Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, лекция
1. Теоретические основы методики развития речи.
2. Система работы по развитию речи детей в детском саду.
3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
4. Планирование работы по развитию речи в детском саду
5. Исторические этапы становления систем речевого развития детей.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
7. Литературное образование дошкольников
Вторник.
Прием детей
Художественная литература. Звуковая литература речи: повторение стихотворений ( с детьми с плохой памятью)
Ручной труд (индивидуально)
Занятие.
Освоение грамматически правильной речи: занятие по подготовке обучения грамоте со своей группой
Четверг
Утренняя прогулка
Словарная работа: наблюдения на улице (чистота и удобство улицы, красота, праздничные крошения) со всей группой
Время игр и труда
Художественная литература: работа в книжном уголке (рассматривание мелких картинок, ото, рисунков детей) с подгруппами
Вечерняя прогулка
Звуковая культура: групповые упражнения для развития речевого дыхания, слуха (с подгруппой)
Значение планирования.
Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования. Речевое развитие ребенка осуществляется в процессе его общения с окружающими людьми, рассматривается как формирование индивидуальной языковой способности. Педагог обязан усиливать индивидуальные особенности детей, выбирать более эффективные пути влияния на речь воспитанников. Планирование работы по развитию речи есть проектирование развития и становления речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативность.
Принципы планирования.
Виды планирования.
Перспективный план – определяет основные направления в работе воспитателя и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателя и группы. Устоявшихся норм и правил оформления. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Есть опубликованные сборники конспектов- занятий, своеобразный типовой перспективный план работы. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи.
Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
Работа с детьми
также планируется на
Перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.
Календарно-перспективное
планирование – сочетает в
себе элементы перспективного
и календарного плана и
Календарное планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течении дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, преследующих цель формирования умений разговорной речи, навыков, культуры, речевого общения, расширение кругозора детей.
Требование к формированию плана занятия:
В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений: работа в ходе подвижных игр, упражнения, труд, индивидуальная работа, коллективная работа.
Вечер – удобное время для развлечений, игр, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы. По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течении дня. Педагогическая работа с детьми требует не только планирования, но и постоянного анализа, который должен быть отраден в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей. В конце квартала, года педагог может подвести итоги работы по некоторым разделам.
Тема: 1. Исторические этапы становления систем
речевого развития детей.
1. Организация первоначального
обучения. Организация обучения
Ушинского подразумевает
Приучайте ребенка к постоянству деятельности в одном направлении, но приучайте осторожно, по немного, а в первое время учения чем разнообразнее будет урок и чем разнообразнее деятельность которую вы требуете, тем более вы успеете сделать (Ушинский). На основании физиологического и психического закона современное первоначальное обучение открывается не одним а несколькими предметами.
2. Методика первоначального обучения родному языку. Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду что дитя не зависимо от учения, развивается с каждым днем, и развивается очень быстро, чем в возрасте 10-15 лет. Угадать настоящее время, для начала учения довольно трудно. Всякое органическое развитие совершается в определенный период времени и что наше дело не ускорять и не замедлять этого развития, а только давать ему здоровую духовную пищу.
Ушинский рекомендует начинать пробовать заниматься с ребенком на седьмом году жизни, по охоте к рисованию, по способности его сосредотачивать внимание на одном предмете, слушать то, что ему говорят и выражаться не отрывочными словами, а полными предложениями, заключать о возможности начать методическое обучение.
Продолжительность урока на первое время, довольно будет часа по утру и полчаса после обеда. На следующий год можно будет прибавить по получасу – полтора часа утром и час после обеда, далее 2 часа утром. До девяти лет не идти больше трех часов ежедневно. Сначала через каждые полчаса, а затем через час давать полный отдых ребенку (побегать, попрыгать).
На первоначальном обучении дети должны исполнять все свои уроки в классе под надзором и руководством учащих, которые должны сначала выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому.
3.Изложение первоначальной
дидактики родного языка
При звуковом способе изучения грамоты особенно если при этом разом изучается и письмо и чтение правописание и чистописание начинаются с первых же уроков азбуки.
4.Язык каждого народа, создан самим народом. Язык народа – лучший, никогда неувядающий, и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границей истории. В сокровищницу родного слова складывается одно поколение за другим, плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости – словом весь след своей духовной жизни народ бережливо сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая общительная и прочная связь соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.
Ребенок развитие, которого не было извращено насильственно, по большей части в пять или шесть лет, говорит очень бойко и правильно на своем родном языке. Созданный народом, развивает в духе ребенка способность, которая создает в человеке слово и которая отнимает человека от животного, развивает дух. Но этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому но и но и учит удивительно легко, по какому то удивительно не досягающему методу.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова их сложение и видо изменение, но бесконечное множество понятий, воззрение на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два три года, столько, что и половины того не могут усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий и народный педагог – родное слово.
Автор материалов собранных в этой книге – крупный деятель в области дошкольного воспитания. Большой вклад сделан ею в методике обучения детей родному языку в детском саду. В основу предлагаемого пособия положена работа Тихеевой «Развитие речи дошкольника» дополнена интересными и научными материалами, взятыми из архива. В книге излагается методика развития речи разработанная Е.И. Тихеевой. Пособие предназначается для воспитателей детских садов.
4) Из источника
№ 1 выделите письменно три
Усвоению звуковой системы родного языка посвящены исследования Г.М. Яшиной и М.М. Алексеевой. Психолого – педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:
Изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка посвящены исследования Н.П. Савельевой, В.И. Яшиной и др. развитие морфологической и синтаксической речи исследовалось Ф.А. Сохиным, А.А. Захаровой. На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста: Ф.А. Сохина, И.О. Ушакова., в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связной речи. В качестве основного показателя выступают умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных видов связных высказываний. Когнитивное направление представлено работами, посвященными формированию осознания языка и речи, фонематического восприятия( С.И. Карпова, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова). Эти исследования были связаня с разработкой методики обучения чтению детей 5-6 лет на основе метода Д.Б. Эльконина жедется Л.Е. Журовой. Результаты исследования изменили подходы к содержанию и формам обучения.
Тема 1. Исторические этапы становления систем
речевого развития личности.
3) Сделать аннотированный
перечень источников
Информация о работе Теоретические основы методики развития речи