Теоретические основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, лекция

Краткое описание

1. Теоретические основы методики развития речи.
2. Система работы по развитию речи детей в детском саду.
3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
4. Планирование работы по развитию речи в детском саду
5. Исторические этапы становления систем речевого развития детей.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
7. Литературное образование дошкольников

Файлы: 1 файл

Межсессионка по МРР.docx

— 110.34 Кб (Скачать)

 

Тема 3. Подготовка детей к обучению грамоте.

1)Подготовить  аннотацию литературного источника  № 2.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева) под редакцией ГГ.И. Бабаевой, З.И.Михайлова, И.М. Гурович – СПБ: 1995, 288стр.

Программа разработана коллективом преподавателей, кафедры дошкольной педагогики РУПУ им. А.И. Герцена с позиции гуманистической педагогики, личностно-идеальностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Предлжены краткие методические советы педагогам, предполагающие максимум творчества и реализации программы. Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, разных типов, студентам и преподавателям педагогических институтов, колледжей, училищ.

  1. Сделать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных образовательных программах.

«Пралеска»

Группа «Малыши»

Грамматический стой речи.

Задачи:

  • Содействовать освоению детьми третьего года жизни грамматичнского оформления высказываний, изменению существительных по числам, падежам, глаголов по числам, временам, лицам, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, согласование слов между собой.
  • Побуждать и помогать строить разные типы предложений (простые с однородными членами, сложносочиненные, некоторые сложноподчиненные).

 

Группа «Почемучки»

Грамматический строй

Задачи:

  • Формировать у воспитанников умение правильно оценивать слова по формам, употреблять существительные в разных падежах: образовывать повелительную форму глагола; спрягать глаголы по лицам и числам; образовывать видовые пары глаголов
  • Содействовать овладению и совершенству умений правильно употреблять пространственные предлоги
  • Знакомить с отдельными неизменяемыми словами
  • Упражнять в огласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
  • Формировать умения подбирать разные слова и их формы для обозначения одного и того же объекта
  • Стимулировать детей к использованию разных типов простых и сложных предложжений
  • Способствовать овладению детьми некоторыми умениями и навыками словообразования: существительных с помощью суффиксов..

 

Группа «Фантазеры»

Грамматический строй речи

Задачи:

  • Воспитывать у детей осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно.
  • Формировать у детей стремление использовать в высказываниях различные типы предложений, приводить к употреблению синтаксических конструкций.
  • Содействовать дальнейшему развитию у детей умения грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать их между собой
  • Закреплять умение образовывать формы сравнительной степени прилагательных, содействовать овладению детьми умением с помощью суффикса изменять значение слов, придавая им другой смысловой оттенок.
  • Побуждать дошкольников к употреблению трудных форм знакомых слов, неизменяемых слов.
  • Формировать навыки словообразования глаголов, специальных прилагательных.
  • Закреплять умение образовывать название детенышей животных, стимулировать экспериментирование со словами, его звуковой оболочкой
  • Формировать умение составлять сложные слова из двух простых
  • Стимулировать и поощрять использование детьми разных слов и их форм для называния одних и тех де объектов

 

Программа «Детство»

Младший возраст.

Освоение грамматически правильной речи. Воспитатель помогает детям осваивать структуру простого предложения, пользоваться системой окончаний суфиксных, прилагательных глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени, использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности.

Средний возраст.

Освоение грамматически правильной речи.

Свободно пользоваться простыми прилагательными, осваивать структуру сложноподчиненного предложения для передачи временных, пространственно, причинно- следственных связей. С помощью воспитателя правильно использовать суффиксы, приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами. Самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного формирования речевого высказывания.

Старший возраст.

Освоение грамматически правильной речи. 

К старшему дошкольному возрасту, дети пользуются всеми основными  грамматическими формами речи, но это умение еще неустойчиво. Главная задача взрослых – упражнять детей в правильности использования для точного ворожения мыслей продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики. Дети шестого года жизни способны замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их. На седьмом году жизни самостоятельно активно упражняются в практическом использовании различных грамматических форм. Воспитатель поддерживает стремление детей образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединениями слов (сложные слова), придумывать предложение с заданиями, количеством слов, вычислять количество и последовательность слов в предложении. К концу дошкольного возраста ребенок уже умеет самостоятельно употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.

3)  Изучить  уровень практического осознания  элементов языка и речи одним  ребенком старшей группы по  схеме:

ФИО

ребенка

Оценка в баллах

Называние

слова

Звуковой анализ слова

Слоговой анализ слова

Анализ

Общая оценка

Афанасьев Женя

Ведерко

3

3

Придумал с этим словом простое предложение

3

Владеет формами правильной речи, освоил грамматический строй слова

Струев Андрей

Арбуз

2

1

Придумал не совсем удачное упражнение

1

Не совсем владеет грамматически правильной речью, не совсем усвоил программный строй слова.

Журова Алина

Кукла

4

4

4

Владеет грамматически правильной речью, усвоила грамматический строй слова


Игры по подготовке детей к обучению грамоте.

