Теоретические основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, лекция

Краткое описание

1. Теоретические основы методики развития речи.
2. Система работы по развитию речи детей в детском саду.
3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
4. Планирование работы по развитию речи в детском саду
5. Исторические этапы становления систем речевого развития детей.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
7. Литературное образование дошкольников

Файлы: 1 файл

Межсессионка по МРР.docx

— 110.34 Кб (Скачать)

 

Вторник.

Прием детей

Художественная литература. Звуковая литература речи: повторение стихотворений ( с детьми с плохой памятью)

Ручной труд (индивидуально)

Занятие.

Освоение грамматически правильной речи: занятие по подготовке обучения грамоте со своей группой

 

Четверг

Утренняя прогулка

Словарная работа: наблюдения на улице (чистота и удобство улицы, красота, праздничные крошения) со всей группой

Время игр и труда

Художественная литература: работа в книжном уголке (рассматривание мелких картинок, ото, рисунков детей) с подгруппами

Вечерняя прогулка

Звуковая культура: групповые упражнения для развития речевого дыхания, слуха (с подгруппой)

 

  1. Составить тезисы по источнику Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1998- С.82-90

Значение планирования.

Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования. Речевое развитие ребенка осуществляется в процессе его общения с окружающими людьми, рассматривается как формирование индивидуальной языковой способности. Педагог обязан усиливать  индивидуальные особенности детей, выбирать более эффективные пути влияния на речь воспитанников. Планирование работы по развитию речи есть проектирование развития и становления речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативность.

Принципы планирования.

  1. В плане должны найти отражения все разделы программы речевого развития.
  2. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности (быт, игра, труд).
  3. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
  4. Индивидуальный подход к детям. При планировании следует учитывать не только возрастные особенности но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.
  5. Учет конкретных условий, характер общения в семье, общение со сверстниками, местный диалект)
  6. Систематичность педагогического воздействия на речь.

 

Виды планирования.

Перспективный план – определяет основные направления в работе воспитателя и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателя и группы. Устоявшихся норм и правил оформления. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).

Есть опубликованные сборники конспектов- занятий, своеобразный типовой перспективный план работы. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи.

Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.

 Работа с детьми  также планируется на длительный  срок. На полугодие или на год  целесообразно планировать работу  с семьей по созданию благоприятной  для речевого развития ребенка  среды (работа с родителями, методы, помощь, семье).

Перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.

 Календарно-перспективное  планирование – сочетает в  себе элементы перспективного  и календарного плана и ведется  с учетом времени года. При  таком планировании удобно использовать  картотеку занятий, наблюдений, игр. Кроме содержания работы на  карточках указываются воспитательно-образовательные  задачи, которые решаются с использованием  данного материала. При планировании  индивидуальной работы имена  детей проставляются после занятия, игры и наблюдения в соответствии  с указанным видом и формами  индивидуальной работы.

Календарное планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течении дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, преследующих цель формирования умений разговорной речи, навыков, культуры, речевого общения, расширение кругозора детей.

Требование к формированию плана занятия:

  1. Название занятия
  2. Задачи которые предстоит решать
  3. Дидактический материал
  4. Последовательный ход занятия
  5. Способ организации детей на занятии (где и с кем)

В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений: работа в ходе подвижных игр, упражнения, труд, индивидуальная работа, коллективная работа.

Вечер – удобное время для развлечений, игр, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы. По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течении дня. Педагогическая работа с детьми требует не только планирования, но и постоянного анализа, который должен быть отраден в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей. В конце квартала, года педагог может подвести итоги работы по некоторым разделам.

Тема: 1. Исторические этапы становления систем

речевого развития детей.

  1. Подготовить анализ книги К.Д. Ушинского «Родное слово».

1. Организация первоначального  обучения. Организация обучения  Ушинского подразумевает распределение  времени занятий. Выучить ребенка  писать и читать заставлять  невредно (так считал Ушинский) потому  что чем далее вы будете  оберегать ребенка от серьезных  занятий, тем труднее для него  потом будет переходить к ним. Начинать учение нужно с азбуки. По природе дети быстро устают, если ребенок устал читать, внимание  его ослаблено процесс понимания остановиться: заставьте дитя полчаса пописать, порисовать, посчитать, попеть.

Приучайте ребенка к постоянству деятельности в одном направлении, но приучайте осторожно, по немного, а в первое время учения чем разнообразнее будет урок и чем разнообразнее деятельность которую вы требуете, тем более вы успеете сделать (Ушинский). На основании физиологического и психического закона современное первоначальное обучение открывается не одним а несколькими предметами.

