатства, образности и выразительности. Вместе с тем наличие у детей навыков образной и выразительной речи свидетельствует о высоком уровне развития ее связности.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев река несет
На торжествующем хребте
Поднятый его лед!
Е.Баратынский.
6) Составить рассказ о жизни и творчестве писателя, поэта (на выбор) для детей старшего дошкольного возраста. Подобрать его произведения и наглядный материал.
Лев Николаевич Толстой.
Этот автор написал очень много произведений. Его книги переведены на разные языки. Уже более ста лет произведения Льва Николаевича Толстого читают люди во всем мире.
Лев Николаевич был не только талантливым писателем, но и добрым, жизнерадостным, трудолюбивым человеком. Он жил в усадьбе Ясная поляна, де открыл школу для крестьянских детей, он сам учил их грамоте. С малых лет писатель мечтал о том, чтобы все люди были счастливы и никогда не сорились и любили друг-друга. В детстве со своими братьями и сестрами он искал зеленую палочку. На ней, по словам его старшего брата, было написано, как стать счастливым. Хотя дети так и не нашли заветную палочку, с годами Лев Николаевич понял, что счастливым может быть только добрый человек.
И прежде всего добру, честности, благоразумия, чуткости он учил детей в своих произведениях. Это такие рассказы как: «Два товарища», «Косточка» и др.
В стране мудрых уроков мы обязательно встретимся с добрыми и ответственными героями Льва Николаевича Толстого.
Тема 1. Диагностика речевого развития детей.
1) Составить тезисы по источнику 1 (Алексеева М.М.., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. м., 1998.-160с.) и источник 2( Любина Г.А. Детская речь.- Мн.,2000 с.)
Источник 1. Настоящее пособие адресовано студентам средних и высших учебных заведений для организации самостоятельной работы. Основное содержание программа таких форм самостоятельной работы, как семинарские лабораторные занятия, курсовых и дипломных работ.
На семинарских занятиях предусмотрено расширение теоретических вопросов на основе изучения научной литературы по проблеме развития речи. Практические занятия направленные на обсуждение методов, вопросов, на разработку конспектов и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-граматических упражнений, планов работы на базе ознакомления с материалами специальных исследований речевого онтогенеза одной из форм организации учебного процесса является лабораторный практикум на базе ДУ. Именно здесь в полной мере реализовывания приняты – обучение через исследование. Высокая самостоятельность студентов при выполнении творческих задач.
Источник 2. Пособие предназначенное для педагогов, педагогов –психологов, преподавателей, студентов и учащихся педагогических учебных заведений. В нем сделана попытка довести некоторые теоретические положения речевого воспитания, представлены важные для практики выводы исследования детской речи, составленные ими схемы, графики, таблицы, таблицы показывают овладение речью детьми определенного возраста, определить основные понятия методики развития речи, а также познакомить со способностями проведения обследований речевого развития детей.
Тезисы по книге Г.А. Любина «Детская речь».
Детской речью интересовались с детских времен. В работах Квинтилиана обнаруживаются наблюдения, ценные речи, выводы о том что речь является фундаментом воспитания.
Я.А. Коменский полагал, что ребенка следует учить 3 вещам: разуму, действию, речи, но прежде нужно изучить ребенка.
Ж.Ж.Руссо считал, что развитие речи самый важный момент в жизни человека.
Песталоцци говорил о языке как о важнейшем средстве общения и познания.
В 19 веке интерес к детской речи усиливается. Ее исследуют изучают, описывают.
Известные писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, считали ранний возраст самым подходящим для обучения родному языку.
Н.А. Добролюбов считал, что уже в 3-4 года ребенок может сам составлять и производить слова.
Информация о работе Теоретические основы методики развития речи