  • Усвоение занимательного грамматического материала (ребусы, метограммы и др.)
  • Составить слова Гол- рак (гора), кар-шар (каша), ком-пар (комар), пар-дом (паром),
  • С  м  росту я не глядя, С  р  ползаю везде.  (маком, раком).
  • Ё  - колючий, у  -  ползучий (Ёж, уж).

Игра «Купи игрушку»

Наглядный материал: игрушки: мяч, кукла, лиса, мишка, петрушка, собака, чебурашка.

Каждому играющему дается задание – купить игрушку, в название  которой два слова, игрушки разложены на столе. Воспитатель первый покупает игрушку, он четко произносит ее название, затем делит его на слоги (Кук-ла), произносит отдельно каждый слог, определяет их количество. Правильность ответа проверяют все. После того как игрушка с двухсложным названием (кукла, мишка, лиса) будут куплены, воспитатель предлагает детям покупать игрушки, в названии которых слышаться три части (машина, петрушка, собака). Когда будут проанализированы все ответы (инициатива в первую очередь предоставляется малоактивным детям), воспитатель выясняет почему никто не стал покупать мячь, Буратино и чебурашку. Дети должны ответить что по правилам игры, нужно было покупать игрушки название которых состоит из двух или трех частей

 

Разработать конспект занятии по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы.

Тема: «Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему».

Программное содержание: словарь грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); применять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову, раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов, учить определять предмет по его основным признакам, связная речь, закрепить умение составить рассказ на заданную тему.

Материал и оборудование: дидактический материал книга М. Щеговаловой.

Подготовительная работа: воспоминание про праздник первое мая.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что недавно был праздник первое мая. Спрашивает, какое было настроение в этот день (праздничное, веселое, радостное, бодрое).

- А если у человека  не очень хорошее настроение? Каким словом можно назвать  настроение? (не веселое, грустное, печальное, тоскливое)

- невеселое настроение  бывает, например от того, что  плохая погода, я сейчас прочитаю  вам стихотворение М. Щеловановой. В этом стихотворении как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого – плохое

- какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро. Сегодня скучное утро. И кажется будет дождь

- почему же плохое утро?

- сегодня не будет солнца. Сегодня будет хмурый, серый, пасмурный  день.

- Почему же не будет  солнца? Сегодня хорошее утро. Сегодня  веселое утр. И тучи уходят  прочь…

- какими словами противоположными  по смыслу, в стихотворении описано утро (плохое, хорошее, скучное, веселое).

Какими словами близкими по смыслу в стихотворении сказано про плохой день (хмурый, серый, пасмурный)

Далее воспитатель предлагает: послушайте, что я вам расскажу. Я слышала как один маленький мальчик сказал другому : «Посмотри у лошади два хвоста,  один хвост впереди, на шее, а другой сзади на спине». Какое слово не знал мальчик (грива). А маленькая девочка сказала : «Папа, тут дрова недавно пилили, вот пилилки валяются!». Как надо было сказать (опилки).

Проводится игра «Задумай слово». Предварительно воспитатель объясняет.

- слово нужно задумывать  всем, знакомые понятия: тот кого я вызову, скажет что означает задуманное слово. Но сначала отгадайте какое слово задумала я: комната, где занимаются ученики в школе, что это? (класс). А вот еще: маленький, упругий, шар для игры (мячик). Если дети отвечают мяч, то надо подчеркивать я сказала маленький. Далее слова задумывают дети.

 

 

 

Тема 2. Литературное образование дошкольников.

2) Представить  характеристику особенностей восприятия  детьми художественной литературы, задачи работы с книгой в  разных возрастных группах (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, Ребенок  и книга, - М., 1992г).

Рассматривание художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий непосильное содержание, а деятельность, которая выполняется (внутреннее содействие, сопереживание героям, воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект многоприемствия, участие в событиях. О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения в стадии:

  1. непосредственное восприятие
  2. воссоздание и переживание образа
  3. понимание идейного содержания произведения
  4. влияние художественной литературы на личность читателя.

Интерес к книге у ребенка появляется рано, сначала он просто пересматривает страницы, слушает взрослого, рассматривает иллюстрации. Затем появляется интерес к тексту (3 года). Е.И Флерина выделяла и такую особенность как наивность детского восприятия. Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

Гурович И.М. выделял два периода в эстетическом развитии:

  1. от двух до пяти лет
  2. после пяти лет

Для детей младшего дошкольного возраста характерны:

    • зависимость понимания текста от личного опыта
    • установление осознаваемых связей, событий
    • в центре внимания главный персонаж
    • эмоциональное отношение к героям ярко окрашено
    • тяга к ритмически организованному складу речи

В среднем возрасте:

    • правильно оценивают поступки персонажей
    • появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление воспроизводить, осмысливать обыгрывать его.

В старшем дошкольном возрасте:

    • осознают события которых не было в их личном опыте
    • их интересуют не только поступки героев но и мотив, переживание, чувство
    • могут улавливать подтекст
    • умение воспринимать текст в единстве содержания и формы

 

умение воспринимать литературное произведение формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.

3) Проследить  усложнение образовательных задач  по данному разделу в программе  «Пралеска».

Информация о работе Теоретические основы методики развития речи