2. Методика первоначального  обучения родному языку. Приступая  к учению ребенка, надобно иметь  в виду что дитя не зависимо от учения, развивается с каждым днем, и развивается очень быстро, чем в возрасте 10-15 лет. Угадать настоящее время, для начала учения довольно трудно. Всякое органическое развитие совершается в определенный период времени и что наше дело не ускорять и не замедлять этого развития, а только давать ему здоровую духовную пищу.

Ушинский рекомендует начинать пробовать заниматься с  ребенком на седьмом году жизни, по охоте к рисованию, по способности его сосредотачивать внимание на одном предмете, слушать то, что ему говорят и выражаться не отрывочными словами, а полными предложениями, заключать о возможности начать методическое обучение.

      Продолжительность  урока на первое время, довольно  будет часа по утру и полчаса после обеда. На следующий год можно будет прибавить по получасу – полтора часа утром и час после обеда, далее 2 часа утром. До девяти лет не идти больше трех часов ежедневно. Сначала через каждые полчаса, а затем через час давать полный отдых ребенку (побегать, попрыгать).

На первоначальном обучении дети должны исполнять все свои уроки в классе под надзором и руководством учащих, которые должны сначала выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому.

3.Изложение первоначальной  дидактики родного языка главное  центральное занятие. Есть практическое  упражнение в языке устное  и письменное. Письменные упражнения  имеют две цели:

  • Правильное по правописанию и красивое по чистописанию письменное изложение своих или чужих мыслей
  • Саму толковость изложения, чтобы мысль была последовательна, связна, ясна, проста. Если дитя с самого начала совместному обучению чтению и письму по звуковой методе ведется правильно, то весьма часто можно соединять упражнение в письменном выражении своих мыслей с упражнениями правописания.

При звуковом способе изучения грамоты особенно если при этом разом изучается и письмо и чтение правописание и чистописание начинаются с первых же уроков азбуки.

4.Язык каждого народа, создан самим народом. Язык народа – лучший, никогда неувядающий, и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границей истории. В сокровищницу родного слова складывается одно поколение за другим, плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости – словом весь след своей духовной жизни народ бережливо сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая общительная и прочная связь соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.

Ребенок развитие, которого не было извращено насильственно, по большей части в пять или шесть лет, говорит очень бойко и правильно на своем родном языке. Созданный народом, развивает в духе ребенка способность, которая создает в человеке слово и которая отнимает человека от животного, развивает дух. Но этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому но и но и учит удивительно легко, по какому то удивительно не досягающему методу.

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова их сложение и видо изменение, но бесконечное множество понятий, воззрение на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два три года, столько, что и половины того не могут усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий и народный педагог – родное слово.

  1. Составить письменную анатацию на книгу Е.И. Тихеевой. «Развитие речи детей» (М., 1981).

 

Автор материалов собранных в этой книге – крупный деятель в области дошкольного воспитания. Большой вклад сделан ею в методике обучения детей родному языку в детском саду. В основу предлагаемого пособия положена работа Тихеевой «Развитие речи дошкольника» дополнена интересными и научными материалами, взятыми из архива. В книге излагается методика развития речи разработанная Е.И. Тихеевой. Пособие предназначается для воспитателей детских садов.

4) Из источника  № 1 выделите письменно три основных  направления современных исследований  детской речи, их представителей, основные проблемы исследований.

Усвоению звуковой системы родного языка посвящены исследования Г.М. Яшиной и М.М. Алексеевой. Психолого – педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:

    • Структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уравнений системы языка: фонетического, лексического и грамматического:
    • Функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции
    • Когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка посвящены исследования Н.П. Савельевой, В.И. Яшиной и др. развитие морфологической и синтаксической речи исследовалось Ф.А. Сохиным, А.А. Захаровой. На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста: Ф.А. Сохина, И.О. Ушакова., в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связной речи. В качестве основного показателя выступают умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных видов связных высказываний. Когнитивное направление представлено работами, посвященными формированию осознания языка и речи, фонематического восприятия( С.И. Карпова, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова). Эти исследования были связаня с разработкой методики обучения чтению детей 5-6 лет на основе метода Д.Б. Эльконина жедется Л.Е. Журовой. Результаты исследования изменили подходы к содержанию и формам обучения.

Тема 1. Исторические этапы становления систем

речевого развития личности.

3) Сделать аннотированный  перечень источников современной  методической литературы, отражающих  результаты научных исследований.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение родному языку» М, 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина  В.И. «Речевое развитие дошкольников». М,1998г.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М, 2000г.
  4. Старжынская Н.С «Тэорыя і методыка развіцця беларускага маўлення дашкольнікаў». Мн, 2000г.
  5. Арушанова А.Г. «Дошкольный возраст6 формирование грамматического строя речи», 1999г.
  6. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» Мн, 2005г.

Информация о работе Теоретические основы методики развития речи